Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 ноября 2017 г. N Ф03-3640/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
31 июля 2017 г. |
А73-1890/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Дроздовой В.Г., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 18" управления здравоохранения администрации города Хабаровска: Федорова О.В. представитель по доверенности от 10.03.2017;
от государственного учреждения Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 7: Николенко Я.Ю. представитель по доверенности от 01.01.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7
на решение от 22.05.2017 по делу N А73-1890/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 18" управления здравоохранения администрации города Хабаровска
к государственному учреждению - Хабаровскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7
о признании недействительным решения от 21.11.2016 N 336
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 18" министерства здравоохранения Хабаровского края (ИНН 2723014440, ОГРН 1022701192469, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к государственному учреждению Хабаровскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 (далее - отделение), с учетом принятого судом уточнения, о признании недействительным решения от 21.11.2016 N 336.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.05.2017 по делу N А73-1890/2017 заявленное учреждением требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, отделение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 22.05.2017 по делу N А73-1890/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель отделения доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.05.2017 по делу N А73-1890/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
КГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 18" министерства здравоохранения Хабаровского края является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.
На основании решения от 01.08.2016 N 460-212 филиалом N 7 государственного учреждения Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
В ходе проверки отделением установлено занижение учреждением базы для исчисления страховых взносов в связи с невключением в базу суммы 277 569,95 руб. в виде оплаты дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом.
Выводы проверки были отражены в акте от 07.10.2016 N 460-212, по результатам рассмотрения которого 21.11.2016 заместителем директора отделения принято решение N 336 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в сумме 1 609,90 руб. Кроме того, плательщику страховых взносов предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 8 049,48 руб. руб., начисленные пени в сумме 745,58 руб., а также внести исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с решением отделения, учреждение обратилось о его недействительности в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил требование учреждения.
Частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются дополнительные оплачиваемые выходные дни, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка в порядке, который устанавливается федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 N 1048 утверждены Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами (далее - Правила), которые определяют порядок предоставления в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.
На основании пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются, в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Как верно указано судом первой инстанции, спорные выплаты не являются вознаграждением за труд работников, носят характер государственной поддержки, производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, то есть имеют компенсационный характер. Указанные выплаты производятся независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договорах или соглашении, не являются вознаграждением в рамках трудовых отношений, поскольку не являются оплатой труда работника либо материальной помощью, поощрительными либо стимулирующими выплатами.
Поскольку оплата дополнительных выходных дней работникам, имеющим детей-инвалидов в силу требований федерального законодательства производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с 01.01.2015, имеет социальную направленность, то указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, что исключает также начисление соответствующих сумм пеней и штрафа.
Апелляционный суд считает, что вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 16.11.2016 N 304-КГ16-15222, от 05.06.2017 N 307-КГ17-5694.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.05.2017 по делу N А73-1890/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1890/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 ноября 2017 г. N Ф03-3640/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 18" управления здравоохранения администрации города Хабаровска
Ответчик: ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 7, ГУ Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 7
Третье лицо: ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2018 Определение Верховного Суда России N 303-КГ17-23763
08.11.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3640/17
31.07.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3715/17
22.05.2017 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1890/17