г. Томск |
|
31 июля 2017 г. |
Дело N А27-7468/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей Полосина А. Л., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Есиповым А. С.
при участии:
от заявителя: Афанасьевой И. В., доверенность от 30.12.2016 N 130-с/2017,
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в городе Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 мая 2017 года по делу N А27-7468/2017 (судья Гатауллина Н. Н.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального
отдела в городе Кемерово (ОГРН 1054205036434, ИНН 4205081760, 650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 20)
к обществу с ограниченной ответственностью "АлкоМир" (ОГРН 1094205009359, ИНН 4205178560, 650000, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 53/2)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в городе Кемерово (далее - заявитель, Управление Роспотребнадзора, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АлкоМир" (далее - ООО "АлкоМир", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.05.2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роспотребнадзора в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, просит решение суда отменить.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, по результатам проведенного в период с 24.01.2017 по 15.02.2017 административного расследования в отношении юридического лица ООО "АлкоМир", расположенного по юридическому адресу: 650000, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 53/2 и фактическому адресу: г. Кемерово, пр. Шахтеров, 111, установлены нарушения требований законодательства о техническом регулировании, выразившиеся в наличии в обороте (хранение и реализация) продукции, не соответствующей требованиям пункта 3 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки".
Согласно заключению эксперта от 13.02.2017 N 348/007-ОГП ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области": представленный образец продукции: водка "КУЗБАСС" 0,5л, 40 %, дата изготовления 08.12.2016, срок годности не ограничен при t (от -15 до +30) °С, изготовитель: ООО "Сибирская Водочная Компания" (652152, Россия, Кемеровская область, г. Мариинск, ул. Юбилейная, 2А), отобранный в торговом зале магазина ООО "АлкоМир" (г. Кемерово, пр. Шахтеров, 111), негерметично укупорен, что не соответствует требованиям:
- пункт 3 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки": безопасность упаковки должна обеспечиваться совокупностью требований к: применяемым материалам, контактирующих с пищевой продукцией, механическим показателям химической стойкости, герметичности;
- пункт 5.3 ГОСТ 12712-2013 "Водки и водки особые. Общие технические условия";
- пункт 3.3 ГОСТ 32098-2013 "Водки и водки особые, изделия ликероводочные и ликеры. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение": бутылки с продукцией укупоривают колпачками из алюминиевой фольги по ГОСТ 745, алюминиевыми колпачками различных цветов с перфорацией, полимерными колпачками различных цветов с перфорацией, полимерными колпачками, должны быть укомплектованы уплотнительными элементами и другими укупорочными средствами, изготовленными в соответствии с требованиями ТР ТС 005/2011 или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, из разрешенных к применению материалов, и обеспечивающими сохранение безопасности при контакте с продукцией и герметичность укупоривания (протокол лабораторных испытаний от 13.02.2017 N 2271 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области").
По результатам расследования должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 01.03.2017 N 324, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
В силу статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности вины в действиях общества в нарушении требований пункта 3 статьи 5 ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", пункта 5.3 ГОСТа 12712-2013 "Водки и водки особые. Общие технические условия", пункта 3.3 ГОСТа 32098-2013 "Водки и водки особые, изделия ликероводочные и ликеры. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение" при реализации спорной продукции и об отсутствии состава вменяемого ему административного правонарушения.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 этого Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, показатели безопасности (кроме микробиологических) для пищевой продукции смешанного состава определяются по вкладу отдельных компонентов с учетом массовых долей и показателей безопасности для данных компонентов, установленных настоящим техническим регламентом, если иное не установлено приложениями 1, 2, 3, 4, 6 настоящего технического регламента и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Статьей 11 Федерального закона от 30.09.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.09.1999 N 52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу положений статьи 32 Федерального закона от 30.09.1999 N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами, и направлен на недопущение производства продукции, не соответствующей государственным стандартам качества и безопасности.
Согласно пунктам 2, 5 статьи 15 Федерального закона от 30.09.1999 N 52-ФЗ пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ) качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются, в частности, посредством проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации.
Так, пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ предусмотрено, что пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, не могут находиться в обороте. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Административным органом сделаны выводы о нарушении Обществом требований пункта 3 статьи 5 ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", пункта 5.3 ГОСТа 12712-2013 "Водки и водки особые. Общие технические условия", пункта 3.3 ГОСТа 32098-2013 "Водки и водки особые, изделия ликероводочные и ликеры. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение", а именно о том, что отобранный в торговом зале магазина ООО "АлкоМир" (г. Кемерово, пр. Шахтеров, 111) образец продукции (водка "КУЗБАСС" 0,5л, 40 %, дата изготовления 08.12.2016, срок годности не ограничен при t (от -15 до +30) °С, изготовитель: ООО "Сибирская Водочная Компания") негерметично укупорен.
Согласно материалам административного дела, ООО "АлкоМир" не является производителем (изготовителем) вышеуказанной продукции.
У Общества имелась декларация о соответствии на указанную продукцию от 20.11.2014, предоставленную производителем данной продукции (ООО "Сибирская Водочная Компания"), что административным органом не оспаривается.
Как правильно указал суд первой инстанции, законодательством не предусмотрена обязанность продавца производить исследование товара при наличии надлежащей товарно-сопроводительной документации на него.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что обеспечение герметичности упаковки в условиях поставки продукции надлежащего качества не может быть возложено на ответчика, поскольку упаковывание продукции осуществляется силами, средствами третьего лица и на его оборудовании.
Доказательства нарушения ООО "АлкоМир" герметичности упаковки спорной продукции (доказательства того, что спорная продукция перестала отвечать требованиям герметичности в период нахождения ее у общества), либо доказательства того, что обществом могла быть установлена негерметичность укупоривания спорной продукции при визуальном осмотре, Управлением Роспотребнадзора не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к правильному выводу о том, что основания для привлечения ООО "АлкоМир" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, отсутствуют, отказав Управлению Роспотребнадзора в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 мая 2017 года по делу N А27-7468/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
А. Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7468/2017
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области
Ответчик: ООО "АлкоМир"