31 июля 2017 г. |
А79-9809/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Сад" (428903, Чебоксарский район, д. Лапсары, Чувашская Республика, ул.Луговая, 31; ОГРН 1032135001601, ИНН 2116520130)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.04.2017
по делу N А79-9809/2016,
принятое судьей Красновым А.М.
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Сад" о признании незаконным решения администрации города Чебоксары от 30.08.2016 N 9359/1524,
при участии в судебном заседании представителей:
сельскохозяйственного производственного кооператива "Сад" - Степанова В.Т. по доверенности от 20.07.2017 сроком действия до 31.12.2018;
администрации города Чебоксары - Шернюкова Д.Н. по доверенности от 30.12.2016 N 29/01-6829 сроком действия до 31.12.2017;
и установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Сад" (далее - СПК "Сад", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 30.08.2016 N 9359/1524 решения администрации г. Чебоксары (далее - орган местного самоуправления) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1,9532 га на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 21:01:010102. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления утвердить схему расположения указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Чебоксарского района Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.04.2017 Кооперативу отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, СПК "Сад" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению Кооператива, в рассматриваемом случае суду первой инстанции надлежало руководствоваться пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому СПК "Сад" обязан выкупить обозначенный земельный участок или взять его в аренду. Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что указанные органом местного самоуправления основания для отказа в утверждении схемы расположения указанного земельного участка не предусмотрены законодательством.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации г.Чебоксары указал на законность и обоснованность обжалуемо судебного акта, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Администрация Чебоксарского района о дате, времени и месте судебного заседания, извещена надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителя в судебное заседание не направила, отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что постановлением от 29.12.1992 N 710 главы администрации Чебоксарского района Чуваской Республики-Чувашии зарегистрировано сельскохозяйственное производственное предприятие "Кооператив Сад".
На основании постановления администрации Чебоксарского района от 21.12.1993 N 523 СХПП "Кооператив сад" получил государственный акт на землю N ЧР-21-180 о предоставлении 3369,9 га, в том числе 928,9 га на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 08.06.1993 N 546 товариществу с ограниченной ответственностью "Многоэтажное и коттеджное строительство" (далее - ТОО "МиКС") разрешено произвести отвод из землепользования СХПП "Кооператив сад" земельного участка общей площадью 29,2 га, расположенного западнее д. Н.Илларионово, для дальнейшего проектирования на нем жилого микрорайона.
Письмом от 18.11.1993 N 29/03-1357 администрация г. Чебоксары обратилась к СХПП "Кооператив Сад" за получением разрешения на отвод земельного участка площадью 30,40 га, находящегося западнее д. Н.Илларионово, на имя администрации с дальней передачей его ТОО "МиКС" под проектирование и строительство жилого микрорайона согласно генеральному плану развития г. Чебоксары
Заключением от 12.11.1993 СХПП "Кооператив Сад" согласовал отвод земельного участка площадью 30,40 га, расположенного западнее деревни Н. Илларионово, под строительство жилого микрорайона.
16.11.1993 администрация г. Чебоксары и ТОО "МиКС" заключили договор, согласно которому стороны обязуются произвести отвод земель площадью 30,4 га, расположенных западнее д. Н.Илларионово, для проектирования и строительства жилого микрорайона.
29.11.1993 администрация Чебоксарского района издала постановление N 495 о согласовании администрацией г. Чебоксары земельного участка площадью 30,4 га, в том числе пашни 26,45 га, на землях СХПП "Кооператив Сад", находящегося западнее с. Н.Илларионово, для строительства жилого микрорайона и разрешении провести проектно-изыскательские работы в соответствии с испрашиваемой целью. Изъятие и отвод земельного участка производить в установленном законом порядке.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 08.12.1993 N 1195 ТОО "МиКС" разрешено проведение проектно-изыскательных работ на земельном участке площадью 30,4 га, расположенном западнее д. Н.Илларионово, для строительства жилого района "Волжский-2".
16.03.1994 администрация Чебоксарского района издала постановление N 93 об изъятии из земель СХПП "Кооператив Сад" земельного участка площадью 16,5 га, находящегося в районе д. Н.Илларионово и предоставлении его в бессрочное пользование администрации г. Чебоксары для 1-ой очереди строительства жилого микрорайона "Волжский-2", утверждении акта оценочной комиссии по определению стоимости потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка в сумме 222 381 052 руб.
На основании постановления администрации Чебоксарского района от 16.03.1994 N 93, постановлением от 27.04.1994 N 435 администрация г. Чебоксары постановила: разрешить ТОО "МиКС" оплатить выставленные администрацией Чебоксарского района и СХПП "Кооператив Сад" счета за отвод земельного участка площадью 16,5 га в бессрочное пользование администрации г. Чебоксары; отвести ТОО "МиКС" земельный участок площадью 16,5 га, расположенный в районе д. Н.Илларионово для строительства первой очереди микрорайона "Волжский-2", согласно договору от 16.11.1993, заключенному между администрацией г. Чебоксары и ТОО "МиКС".
Постановлением от 21.02.1995 N 134 администрация г. Чебоксары распорядилась закрепить за ТОО "МиКС" земельный участок площадью 165712 кв.м, расположенный в северо-западном районе г. Чебоксары, для строительства первой очереди жилого микрорайона "Волжский-2" в аренду на период строительства согласно разработанному генеральному плану.
Согласно паспорту земельного участка жилого микрорайона "Волжский-2", выданному ТОО "МиКС" Отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары от 1995 года N 27, данный земельный участок предоставлен на основании постановления администрации Чебоксарского района от 29.11.1993 N 495; постановлений администрации г. Чебоксары от 08.12.1993 N 1195, от 08.06.1993 N 546, от 27.04.1994 N 435, от 21.02.1995 N 134.
19.08.1996 СХПП "Кооператив Сад" реорганизовано в сельскохозяйственный производственный кооператив "Сад".
Письмом от 16.05.2002 N 100 СПК "Сад" согласовал изъятие земельного участка площадью 14 га, находящегося в административных границах г. Чебоксары, для строительства второй очереди микрорайона "Волжский-2" СЗР г. Чебоксары.
На основании Генерального плана г. Чебоксары, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 02.08.1985 N 339, постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 29.12.1985 N 670, распоряжением администрации г. Чебоксары N 1289-р от 20.05.2002 у СПК "Сад" изъят земельный участок площадью 14 га, расположенный в районе микрорайона "Волжский-2" г. Чебоксары и передан в фонд администрации г. Чебоксары. Одновременно внесены соответствующие изменения в государственный акт N ЧР-21-180.
СХПК "Сад" обратился в администрацию г. Чебоксары с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, с целью сформировать земельный участок площадью 1,9532 га для сельскохозяйственного производства из земельного участка с кадастровым номером 21:21:000000:277 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
Письмом от 30.08.2016 N 9359/1524 администрация г. Чебоксары отказала Кооперативу в удовлетворении заявления, обосновав свое решение тем, что формируемый земельный участок расположен в зоне (Ж-5), где ведение сельского хозяйства не предусмотрено.
Посчитав решение администрации г. Чебоксары от 30.08.2016 N 9359/1524 не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, СХПК "Сад" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11.2, 11.3, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу частей 1 и 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
В рассматриваемом случае администрация г. Чебоксары отказала СПК "Сад" в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в границы микрорайона "Волжский-2", в границах которого согласно проекту застройки микрорайона "Волжский-2" (2 очередь), рассмотренному и утвержденному (27.12.1999) главным архитектором г. Чебоксары, предусмотрено строительство школы.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 N 187 утверждены Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанные АО "РосНИПИУрбанистики" в 2015 году, согласно которым формируемый земельный участок расположен в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-5), где согласно градостроительному регламенту ведение сельского хозяйства не предусмотрено.
СПК "Сад" обосновывает свою позицию нарушением его прав и законных интересов на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 данного Федерального закона.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации Чебоксарского района от 16.03.1994 N 93 изъят из земель СПК "Сад" земельный участок площадью 16,5 га, находящийся в районе д. Н.Илларионово и предоставлен в бессрочное пользование администрации г. Чебоксары для первой очереди строительства жилого микрорайона "Волжский-2".
Распоряжением администрации г. Чебоксары от 20.05.2002 N 1289-р у СПК "Сад" изъят земельный участок площадью 14 га, расположенный в микрорайоне "Волжский-2" г. Чебоксары, который передан в фонд администрации г. Чебоксары для строительства 2-ой очереди жилого микрорайона "Волжский-2".
При этом в установленном законом порядке Кооператив не оспаривал отвод и изъятие вышеуказанных земельных участков.
Установив фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что испрашиваемый земельный участок был изъят у СПК "Сад" для строительства жилого микрорайона "Волжский-2", следовательно, у Кооператива отсутствует право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок и его последующее переоформление.
Пунктом 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Как выяснил суд первой инстанции, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-5), застроенный многоквартирными жилыми домами разной этажности, что подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле не оспаривается.
При таких обстоятельствах СПК "Сад" вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о разработке и утверждении проекта межевания территории в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством, в целях последующего раздела расположенного в ее границах обозначенного земельного участка.
Доказательств невозможности реализации права на раздел земельного участка в таком порядке Кооператив в материалы дела не представил.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, применив нормы материального и процессуального права, оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что изложенное в письме от 30.08.2016 N 9359/1524 решение администрации г. Чебоксары об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1,9532 га на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 21:01:010102 соответствует действующему земельному законодательству и не нарушает права и законные интересы Кооператива, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал Кооперативу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Кооператива признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.04.2017 по делу N А79-9809/2016 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.04.2017 по делу N А79-9809/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Сад" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9809/2016
Истец: Производственный кооператив сельскохозяйственный "Сад", СПД "Сад"
Ответчик: Администрация г. Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики