г. Москва |
|
31 июля 2017 г. |
Дело N А40-247647/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2017 г.
по делу N А40-247647/16
по заявлению Министерства финансов Чувашской Республики
к Федеральной антимонопольной службе,
третьи лица: 1. Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, 2. ООО "Коммунальные технологии", 3. УФАС по Чувашской Республике
о признании недействительными пунктов 1-4 Решения ФАС России от 01.08.2016 АГ/52588/16
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Потапова В.С. по дов. от 14.04.2017, Абакумова Ю.И. по дов. от 05.10.2016, Кукушкин И.П. по дов. от 14.04.2017, Мицкевич О.А. по дов. от 20.02.2017; |
от третьего лица: |
1. не явился, извещен, 2. Смирнова И.Н. по дов. от 20.12.2016, 3. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Чувашской Республики (далее - Минфин Чувашской Республики, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации (ФАС России, Заинтересованное лицо) о признании незаконными пунктов 1-4 решения от 01.08.2016 г. N АГ/52588/16 о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "Коммунальные технологии" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, с изменениями, внесенными решением ФАС России от 06.09.2016 г. N СП/61479/16.
К участию в деле в качестве Третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, ООО "Коммунальные технологии", Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2017 г. в удовлетворении заявления Минфина Чувашской Республики отказано.
Минфин Чувашской Республики обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представители ФАС России возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель Третьего лица - ООО "Коммунальные технологии" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Заявитель, Третьи лица по делу - Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, от Минфина Чувашской Республики поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, иных заявлений и ходатайств суду не поступало.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей ФАС и ООО "Коммунальные технологии", суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Коммунальные технологии" (далее - Общество) обратилось заявлением в ФАС России о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее также - Служба) (вх. N 43587/16 от 01.04.2016 г.) в части тарифа на передачу тепловой энергии.
ФАС России 01.08.2016 г. принято решение N АГ/52588/16 о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "Коммунальные технологии" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (вх. N 43587/16 от 01.04.2016 г.) (далее - решение от 01.08.2016 г.). Решением ФАС России от 06.09.2016 г. N СП/61479/16 внесены изменения в решение ФАС России от 01.08.2016 г. N АГ/52587/16 (далее - решение от 07.09.2016 г.).
Решением от 01.08.2016 г. частично удовлетворены требования Общества и Служба признана нарушившей пункты 45, 57, 74(1), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования), при установлении тарифов на передачу тепловой энергии для ООО "Коммунальные технологии" на 2016 год; предписано (с учетом изменений, внесенных решением от 06.09.2016 г.) пересмотреть до 10 сентября 2016 г. ранее установленные тарифы и учесть расходы по следующим статьям в размере: "Арендная плата" - 2268,94 тыс. руб.; "Топливо" - 3931,68 тыс. руб.; "Предпринимательская прибыль" - 1538,9 тыс. руб.
Согласно пункту 4 Решения Службе предписано осуществить дополнительный учет неправомерно неучтенных расходов в размере 5606,87 тыс. руб.
Отказывая в удовлетворении заявления Минфина Чувашской Республики, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статья 1).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы) в сфере теплоснабжения, исходя из положений части 3 статьи 7 и статьи 8 настоящего закона.
Пунктом 1 Положения о федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 331 (в редакции постановления Правительства РФ от 24.10.2015 г. N 1139) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок 5 товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 5.3.3.34. вышеуказанного Положения ФАС России рассматривает в досудебном порядке споры, возникающие между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии при установлении и применении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Соответственно, решение ФАС России от 01.08.2016 г. N АГ/52588/16 в редакции изменений от 06.09.2016 г. N СП/61479/16 было принято в рамках полномочий, предоставленных государственному органу действующим законодательством Российской Федерации.
На федеральном уровне отношения в сфере теплоснабжения урегулированы Законом о теплоснабжении, пунктом 6 части 1 статьи 4 которого к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
22 октября 2012 года Правительством Российской Федерации принято постановление N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, из которых следует, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования; расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования, определен Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 (далее - Правила регулирования).
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 7 Закона о теплоснабжении к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения относится утверждение методических указаний по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 г. N 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), которые являются действующими.
При досудебном рассмотрении спора между Обществом и Службой по тарифам в отношении тарифа на теплоноситель на 2016 - 2017 годы ФАС России частично согласилась с требованиями ООО "Коммунальные технологии" по следующим позициям: арендная плата, расходы на топливо, расчетная предпринимательская прибыль.
Из положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
В соответствии с положениями Закона о теплоснабжении в ФАС России обратилась с заявлением о рассмотрении спора по вопросу установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии ООО "Коммунальные технологии".
Спор возник с Государственной службой по конкурентной политике и тарифам Чувашской Республики, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в теплоснабжении постановлением от 11.12.2015 г. N 89-14-21/т "О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 г. N 48-13-21/т" Обществу установлены тарифы на теплоноситель на 2016-2017 годы.
Общество просило предписать Службе учесть размер расходов по статьям затрат: - "Арендная плата" на 2016 год в сумме 4 523, 35 тыс. руб.. на 2017 год в сумме 4 717,85 тыс. руб.; - "Расходы на выплаты по договорам займа" на 2016 год в сумме 2 601,65 тыс. руб.; на 2017 год в сумме 2 713,52 тыс. руб.; - "Топливо" на 2016 год в сумме 4 245,84 тыс. руб., на 2017 год в сумме 4 351,82 тыс. руб.; - "Холодная вода" на 2016 год в сумме 18 124,09 тыс. руб., на 2017 год в сумме 20 756.48 тыс. руб.; - "Выпадающие доходы" на 2016 год в сумме 5 537,38 тыс. руб.; - "Предпринимательская прибыль" на 2016 год в сумме 2 121,39 тыс. руб., на 2017 год в сумме 2 026,69 тыс. руб.
Таким образом, Общество заявляет статьи расходов на 2016 и 2017 годы.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Так как корректировка расходов на 2017 год осуществляется в конце 2016 года, ФАС России рассматривала расходы только за 2016 год.
В составе статьи "Арендная плата" Общество заявило расходы на аренду объектов теплоснабжения по договорам:- целевой долгосрочной аренды с МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" от 16.04.2007 г. N 148 (заключен на 48 лет); - аренды от 05.11.2009 г. N 257а/16-09 (срок аренды - до 04.11.2014 г.); - от 03.08.2012 г. N 66Б/07-12 (срок аренды - до 02.08.2017 г.); - от 06.08.2012 г. N 67/А07-12 (срок аренды - до 05.08.2017 г.); -от 16.04.2007 г. N409; - от 10.10.2011 г. N 1225.
Одновременно с этим Общество заявило расходы на аренду земельных участков под объектами теплоснабжения города Чебоксары, которые включают: - действующие договоры аренды земельных участков (заключены до 2054 года или на неопределенный срок): - расходы на аренду по договорам, планируемым к заключению в 2015 году; - расходы на аренду по договорам, планируемым к заключению в 2016 году.
Службой, согласно представленному информации и экспертному заключению, расходы на аренду на 2016 год учтены в размере 92 720,96 тыс. руб. (в целом на тепловую энергию и теплоноситель ООО "Коммунальные технологии") на уровне плановых расходов, утвержденных Службой на 2015 год.
В обоснование своей позиции Служба указывает, что согласно данным, представленным МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" (арендодатель), амортизация и налог на имущество по объектам, сданным в аренду ООО "Коммунальные технологии", были начислены в 2014 году МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" в размере 80 523 тыс. руб., при этом в тарифах 2014 года для Общества расходы на аренду по договорам с МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" (налог на имущество и амортизация) были учтены в размере 97 073 тыс. руб. Также, по данным Службы, начисленная МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" в 2015 году величина амортизации и налога на имущество составила 100 773 тыс. руб., при этом в тарифах Общества на 2015 год расходы на аренду были учтены Службой в размере 92 720,96 тыс. руб.
Службой расходы на аренду были учтены на 2016 год на уровне плана 2015 года, т.е. только по договору с МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" от 16.04.2007 г. N 148 исходя из принципа возмещения арендодателю расходов по амортизации и налогу на имущество. Расходы по остальным договорам на аренду имущества и земельных участков исключены Службой в полном объеме.
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень.
Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата, концессионная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что с учетом вышеизложенных норм законодательства, ФАС России обоснованно рассчитала расходы на аренду имущества исходя из принципов возмещения амортизации и налога на имущество. При этом включение в состав арендной платы дохода арендодателя (арендного дохода) действующим законодательством в области тарифообразования не предусмотрено (доля арендного дохода в составе арендной платы по указанным договорам аренды имущества составляет 30-40%).
Величина аренды (амортизация и налог на имущество) по договорам аренды объектов теплоснабжения (за вычетом расходов по договору от 05.11.2009 г. N 257а/16- 09) по расчету ФАС России на 2016 год составляет 96 121,54 тыс. руб. Расходы по договору от 05.11.2009 г. N 257а/16-09 исключены, т.к. срок действия договора истек 04.11.2014 г. Согласно данным сайта http://torgi.gov.ru, конкурс по аренде данного имущества на последующие периоды признан несостоявшимся, т.к. не поступило ни одной заявки.
Общество просило учесть расходы на аренду земельных участков, которые включают действующие договоры аренды земельных участков (заключены до 2054 года или на неопределенный срок), а также расходы на аренду по договорам, планируемым к заключению в 2015-2016 годах. Расходы на 2016 год по договорам аренды земли заявлены Обществом с ростом 10% к фактическим расходам 2015 года.
ФАС России обоснованно рассчитала расходы на аренду только по действующим договорам аренды без учета плановых расходов по договорам, планируемым к заключению. Так как к договорам не приложены дополнительные соглашения, предусматривающие рост арендной платы в 2016 году, арендную плату корректно рассчитать на уровне 2015 года в соответствии с представленными договорами, т.е. в размере 2 593,50 тыс. руб. Общая сумма расходов на аренду по расчету ФАС России составляет 98 715,04 тыс. руб. (в целом на тепловую энергию).
Судом первой инстанции правильно указано, что расходы на аренду в городе Чебоксары учитываются в тарифах: тепловая энергия (вода, пар), передача тепловой энергии, компонент на тепловую энергию в ГВС, теплоноситель.
В соответствии с учтенным Службой распределением затрат между видами деятельности относимая доля аренды на теплоноситель составляет 2,3%. В этой связи сумма расходов на аренду составит 2 270,45 тыс. руб.
В отношении статьи "Топливо" Общество предлагает учесть расходы на топливо (газ), необходимого для работы паровых котлов, участвующих в процессе химводоподготовки теплоносителя (подогрев теплоносителя с целью очистки от содержащихся газов).
Службой расходы на топливо исключены в полном объеме, так как, по мнению Службы, объем тепловой энергии на химводоподгоговку не был учтен при установлении тарифов на 2015 год, следовательно, не подлежит корректировке.
Технологическая необходимость расходовать топливо (газ) у Общества на производство теплоносителя обусловлен следующим технологическим процессом. Приказом Ростехнадзора России от 25.03.2014 г. N 116 установлены нормы качества питательной и подпиточной воды для стальных водотрубных котлов. В котельной 4-С для приведения питательной и подпиточной воды в соответствие установленным нормам построен цех химводоподготовки. Принцип действия деаэрационной установки, которая применяется для очистки воды от растворенных газов (от кислорода, который вызывает коррозию котлов), состоит в том, что количество газов, растворенных в воде, уменьшается в связи с повышением температуры воды. Происходит подогрев воды в подогревателях 1 и 2 ступени, а затем в деаэрационной установке вода доводится до температуры кипения, а газы отводятся в атмосферу. Для осуществления данного процесса используются 2 паровых котла ДКВР-6,5, установленные в котельной 4-С. Данная котельная работает только на нужды химводоподготовки. тепловая энергия сторонним потребителям не отпускается. Таким образом, затраты на топливо для котельной 4-С необходимо включать в НВВ на теплоноситель.
Расчет расходов на топливо выполнен с учетом следующих параметров: - нормативный удельный расход топлива учтен в размере 155,6 кг у.т./Гкал для котла ДКВР-6,5 в соответствии с Таблицей 1 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30.12.2008 г. N 323 (Обществом предложен удельный расход топлива в размере 162,4 кг у.т./Гкал, но ввиду отсутствия утвержденных нормативов, а также режимных карт котлоагрегатов, удельный расход топлива принят в соответствии с Таблицей 1 Порядка Минэнерго России); - переводной коэффициент рассчитан исходя из средней фактической калорийности газа за 2014 год (8053 ккал/кг); - прогнозная цена газа рассчитана исходя из средней фактической цены газа за 2014 год в соответствии с актами и счет-фактурами (4 216,07 руб./ тыс, куб. м.) с применением прогнозного индекса роста цен на газ в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ (2015/2014 - 1,035; 2016/2015 - 1,02). Экономически обоснованная величина расходов на топливо исходя из вышеприведенных параметров составит 3 931,68 тыс. руб.
По статье "Холодная вода" Общество просит учесть расходы на холодную воду, исходя из объема полезного отпуска теплоносителя (1134,8 тыс. куб.м.) и объема нормативных потерь теплоносителя (122.724 тыс. куб. м.). Службой расходы на приобретение холодной воды рассчитаны исходя из объема полезного отпуска теплоносителя (1134,8 тыс., куб.м.) без учета потерь теплоносителя, т.к. нормативные потери теплоносителя для ОСП "Чебоксарские тепловые сети", утвержденные приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 20.10.2015 г. N 03/1-03/608. учтены Службой в тарифах на услуги по передаче тепловой энергии от ПАО "Т Плюс" (г. Чебоксары) и тарифах на тепловую энергию от собственных источников ООО "Коммунальные технологии".
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 20.10.2015 г. N 03/1- 03/608 объем нормативных потерь теплоносителя утвержден в размере 475,86 тыс. куб.м. в целом по ОСП "Чебоксарские тепловые сети" ООО "Коммунальные технологии". По ОСП "Чебоксарские тепловые сети" осуществляется передача тепловой энергии от ПАО "Т Плюс", от собственных источников ООО "Коммунальные технологии", а также передача теплоносителя. Службой объем нормативных потерь теплоносителя (475.86 тыс. куб.м.) в полном объеме учтен в тарифах на передачу тепловой энергии от ПАО "Т Плюс" (211,18 тыс. куб. м.), а также в тарифах на тепловую энергию от собственных источников ООО "Коммунальные технологии" (264,68 тыс. куб.м.). При этом потери теплоносителя необходимо распределять между всеми видами тарифов, но так как нормативные потери теплоносителя уже учтены в полном объеме в тарифах на тепловую энергию, учет их в тарифах на теплоноситель приведет к двойному учету средств, что является недопустимым.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. N 1055 в пункт 2 Основ ценообразования было включено понятие расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации - величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или метода индексации установленных тарифов на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению.
В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5% текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
В соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.
Службой величина предпринимательской прибыли для ООО "Коммунальные технологии" на 2016 год исключена в полном объеме со ссылкой на ограничение предельными индексами роста тарифов, а также ввиду того, что Обществом не представлено обоснование эффективности использования прибыли, в связи с чем ФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при установлении тарифов для ООО "Коммунальные технологии" на 2016 год.
Общество предлагает рассчитать предпринимательскую прибыль в размере 5% от предложенного Обществом уровня текущих расходов (с учетом предлагаемой корректировки по арендной плате, холодной воде).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ФАС России обоснованно указала на нарушение Государственной службой по конкурентной политике и тарифам Чувашской Республики действующего законодательства в части исключения из тарифа на теплоноситель на 2016-2017 гг. расчетной предпринимательской прибыли в полном объеме со ссылкой на ограничение предельными индексами роста тарифов и непредставлением обоснования эффективного использования прибыли.
Ограничение предельными индексами роста тарифов и непредставление обоснования эффективного использования прибыли согласно пункту 33 Правил регулирования не является основанием для отказа во включении в цены (тарифы) расходов, предложенных Обществом, т.к. Службой по основаниям, изложенным в Основах ценообразования, данные расходы не были признаны экономически необоснованными.
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень.
Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата, концессионная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Обществом при направлении обосновывающих материалов для утверждения тарифа на теплоноситель на 2016-2017 гг. были приложены копии всех договоров аренды. Соответственно, при утверждении данного тарифа Служба должна была принимать установленные договорами размеры амортизации и налога на имущество, что и было признано экономически обоснованными расходами, принятыми ФАС России.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ФАС России обоснованно приняла решение о частичном удовлетворении требований Общества и предписала Службе пересмотреть ранее установленные на территории Чувашской Республики тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для ООО "Коммунальные технологии".
Кроме того, суд первой инстанции указал, что оспариваемое Решение ФАС России от 01.08.2016 г. N АГ/52588/16 в редакции изменений от 06.09.2016 г. N СП/61479/16 не затрагивает права и законные интересы Заявителя - Минфина Чувашской Республики в сфере экономической или иной предпринимательской деятельности, а также незаконно не возлагает на данный орган исполнительной власти Чувашской Республики какие-либо обязанности и не препятствует осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рамках своих полномочий данным решением ФАС России установил наличие со стороны Государственной службы по конкурентной политике и тарифам Чувашской Республики нарушений законодательства при корректировке для Общества тарифа на теплоноситель на 2016 год и обязал регулирующий орган пересмотреть ранее установленный для Общества тариф.
Служба исполнила решение ФАС России и постановлением от 08.09.2016 г. N 29-10/т внесла изменения в вышеуказанный тариф. Следовательно, измененный тариф на теплоноситель касался только Общества.
Возможность в будущем обращения Общества в суд с иском о взыскании убытков к Минфину Чувашии в связи с тем, что судом были признаны недействительными постановления о корректировке на 2016 год тарифов на поставку тепловой энергии потребителям г. Чебоксары и по передаче тепловой энергии, теплоносителя от источника ПАО "Т Плюс", вызвана непосредственно действиями Государственной службы по конкурентной политике и тарифам Чувашской Республики, допустившей нарушения Основ ценообразования и Методических указаний.
На основании изложенного, суд первой пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение в оспариваемой части принято ВАС России в рамках его компетенции с соблюдением норм закона, не препятствует осуществлению деятельности Заявителя и не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что решение Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 01.08.2016 г. N АГ/52588/16 в оспариваемой Заявителем части является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2017 по делу N А40-247647/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-247647/2016
Истец: Миинстерство финансов Чувашской Республики, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ответчик: Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, ООО "Коммунальные технологии", УФАС Чувашской республики, ФАС России, Федеральная антимонопольная служба
Третье лицо: Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам, ООО "Коммунальные технологии", Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской республике-Чувашии
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27815/17