Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 октября 2017 г. N Ф07-11323/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 июля 2017 г. |
Дело N А42-992/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Згурской М.Л., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Николаевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15184/2017) ГУ-Мурманское региональное отделение ФСС РФ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.05.2017 по делу N А42-992/2017 (судья Кабикова Е.Б.), принятое
по заявлению АО Филиал СРЗ "Нерпа" "ЦС Звездочка", АО "ЦС Звездочка"
к ГУ-Мурманское региональное отделение ФСС РФ
о признании недействительными решений в части, об обязании возвратить оплаченные по требованию N 336 от 27.12.2016 суммы недоимки, пени, штрафа пропорционально удовлетворенным требованиям
установил:
Акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка" (ОГРН 1082902002677, место нахождения: проезд Машиностроителей, дом 12, город Северодвинск, Архангельская область, 164509, далее - Общество) в лице филиала "Судоремонтный завод "Нерпа" (адрес филиала: город Снежногорск-2, Мурманская область, 184682) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному учреждению - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025100836166, место нахождения: проспект Кольский, дом 156, город Мурманск, 183050, далее - фонд, учреждение) в лице Филиала N 1 о признании недействительными решений:
- от 09.12.2016 N 336 оссо непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 22 001 руб.
47 коп.;
- от 09.12.2016 N 336 осво привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания недоимки в размере 690 руб. 49 коп., обязав МРО ФСС вернуть АО "ЦС "Звездочка" оплаченную по требованию N 336 от 27.12.2016 сумму недоимки, пени, штрафа пропорционально удовлетворённым требованиям;
- от 09.12.2016 N 336 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части взыскания недоимки в размере 185 руб. 93 коп., обязав МРО ФСС вернуть АО "ЦС "Звездочка" оплаченную по требованию N 336 от 27.12.2016 сумму недоимки, пени, штрафа пропорционально удовлетворённым требованиям.
Решением суда от 02.05.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Фонд, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции неправомерно применен районный коэффициент не к пособию, а к минимальному размеру оплаты труда.
Стороны, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения директора Филиала N 1 Государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.09.2016 N 336н/с в период с 19.09.2016 по 14.10.2016 Фондом проведена документальная выездная проверка заявителя по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 17.11.2016 N 336 "н/с", на основании которого, с учётом письменных возражений заявителя N 872-0045-2806, вынесено решение от 09.12.2016 N 336 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в виде взыскания штрафа в сумме 93 руб. 90 коп.
Одновременно указанным решением заявителю предложено перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 469 руб. 48 коп., пени в сумме 4 248 руб. 23 коп. и штрафные санкции в сумме 93 руб. 90 коп., а также отразить в бухгалтерском учёте и расчёте по начисленным и уплаченным страховым взносам (Форма 4-ФСС РФ) недоимку по страховым взносам, в том числе не принятые к зачёту расходы.
Фондом выставлено требование от 09.12.2016 N 336 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачёту, проведении корректировки расходов путём отражения не принятых к зачёту расходов в отчётности за период с 01.10.2016 по 31.12.2016 в сумме 57 904 руб. 65 коп.
На основании решения директора Филиала N 1 Государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.09.2016 N 336 осв в период с 19.09.2016 по 14.10.2016 Фондом проведена выездная плановая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 17.11.2016 N 336 осв, на основании которого, с учётом письменных возражений заявителя N 872-0045-2806, вынесено решение от 09.12.2016 N 336 осв о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 01.01.2017) в виде взыскания штрафа в сумме 353 руб. 17 коп.
Одновременно указанным решением заявителю начислены пени в сумме 969 руб. 96 коп., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 1 765 руб. 87 коп., штраф в сумме 353 руб. 17 коп. и пени в сумме 969 руб. 96 коп.
На основании решения директора Филиала N 1 Государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.09.2016 N 336 осс в период с 19.09.2016 по 14.10.2016 Фондом проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 17.11.2016 N 336 осс, на основании которого, с учетом письменных возражений заявителя N 872-0045-2806, вынесено решение от 09.12.2016 N 336 осс о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведённых заявителем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтверждённые документами, произведённые на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, в счёт уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 57 904 руб. 65 коп.
Одновременно указанным решением заявителю предложено произвести корректировку сумы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путём отражения суммы не принятых к зачёту расходов в сумме 57 904 руб. 65 коп. в бухгалтерском учёте и отчетности за период с 01.10.2016 по 31.12.2016.
Фондом выставлено требование от 27.12.2016 N 336 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование в общей сумме 7 900 руб. 61 коп. в срок до 09.01.2017.
Суммы недоимки, пени и штрафов, указанные в требовании от 27.12.2016 N 336 заявителем уплачены.
Не согласившись с вышеуказанными решениями Фонда, заявитель обратился с заявлением в суд о признании недействительными решений от 09.12.2016 N N 336, 336 осс, 336 осв в части.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что минимальный размер оплаты труда, применяемый в случаях, установленных частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, в целях сравнения со средним заработком работника, увеличивается на соответствующий районный коэффициент.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Положениями частей 1 и 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 1 Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ).
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Содержащаяся в Федеральном законе N 165-ФЗ норма предоставляющая страховщикам право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением закона, корреспондирует с пунктом 18 Раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, в соответствии с которым расходы по государственном социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе, не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен в статье 14 Федерального закона N 255-ФЗ, а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В пункте 11.1 Положения N 375 также определено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из оспариваемых решений, основанием для непринятия соответствующих расходов общества к зачету и для начисления на указанные суммы страховых взносов послужили выводы фонда о том, что среднедневной размер пособия, рассчитанный АО "Центр судоремонта "Звездочка", исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ) установленного соответствующим федеральным законом на день наступления страхового случая, с учетом районного коэффициента, следовало рассчитывать, исходя из фактического среднего заработка, при этом районный коэффициент применяется к уже исчисленному размеру пособия из МРОТ.
Фонд в жалобе указывает, что при исчислении пособий в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ (при отсутствии в расчетном периоде у работника заработка либо если его средний заработок за полный месяц меньше МРОТ) в силу Положения N 375 районный коэффициент следует применять к уже начисленному размеру пособий - на него нужно умножать исчисленную сумму пособия по временному нетрудоспособности.
Указанные доводы отклоняются судебной коллегией как основанные на ошибочном толковании норм права, так как районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия - исчислении среднего дневного заработка, в связи с чем при определении размера пособия работнику исчисление среднего заработка должно производиться из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2015 N 302-КГ15-1324 по делу N А19-7565/2014, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2014 N ВАС-5881/14 по делу N 27-8955/2013, постановлении АС Западно-Сибирского округа от 21.06.2017 по делу N А27-12058/2016.
С учетом этого, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, судебная коллегия считает, что фондом не представлено доказательств, подтверждающих неправомерность действий общества, наличие у него цели в виде неправомерного возмещения средств из фонда, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований для непринятия к зачету расходов общества на выплату пособия работникам общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, материалами дела не подтверждено, в связи чем судом первой инстанции обоснованно признано недействительным решения Государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.12.2016 N 336 осс о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 22 001 руб. 47 коп.; от 09.12.2016 N 336 осв о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления недоимки по страховым взносам в размере 690 руб. 49 коп. с соответствующими суммами пени и штрафа; от 09.12.2016 N 336 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части начисления недоимки по страховым взносам в размере 185 руб. 93 коп. с соответствующими суммами пени и штрафа.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о недействительности оспариваемых решений и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.05.2017 по делу N А42-992/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-992/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 октября 2017 г. N Ф07-11323/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ЦС Звездочка", АО Филиал СРЗ "Нерпа" "ЦС Звездочка"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-МУРМАНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ