г. Киров |
|
31 июля 2017 г. |
Дело N А17-250/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комсомольская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.05.2017
по делу N А17-250/2017, принятое судом в составе судьи Тимошкина К.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комсомольская управляющая компания" (ИНН: 3714486688, ОГРН: 1073704000820)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (ИНН: 3702092230, ОГРН: 1063702132889),
третье лицо: открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Иваново" (ИНН: 3730006498, ОГРН: 1023700530611),
о признании недействительным предписания в части,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комсомольская управляющая компания" (далее - заявитель, ООО "Управком", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным пункта 1.1 предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Ивгосжилинспекция, надзорный орган) от 14.12.2016 N 14-о, выданного Обществу по результатам проведенной в отношении него внеплановой документарной проверки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Иваново" (далее - третье лицо, ОАО "Газпром газораспределение Иваново", специализированная организация).
Решением суда от 05.05.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Ссылаясь на положения пунктов 4, 6, подпункта "а" пункта 17, пункта 42 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), ООО "Управком" настаивает на том, что содержащееся в пункте 1.1 предписания Ивгосжилинспекции требование о необходимости проведения работ по техническому осмотру внутридомового газового оборудования в отношении газифицированных многоквартирных домов, находящихся под его управлением, является неисполнимым, поскольку указанные работы вправе осуществлять только специализированные организации, при этом Общество полагает, что путем заключения соответствующего договора с ОАО "Газпром газораспределение Иваново" им надлежащим образом исполнены возложенные на него как на управляющую организацию обязанности по содержанию внутридомового газового оборудования. Заявитель отмечает, что пункт 43 Правил N 410, нарушение которого вменено Обществу, устанавливает обязанности исполнителя по договору на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, а не заказчика; указывает, что представление в управляющую организацию актов выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования является обязанностью специализированной организации, в связи с чем полагает, что отсутствие у управляющей организации таких актов не может свидетельствовать о нарушении последней подпункта "в" пункта 43 Правил N 410, а неисполнение специализированной организацией обязанности по передаче актов управляющей организации не может являться основанием для применения в отношении последней мер государственного принуждения.
Кроме того, ООО "Управком" обращает внимание на то, что в отношении части работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, находящихся под управлением Общества, составленные в соответствии с Правилами N 410 акты отсутствуют, проведение соответствующих работ судом первой инстанции установлено исключительно на основании внутренней документации (журналов) ОАО "Газпром газораспределение Иваново", а некоторые акты были составлены специализированной организацией после даты выдачи оспариваемого предписания, что заявитель расценивает как обстоятельство, исключающее возможность представления таких документов в адрес надзорного органа в рамках проверки. В то же время Общество убеждено в том, что оспариваемый пункт предписания нарушает его права и законные интересы, поскольку до настоящего времени не признан недействительным, в связи с чем не исключена вероятность привлечения ООО "Управком" к административной ответственности за неисполнение изложенного в нем требования.
Ивгосжилинспекция и ОАО "Газпром газораспределение Иваново" представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых опровергают доводы заявителя, настаивают на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и не усматривают правовых оснований для его отмены.
Стороны и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили. При таких условиях в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 25.11.2016 по 14.12.2016 на основании приказа заместителя начальника Ивгосжилинспекции от 25.11.2016 N 1783, изданного на основании приказа начальника надзорного органа от 24.11.2016 N 109 и поручения Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N ДК-П9-6905, в отношении ООО "Управком" была проведена внеплановая документарная проверка с целью оценки соответствия обязательным требованиям его деятельности по содержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества.
25.11.2016 в адрес ООО "Управком" был направлен запрос N 37-кр о предоставлении в отношении находящихся в управлении Общества многоквартирных домов копий следующих документов, заверенных надлежащим образом: договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, внутриквартирного газового оборудования; документов, подтверждающих проведение работ (услуг) по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, а также работ по ремонту внутридомового газового оборудования в установленные сроки, на основании заключенного договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования с ноября 2013 года по 2016 год.
07.12.2016 в Ивгосжилинспекцию от Общества поступили письменные пояснения по запросу с приложением имеющихся документов. В частности, управляющая организация указала, что в рамках проведения мероприятий по содержанию внутридомового газового оборудования в отношении находящихся в управлении многоквартирных домов со специализированной организацией ОАО "Газпром газораспределение Иваново" заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования от 01.01.2015 N 04/46а. Также ООО "Управком" проинформировала надзорный орган о том, что документы, подтверждающие проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, а также работ по ремонту внутридомового газового оборудования, являются внутренними документами структурного подразделения ОАО "Газпром газораспределение Иваново" и находятся у него на хранении. Договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования от 01.01.2015 N 04/46а не предусмотрено предоставление указанных документов в адрес управляющей компании. Сообщено, что в Комсомольский ПУ филиала ОАО "Газпром газораспределение Иваново" в Ивановском районе управляющей организацией направлен соответствующий запрос о предоставлении копий вышеуказанных документов, которые при получении будут незамедлительно представлены в Ивгосжилинспекцию.
Отсутствие у Общества актов выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "Управком", квалифицировано проверяющими в качестве нарушения подпункта "в" пункта 43 Правил N 410.
Результаты проверки и выявленные нарушения отражены в акте проверки от 14.12.2016 N 20-о.
14.12.2016 в адрес Общества выдано обязательное для исполнения предписание N 14-о, в соответствии с пунктом 1.1 которого ООО "Управком" предложено обеспечить надлежащее содержание внутридомового газового оборудования в газифицированных многоквартирных домах, находящихся под его управлением, путем проведения работ по техническому осмотру такого оборудования.
Не согласившись с данным требованием надзорного органа, заявитель обратился в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании предписания в данной части недействительным.
Суд первой инстанции согласился с выводами Ивгосжилинспекции о том, что Обществом не обеспечено надлежащее содержание внутридомового газового оборудования в находящихся под его управлением газифицированных многоквартирных домах, в связи с чем признал спорный пункт предписания законным и обоснованным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией (часть 2).
При этом при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По смыслу положений пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, среди прочего обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пункт 5 Правил N 491 определяет состав общего имущества многоквартирного дома и предусматривает помимо прочего включение в него внутридомовой инженерной системы газоснабжения, состоящей из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Приложениями к представленным Обществом договорам управления также подтверждается, что внутридомовая система газоснабжения до вводного запорного устройства в квартиру находится в эксплуатационной ответственности управляющей организации, а в перечень работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме включено техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств, в том числе приборов учета, инженерного оборудования, обслуживающего более одного жилого помещения многоквартирного дома.
По смыслу положений пунктов 4, 6 Правил N 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг), в том числе технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, выполняемых специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома является управляющая организация.
Аналогичное требование предусмотрено пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, из которого следует, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Таким образом, обязанность по вступлению в договорные правоотношения со специализированной организацией по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования возлагается на управляющую организацию. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования является необходимым, поскольку от их выполнения зависит возможность газообеспечения собственников помещений дома.
По запросу надзорного органа ООО "Управком" представило заключенный со специализированной организацией ОАО "Газпром газораспределение Иваново" договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования от 01.01.2015 N 04/46а.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 43 Правил N 410 исполнитель по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования обязан осуществлять техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутридомового газового оборудования домовладения или внутриквартирного газового оборудования. Техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования осуществляется не реже 1 раза в 3 года, если иное не установлено изготовителем этого оборудования.
Каких-либо документов, подтверждающих выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах в период 2013-2016 г.г. (актов выполненных работ), Обществом в ходе проверки представлено не было. Сам по себе договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования от 01.01.2015 N 04/46а о фактическом исполнении обязанности управляющей организации по надлежащему содержанию и обслуживанию общедомового имущества не свидетельствует. При этом только лишь его заключение вопреки мнению заявителя в апелляционной жалобе не снимает с ООО "Управком" обязанности по поддержанию в исправном состоянии общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 55 Правил N 410 предусмотрено, что выполнение работ (оказание услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), составляемым в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон этого договора (заказчика и исполнителя), подписываемым сотрудником исполнителя, непосредственно проводившим работы (оказавшим услуги), и заказчиком. Акт содержит следующую информацию:
а) дата, время и место составления акта;
б) наименование исполнителя, выполнившего работы (оказавшего услуги) с указанием фамилии, инициалов и должности сотрудника (сотрудников) исполнителя, непосредственно выполнявшего работы (оказывавшего услуги);
в) наименование заказчика - юридического лица (фамилию, имя, отчество заказчика - физического лица);
г) реквизиты (номер и дата заключения) договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, во исполнение которого осуществлялось выполнение работ (оказание услуг);
д) перечень выполненных работ (оказанных услуг);
е) дата и время выполнения работ (оказания услуг).
Таким образом, законодательно закреплено, что выполнение работ по договору о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования подтверждается соответствующим актом, который составляется в двух экземплярах, один из которых должен иметься в наличии у управляющей организации как у заказчика.
Согласно пункту 56 Правил N 410 в случае отказа заказчика от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причины отказа (если таковые были заявлены). Заказчик вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов выполнения работ, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте. Второй экземпляр акта вручается заказчику (его представителю), а в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.
Поскольку соответствующие акты по запросу надзорного органа Обществом представлены не были, проверяющими сделан обоснованный вывод о несоблюдении сроков выполнения работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Управком". При этом специализированная организация, не состоящая в договорных отношениях с собственниками помещений в многоквартирных домах, не несет перед ними ответственности за обеспечение необходимых характеристик надежности и безопасности такого оборудования.
Аргументы заявителя о том, что он не обязан обеспечивать наличие у себя актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), а их отсутствие является лишь следствием неправомерного бездействия по их составлению (в том случае, когда факт выполненных работ зафиксирован лишь в журнале специализированной организации) и направлению в адрес управляющей организации со стороны ОАО "Газпром газораспределение Иваново" как исполнителя по договору, не основаны на нормативных положениях Правил N 410.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 41 Правил N 410 заказчик вправе требовать выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, данными Правилами, иными нормативными правовыми и нормативными техническими актами. Аналогичное положение закреплено в пунктах 2.1.3 представленных Обществом договоров управления.
С учетом этого документы, фиксирующие факт проведения соответствующих работ, должны находиться в распоряжении управляющей организации в целях подтверждения надлежащего исполнении своих обязанностей по договору управления. При таком условии аргументы ООО "Управком" о том, что у него не имелось возможности представить такие документы по запросу ответчика, подлежат отклонению.
Поскольку законность оспариваемого предписания Ивгосжилинспекции как ненормативного правового акта оценивается арбитражным судом на момент его выдачи, представление Обществом копий актов выполненных работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в ходе судебного разбирательства по настоящему делу не может свидетельствовать об отсутствии у надзорного органа правовых оснований для его выдачи на основании имеющихся в его распоряжении документов. В ходе проведения проверки заявителем не подтверждено надлежащее исполнение обязанностей управляющей организации при содержании внутридомового газового оборудования. При этом следует отметить, что в данном случае не исключена возможность представления имеющихся у Общества документов, полученных им после проведения проверки, при оценке исполнения оспариваемого предписания.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемое требование надзорного органа не может нарушать прав и законных интересов ООО "Управком", поскольку именно Общество несет ответственность за безопасное содержание внутридомового газового оборудования. В этой связи то обстоятельство, что соответствующие работы по техническому обслуживанию такого оборудования вправе выполнять только специализированная организация, не свидетельствует о том, что пункт 1.1 предписания является неисполнимым для заявителя.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным пункта 1.1 оспариваемого предписания Ивгосжилинспекции по приведенным заявителем основаниям.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.05.2017 по делу N А17-250/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Управком" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.05.2017 по делу N А17-250/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комсомольская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-250/2017
Истец: ООО "Комсомольская управляющая компания"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области
Третье лицо: ОАО "Газпром газораспределение Иваново"
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4801/17