город Ростов-на-Дону |
|
27 июля 2017 г. |
дело N А53-24657/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.
при участии:
от акционерного общества "Донэнерго" - Плешакова Д.Ю. по доверенности от 18.05.2016 N 96,
от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области - Субботина В.М. по доверенности от 09.01.2017 N Юр-09/7,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Донэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2017 по делу N А53-24657/2016, принятое в составе судьи Еремина Ф.Ф., по заявлению акционерного общества "Донэнерго" к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинский Ростовской области, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Донэнерго" (далее - АО "Донэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинске Ростовской области (далее - пенсионный фонд, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 18.08.2016 N 1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что решение пенсионного фонда соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Донэнерго" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что судом не принят во внимание тот факт, что сумма штрафа рассчитана пропорционально первоначальной сумме недоимки, которая была скорректирована пенсионным фондом с учетом фактически отработанного времени.
В отзыве на апелляционную жалобу пенсионный фонд просил оставить решение суда без изменения, указав, что штраф исчислен исходя из суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за 2013 - 2015 годы в отношении 35 застрахованных лиц, по которым обществом представлены недостоверные сведения, то есть 5% от суммы 3 586 037,47 рублей.
В судебном заседании представитель акционерного общества "Донэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы. Дополнительно пояснил, что постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2017 по делу N А53-24656/2016 отменены судебные акты судов первой и апелляционной инстанции. Обстоятельства, установленные данным судебным актом суда кассационной инстанции, имеют преюдициальное значение для правильного рассмотрения настоящего дела.
Представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинский Ростовской области не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинский Ростовской области назначена плановая выездная проверка в отношении АО "Донэнерго" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
В ходе выездной проверки было установлено, что в 2013, 2014 и 2015 годах плательщиком не были включены в объект обложения страховыми взносами:
- по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), выплаты, начисленные в пользу физических лиц, работающих в должностях: "электросварщик ручной сварки", "электромонтер по монтажу кабельной линии", "электрогазосварщик", "аккумуляторщик", "каменщик";
- непринятые к зачету территориальным органом ФСС суммы расходов по обязательному социальному страхованию.
По результатам выездной проверки составлен акт выездной проверки от 18.07.2016 N 071/046/17-2016.
По результатам рассмотрения акта выездной проверки от 18 июля 2016 года N 071/046/17-2016 пенсионным фондом 18.08.2016 вынесено решение о привлечении АО "Донэнерго" к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за недостоверные индивидуальные сведения, (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с назначением финансовой санкции в размере 179 301,87 руб.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что невключение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с тем, что работа во вредных условиях труда занимает ежедневно менее 80 процентов рабочего времени, не освобождает плательщика от обязанности начисления страховых взносов по дополнительным тарифам. При этом суд указал, что исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу согласно части 2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию.
В обоснование указанной правовой позиции суд также сослался на вступившее в законную силу постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А53-24656/2016, в рамках которого отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения пенсионного фонда от 18.08.2016 N 071/046/17-2016 и решения от 30.09.2016 N 12, в том числе в части начисления недоимки по дополнительному тарифу в размере 45 332,97 рублей, 9 037,99 рублей и 9 066,59 рублей штрафа по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, а также 1 484,31 рублей недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Между тем на дату рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу постановлением суда кассационной инстанции от 21.07.2017 вышеуказанное постановление суда апелляционной инстанции и решение арбитражного суда первой инстанции в части отменены. Признано недействительным решение пенсионного фонда от 18.08.2016 N 071/046/17-2016 в части начисления по дополнительному тарифу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также соответствующих пеней и штрафов.
Суд кассационной инстанции указал, что суды не учли следующее.
Назначение и уплата дополнительных страховых взносов является обеспечением права соответствующих работников на получение досрочной трудовой пенсии.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Пунктом 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ установлено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Закона. При этом для целей, определенных статьей 7 Закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Исходя из пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В связи с этим занятость работников на особых видах работ менее 80% рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего дня, исключает возможность включения этих периодов работы в стаж, дающий право упомянутым работникам на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Исполнение обязанности работодателя уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу напрямую связано с возможностью возникновения права на льготную пенсию у соответствующего работника. Следовательно, если у работника отсутствует право на досрочную пенсию (что подкреплено результатами специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест), а именно такова ситуация при занятости на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда менее 80% рабочего времени, то дополнительные страховые взносы начислять не следует.
Исходя из статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" целями страховой пенсии, предоставляемой на основе обязательного пенсионного страхования, являются создание материальной основы для пенсионного обеспечения, поддержание материальной обеспеченности и удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 11 Закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку у лиц, выполняющих работы на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда менее 80 процентов рабочего времени, право на льготную пенсию не наступает, обязанность у работодателя (страхователя) по уплате дополнительных тарифов отсутствует.
Сходный правовой подход сформирован в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П, исходя из которого наличие у отдельных категорий работников права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости зависит в том числе от уплаты страховых взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Страховые взносы являются индивидуально возмездными обязательными платежами, уплачиваемыми в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Их персональным целевым назначением является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи, как отмечается в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения, возникают в связи с несением бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования. Страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы засчитывается им при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. С выполнением этой обязанности связывается реализация права на получение трудовой пенсии в надлежащем объеме и ему корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Указанный механизм призван обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и в конечном счете -выплату трудовых пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда. В расчетный пенсионный капитал застрахованного лица включаются поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы страховых взносов, уплата которых является необходимым условием для включения соответствующих периодов трудовой деятельности застрахованного лица в его страховой стаж, а размер трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) непосредственно зависит от суммы уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации в его пользу страховых взносов. Приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица зависит в том числе от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции указал, что выводы судебных инстанций о наличии у общества обязанности по применению дополнительного тарифа при исчислении и уплате страховых взносов в рассматриваемом случае основаны на неправильном применении норм права к установленным обстоятельствам.
Учитывая, что выводы пенсионного органа в части доначисления страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, на выплаты, начисленные в пользу физических лиц, работающих в должностях: "электросварщик ручной сварки", "электромонтер по монтажу кабельной линии", "электрогазосварщик", "аккумуляторщик", "каменщик", изложены в акте проверки от 18.07.2016 N 071/046/17-2016, на основании которого принималось как решение пенсионного фонда от 18.08.2016 N 1, оспариваемое в рамках настоящего дела, так и решение пенсионного фонда от 18.08.2016 N 071/046/17-2016, признанное недействительным в части начисления по дополнительному тарифу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также соответствующих пеней и штрафов в рамках дела N А53-24656/2016, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что вышеуказанные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности начислений по дополнительным тарифам, установлены вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2017 по делу N А53-24656/2016, в котором участвовали те же лица, что и в настоящем деле.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рассматриваемом случае не подлежал применению дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при исчислении и уплате страховых взносов, оспариваемое в рамках настоящего дела решение пенсионного фонда от 18.08.2016 N 1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования является незаконным.
Обжалуемое решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права.
В порядке статьи 110 АПК РФ судебные расходы на оплату госпошлины по заявлению, апелляционной жалобе и за ходатайство о принятии обеспечительных мер подлежат взысканию с пенсионного фонда в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2017 по делу N А53-24657/2016 отменить. Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинске Ростовской области от 18.08.2016 N 1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинске Ростовской области в пользу акционерного общества "Донэнерго" (ОГРН 1076163010890, ИНН 6163089292) 3 000 (Три тысячи) рублей госпошлины по заявлению, 3 000 (Три тысячи) рублей госпошлины за ходатайство о принятии обеспечительных мер и 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24657/2016
Истец: АО "ДОНЭНЕРГО"
Ответчик: ГУ - ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинский Ростовской области, ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменск-Шахтиноском РО