г. Москва |
|
31 июля 2017 г. |
Дело N А41-90749/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "СТРОЙРЕСУРС"- Комолкина Е.А. (по доверенности от 10.03.2017 г.);
от заинтересованного лица по делу - Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - не явился, извещен надлежащим образом.
от третьего лица по делу - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области - не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица по делу - Министерства имущественных отношений Московской области- не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СТРОЙРЕСУРС" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.04.2017 по делу N А41-90749/16, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по заявлению ООО "СТРОЙРЕСУРС" к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия, третьи лица: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТРОЙРЕСУРС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным бездействия Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в предоставлении в аренду ООО "СТРОЙРЕСУРС" земельного участка с кадастровым номером 50:20:0080217:4615, площадью 600 кв. м с местоположением: Московская область, Одинцовский район, д. Ягунино, уч. 37А, об обязании Администрации Одинцовского муниципального района Московской области заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0080217:4615, площадью 600 кв. м с местоположением: Московская область, Одинцовский район, д. Ягунино, уч. 37А с ООО "СТРОЙРЕСУРС".
Решением от 26.04.2017 заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "СТРОЙРЕСУРС" обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru).
Представитель ООО "СТРОЙРЕСУРС" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании постановления от 19.10.2012 г. N 3480 Администрацией Одинцовского муниципального района МО утвержден акт выбора и схема расположения от 24.07.2012 г., земельного участка площадью 600 кв. м. ООО "СТРОЙРЕСУРС" для организации придорожного сервисного комплекса (автомойка с 2 постами и шиномонтажный участок), расположенного в границах Одинцовского муниципального района, сельское поселение Ершовское, с местоположением в д. Ягунино, южная часть кадастрового квартала 50:20:0080217.
Постановлением от 15.01.2013 г. N 5-пГл (было опубликовано в газете "Одинцовская неделя" N 3 (491) от 25.01.2013) назначены публичные слушания по отнесению к категории земель - "земли населенных пунктов" и установлению вида разрешенного использования - "для организации придорожного сервисного комплекса" земельного участка N 50:20:0080217:4615, площадью 600 кв. м с местоположением: Московская область, Одинцовский район, д. Ягунино, уч. 37А.
27 февраля 2013 года состоялись публичные (общественные) слушания, проведенные в сельском поселении Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области, на которых одобрили отнесение к категории земель - "земли населенных пунктов" и установление вида разрешенного использования - организации придорожного сервисного комплекса" земельного участка N 20:0080217:4615, площадью 600 кв. м с местоположением: Московская область, Одинцовский район, д. Ягунино, уч. 37А.
08 марта 2013 года в газете "Одинцовская неделя" N 9 (497) от 08.03.2013 г. опубликован вышеуказанный протокол по отнесению к категории земель - "земли населенных пунктов" и установлению вида разрешенного использования - "организации придорожного сервисного комплекса" земельного участка N 10:0080217:4615, площадью 600 кв. м с местоположением: Московская область, Одинцовский район, д. Ягунино, уч. 37А.
На основании постановления от 17.01.2013 г. N 13 Администрация с/п Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области присвоила адрес земельному участку N 50:20:0080217:4615, площадью 600 кв. м с положением: Московская область, Одинцовский район, д. Ягунино, южная кадастрового квартала 50:20:0080217: Россия, Московская область, Одинцовский район, д. Ягунино, уч. 37А.
11.08.2016 г. ООО "СТРОЙРЕСУРС" обратилось в Администрацию Одинцовского муниципального района МО, с заявлением о заключении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0080217:4615, ко второму был приложен весь комплект необходимых документов.
Заявитель указывает, что, несмотря на неоднократные обращения в Администрацию Одинцовского района Московской области, до настоящего времени положительного ответа не получено, в связи с чем, ООО "СТРОЙРЕСУРС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их не обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 этой же статьи АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В силу статей 15, 22 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения общества в администрацию с первоначальным заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (далее - Земельный кодекс), граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность (аренду). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность (аренду) граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, предоставляться в аренду.
Из пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В данном случае земельный участок испрашивался обществом под строительство магазина (объекта придорожного сервиса) с предварительным согласованием места размещения объекта.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (в редакции от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) статьи 34, 30 - 32, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), ранее регулировавшие порядок предоставления земельных участков, признаны утратившими силу с 01.03.2015 и с данного момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Место размещения объекта строительства (автомойка с 2 постами и шиномонтажный участок) на земельном участке площадью 600 кв.м. с месторасположением: Московская область, Одинцовский район, д. Ягунино, уч. 37А., было согласовано Администрацией Одинцовского муниципального района МО и согласован акт выбора и схема расположения от 24.07.2012 г.
В материалах дела имеется письмо общества, поданное им в администрацию 11.08.2016 (л.д. 21), в котором общество просило предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Ягунино, уч. 37А., для организации придорожного сервисного комплекса.
Тем самым, предоставление земельного участка обществу регулировалось положениями Земельного кодекса в редакции, действовавшей с 01.03.2015.
Таким образом, участок мог быть предоставлен обществу только путем проведения торгов.
Поэтому отказ администрации в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка без проведения торгов (л.д. 20) является правильным.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса установлен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
После поступления данного заявления соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, а также в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2015 по делу N А41-25457/14, от 03.12.2015 по делу N А41-18861/15.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не мог быть предоставлен обществу в аренду для целей строительства без публичного информирования населения о предстоящем предоставлении такого участка.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что общество не лишено подать заявление о получении земельного участка в аренду для строительства по результатам торгов.
Поскольку акт выбора и схема расположения земельного участка утверждены постановлением Администрации Одинцовского муниципального района МО от 19.10.2012 г. N 3480 и на момент обращения в суд три года, предусмотренные пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ, истекли, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.
Доводы суд первой инстанции заявителем жалобы не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.04.2017 по делу N А41-90749/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-90749/2016
Истец: ООО "СТРОЙРЕСУРС"
Ответчик: Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области
Третье лицо: КУМИ администрации Одинцовского муниципального района МО, Министерство имущественных отношений МО, Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области