г. Москва |
|
27 июля 2017 г. |
Дело N А41-29471/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Регион" - извещено, представитель не явился,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области - Илюхиной М.О. (представителя по доверенности от 19.07.2017), Федосеевой Т.Ю. (представителя по доверенности от 19.07.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.05.2017 по делу N А41-29471/17, принятое судьей Криворучко Е.С.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Регион" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - управления) от 30.03.2017 N АП05-07/07-2017 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 300 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.05.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представители управления в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя общества.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В ходе рассмотрения обращения министерства финансов Тульской области от 17.06.2016 исх. N 19-6-04-06/1950 (вх. N 2726 от 20.06.2016) управлением выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в действиях ООО "Алеф-Групп" (ИНН 5053036056 учредитель - Цибулевский М.А (размер доли 100% и генеральный директор)), ООО "Интеррус" (ИНН 5053035045 учредитель - Цибулевский М.А (размер доли 100% и генеральный директор)) и ООО "Регион" - участников электронного аукциона N 0166300020615000272 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по подготовке и опубликованию в периодическом печатном издании официальных информационных материалов органов местного самоуправления муниципального образования город Новомосковск, размещенного на сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу http://www.zakupki.gov.ru 15.12.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по подготовке и опубликованию в периодическом печатном издании официальных информационных материалов органов местного самоуправления муниципального образования город Новомосковск (извещение N 0166300020615000272) составила 3 000 000 рублей.
Из административных материалов следует, что в процессе указанного электронного аукциона подано четыре заявки:
-ООО "Алеф-Групп" (ИНН 5053036056, место нахождения: Московская область, г. Электросталь, ул. Спортивная, д. 24, IP адрес участника =195.239.21.171);
-ООО "Интеррус" (ИНН 5053035045, место нахождения: Московская область, г. Электросталь, ул. Спортивная, д. 24, IP адрес участника =195.239.21.171);
-ООО "Регион" (ИНН 5031092674, место нахождения: Московская область, г. Ногинск, ул. Интернационала, д. 72, IP адрес участника =195.239.21.171);
- Государственное учреждение Тульской области "Телеканал "Тула" (ИНН 7104050351, место нахождения: г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1, IP адрес участника =91.244.241.130).
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 26.01.2016 зафиксированы следующие итоговые ценовые предложения участников электронного аукциона:
N участника |
Наименование участника |
Итоговое ценовое предложение |
Дата |
Время |
IP - адрес участника |
1 |
ООО "Алеф-Групп" |
536 538,47 руб. |
25.01.16 |
12:43:39 |
IP =195.239.21.171 |
2 |
ООО "Интеррус" |
386 538,47 руб. |
25.01.16 |
12:43:44 |
IP =195.239.21.171 |
3 |
ООО "Регион" |
2 253 000,00 руб. |
25.01.16 |
13:03:27 |
IP =195.239.21.171 |
4 |
ГУТО "Телеканал "Тула" |
2 259 319,53 руб. |
25.01.16 |
12:41:30 |
IP =91.244.241.130 |
По результатам торгов победителем аукциона признано ООО "Регион", с ценой контракта 2 253 000 рублей, с минимальным снижением начальной (максимальной) цены контракта на -24,9%, т.к. заявки участников ООО "Интеррус" и ООО "Алеф Групп" не соответствовали требованиям, установленным в документации об электронном аукционе в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), пунктом 15 части 1 документации об аукционе в электронной форме: сведения об участниках содержатся в реестре недобросовестных поставщиков.
Согласно материалам дела N 05-04/04-2016 о нарушении антимонопольного законодательства, заявки и ценовые предложения ООО "Алеф-Групп", ООО "Интеррус" и ООО "Регион" на указанный электронный аукцион поданы с одного IP-адреса 195.239.21.171, контракт также заключен с IP-адреса 195.239.21.171.
Предоставление одного и того же IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе, одним и тем же провайдером невозможно в силу того что, действующие стандарты DHCP (протокол динамической настройки узла) - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP, не позволяют организовать повторяющуюся IP-адресацию, как статически, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправлений с последующей блокировкой IP-адреса.
Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако, коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Использование ООО "Алеф-Групп", ООО "Интеррус" и ООО "Регион" одной выделенной сети свидетельствует о доверии указанных обществ к своему конкуренту на электронных аукционах. Следовательно, такие действия возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Данные проанализированные антимонопольным органом свидетельствуют об активном поведении ООО "Алеф-Групп", ООО "Интеррус" и ООО "Регион" в борьбе за контракт с другим хозяйствующим субъектом, а также совместной подготовки и координированию своих действий при участии в аукционе с реестровым N 0166300020615000272, что свидетельствует о заключении соглашения о совместной деятельности между хозяйствующими субъектами.
Согласно материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства, ООО "Алеф-Групп", ООО "Интеррус" и ООО "Регион" не входят в одну группу лиц по признакам, предусмотренным частью 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
По данному факту в присутствии представителя общества - Рязанова С.Б. действующего на основании доверенности от 09.01.2017, в отношении общества 17.03.2017 составлен протокол об административном правонарушении, 15.02.2017 решение о признании общества нарушившим пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции и 30.03.2017 в присутствии представителя общества - Рязанова С.Б. действующего на основании доверенности от 09.01.2017 вынесено постановление по делу N АП05-07/07-2017, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в виде 300 000 рублей штрафа.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене названного постановления управления, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В силу пункта 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Поскольку при доказывании картельных или иных антиконкурентных соглашений используется комплекс косвенных доказательств, через доказывание синхронности и единообразия действий хозяйствующих субъектов в отсутствие объективных экономических причин и (или) действия хозяйствующих субъектов не могли иметь место ни при каких иных условиях, кроме как при условии наличия сговора между ними.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (Заказчиков). Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям. В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Из административных материалов следует, что в ходе рассмотрения дела управлением выявлена совокупность доказательств нарушения норм статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно:
- заявки и ценовые предложения всех трех участников - ООО "Алеф-Групп", ООО "Интеррус", ООО "Регион" подавались с одинакового IP-адреса - 1Р=195.239.21.171, с минимальной разницей во времени;
- отсутствие копии действующего свидетельства о регистрации средства массовой информации и то, что сведения об участниках содержатся в реестре недобросовестных поставщиков указывает на то, что данные лица (ООО "Алеф-Групп" и ООО "Интеррус") преднамеренно исключали возможность положительного рассмотрения Аукционной комиссией вторых частей их заявок на участие в аукционе (извещение N 0166300020615000272) и заключения с ними муниципального контракта по результатам торгов. Таким образом, ООО "Алеф-Групп" и ООО "Интеррус" изначально не планировали бороться за победу в вышеуказанном электронном аукционе, а подавали заявки в нем формально, исключительно с целью повлиять на цену контракта для получения преимущества третьим лицом - ООО "Регион";
- муниципальный контракт между ООО "Регион" и администрацией муниципального образования город Новомосковск был заключен с IP-адреса - 1Р=195.239.21.171.
В материалах дела имеются доказательства того, что ООО "Алеф-Групп" и ООО "Интеррус" не входят с ООО "Регион" в состав одной группы лиц и, следовательно, не попадают под исключение, установленное частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Представленные доказательства, отвечают признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что при подаче заявок и ценовых предложений на электронном аукционе N 0166300020615000272 у ООО "Регион" и иных компаний произошло случайное совпадение IP - адреса, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Событие и состав вмененного обществу правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе решением управления от 15.02.2017 по делу N 05-04/04-2016 о признании общества нарушившим пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите прав конкуренции.
Довод общества о несоответствии назначенного наказания характеру совершенного административного правонарушения также подлежит отклонению.
Ответственность за совершение действий, признаваемых заключением ограничивающих конкуренцию соглашения, а равно участия в нем и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в том числе в виде наложение административного штрафа на юридических лиц от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов (в редакции от 07.03.201).
Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по подготовке и опубликованию в периодическом печатном издании официальных информационных материалов органов местного самоуправления муниципального образования город Новомосковск (извещение N 0166300020615000272) составила 3 000 000 рублей.
Таким образом, назначение обществу административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей, при отсутствии смягчающих обстоятельств отвечает требованиям части 3 статьи 4.2 КоАП РФ
При этом суд учитывает правовую позицию, изложенную в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 14.12.2015 по делу N А40-75962/2015 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2017 N 305-АД17-1852 по делу N А40-170978/2015.
Требования к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению наказания проверены апелляционным судом и признаны соблюденными. Основания для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным отсутствуют.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.05.2017 по делу N А41-29471/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29471/2017
Истец: ООО "Регион"
Ответчик: Управление антимонопольной службы по Тульской области
Третье лицо: Управление антимонопольной службы по Тульской области