г.Москва |
|
27 июля 2017 г. |
Дело N А40-137542/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веклича Б.С.,
судей: Лящевского И.С., Савенкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2017
по делу N А40-137542/16, принятое судьей Буниной О.П. (шифр 60-1220)
по иску Ордена Трудового Красного Знамени Федерального государственного унитарного предприятия "Российские сети вещания и оповещения" (ОГРН 1027739426802)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ТУ Росимущества в городе Москве, Управление Росреестра по Москве о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения истца на жилое помещение
при участии в судебном заседании:
от истца: Самохин В.Е. по доверенности от 10.05.2017;
от ответчика: Кузьменков Е.С. по доверенности от 10.10.2016;
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Ордена Трудового Красного Знамени Федерального государственного унитарного предприятия "Российские сети вещания и оповещения" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения истца на помещение, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Дубнинская, д.20, корп.1, кв.110, (кадастровый номер объекта 77:09:00020228:5584) общей площадью 33,3кв.м.
Решением суда от 28.04.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, с 2009 за городом Москвой зарегистрировано право собственности на квартиру с кадастровым номером 77-77-05/081/2009-257 площадью 33,3 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Дубнинская, д.20, корп.1, кв.110.
Данное обстоятельство следует из представленной суду выписки из ЕГРП от 10.08.2009 N 19/225/2009-880551.
Из кадастрового паспорта следует, что назначение спорного помещение жилое, обозначено "квартира".
Истец ссылается на то, что согласно п.6 раздела IV приложения 1 к указанному постановлению в федеральной собственности находятся предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
На основании Решения Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся от 13.06.1973 N 25/11 выдан ордер Московского городского отдела нежилых помещений Исполнительного Комитета Московского Городского Совета депутатов трудящихся от 16.11.1973 N 019842, в силу которого предприятие получило право занять помещение, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Дубнинская, д.20, корп.1, кв.110 общей площадью 33,3кв.м., под радиотрансляционный узел.
В указанном помещении смонтирована и введена в эксплуатацию звуковая трансформаторная подстанция - ТП-248, обеспечивающая передачу программ государственного радиовещания и сигналов оповещения ГО ЧС жителей близлежащих районов города Москвы, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструкцией станционных объектов Московской городской радиотрансляционной сети Министерства связи СССР от 28.12.1973.
Согласно акту от 28.12.1973 в эксплуатацию принята ТП - 248.
До разграничения в 1991 году прав на государственную собственность существовал единый порядок использования государственного нежилого фонда в городе Москве, предусмотренный Положением о порядке предоставления и учёта нежилых помещений в городе Москве, утвержденным Решением Исполкома Моссовета от 15.12.1981 N 3519.
Согласно п.6 названного Положения нежилое помещение под определенные цели для конкретного вида деятельности предоставлялось в аренду на основании ордера Моснежилотдела.
На основании вышеуказанного ордера между Производственным жилищно-ремонтным объединением Исполкома Тимирязеского р-на и Московским производственным объединением "Радиофкация" (МГРС) заключен договор аренды от 01.01.1982 N 510 на данное помещение, со сроком аренды по 01.03.1987 и от 01.03.1987 N 510 на данное помещение, со сроком аренды по 01.03.1992.
Предприятие в соответствии с приказом Минсвязи СССР от 09.09.1988 N 371 именовалось: "Ордена Трудового Красного Знамени Московское производственное объединение "Главный центр радиофикации" (МПО ГЦР).
МПО ГЦР приказом Минсвязи СССР от 09.10.1992 N 355 переименовано в Ордена Трудового Красного Знамени государственное предприятие "Московская городская радиотрансляционная сеть" (ГП МГРС).
ГП МГРС приказом Министра Российской Федерации по связи и информации от 25.12.2000 N 8197 переименовано в Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Московская городская радиотрансляционная сеть" (ФГУП МГРС).
Приказом Федерального агентства связи от 26.03.2013 N 66 утверждены изменения в Устав ФГУП МГРС, в том числе в части переименования с ФГУП МГРС на Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения" (ФГУП РСВО).
Согласно контракту от 02.03.1993 N 0-261/93 на использование недвижимого имущества на правах хозяйственного ведения, заключенному между Комитетов по управлению имуществом Москвы и государственным предприятием Московское производственное объединение "Главный центр радиофикации" на основании постановления, Правительства г.Москвы от 24.03.1992 N 101/5с, нежилое помещение с характеристиками, указанными в техническом паспорте N 02-12/7 от 16.07.1991, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Дубнинская, д.20, корп.1, кв.110, общей площадью 33,3кв.м., передано Предприятию в хозяйственное ведение.
До настоящего времени указанный контракт не расторгнут сторонами, основание передачи нежилого помещения по контракту - постановление Правительства г.Москвы от 24.03.1992 N 101/5с в установленном законом порядке не отменено и никем не оспорено.
Комитет по управлению имуществом Москвы на момент заключения контракта 02.03.1993 N 0-261/93 на использование недвижимого имущества на правах хозяйственного ведения согласно приказу Государственного комитета по управлению государственным имуществом от 02.04.1992 N 44 наделен правами и полномочиями территориального агентства Госкомимущества России, который осуществлял полномочия собственника федерального имущества в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 21.01.1991 N 35 "Вопросы государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом", утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 93 по распоряжению объектами федеральной собственности (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 29.01.2012 N 09АП-39275/2012-ГК).
Далее указанные полномочия Комитета по управлению имуществом Москвы закреплены в п.3.1 ч.3 Типового Положения о Комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт- Петербурга, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1231.
Из смысла и содержания названных правовых норм следует, что территориальные комитеты являлись представителями Госкомимущества России.
Согласие собственника федерального имущества на его передачу в хозяйственное ведение выражено в контракте от 02.03.1993 N 0-261/93.
Право хозяйственного ведения ФГУП РСВО на помещение подтверждается свидетельством N 00-00347/02.03.93 года, выданным Комитетом по управлению имуществом Москвы правопредшественнику Предприятия - Московскому производственному объединению "Главный центр радиофикации".
Помещение общей площадью 33,3 кв.м, расположенное на 1 этаже жилого здания по адресу г.Москва, ул.Дубнинская, д.20, корп. 1, кв.110, с 1972 года протяжении 44 лет непрерывно используется ФГУП РСВО для осуществления уставной деятельности, что подтверждает владение и пользование помещением до момента разграничения государственной собственности (Постановление N 3020-1) по настоящее время. ФГУП РСВО несёт бремя содержания имущества.
Предприятием заключен договор с ДЕЗ муниципального административного округа Москвы от 05.11.2003 N 1/011 на пользование коммунальными и эксплуатационными услугами, который действует по настоящее время.
Спорный объект недвижимого имущества учтен на балансе ФГУП РСВО, поставлен на инвентарный учет, что подтверждается нахождение спорного помещения во владении и пользовании предприятия.
Факт наличия права хозяйственного ведения ФГУП РСВО на вышеуказанное помещение подтверждается свидетельством N00-00347/02.03.93, выданным Комитетом по управлению имуществом Москвы правопредшественнику предприятия Московскому производственному объединению "Главный центр радиофикации".
Истец занимает указанные помещения с момента передачи помещений правопредшественникам и до настоящего времени.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности на спорное помещение принадлежит истцу
Доводы жалобы ответчика о принадлежности спорного имущества г.Москве, отсутствии у истца оснований требовать признания права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения, нарушении порядке безвозмездной передачи недвижимого имущества субъекта в федеральную собственность отклоняются судом.
Положение имущества регулируется приложением N 1 Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно п.6 раздела IV приложения N 1 к Постановлению Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Спорное недвижимое имущество входит в имущественный комплекс предприятия связи.
В соответствии с предоставленными в материалы дела документами, подтверждается что помещение является трансформаторной подстанцией звуковой частоты (радиопередающим центром).
Оборудование проводного радиовещания, расположенное в помещении, функционально взаимосвязано с жилым домом, его перемещение без нарушения целостности сети связи проводного радиовещания и работоспособности локальной системы оповещения населения при чрезвычайных ситуациях невозможно.
Указанная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике по делам N N А40-91609/15, А40-153358/15, А40-147638/15, А40-18535/14, А40-63443/15, А40-115721/15, А40-153383/15, А40-168400/15, А40-168389/15, А40-198625/15, А40-1987 53/15, А40-198775/15, А40-198734/15, А40-153352/15, А40-168342/15, А40-198746/15, А56-57696/2015, А56-57694/2015, А56-57693/2015, А56-57692/2015, А56-57690/2015, А56-57685/2015, А56-32627/2015, А56-32611/2015, А56-71289/2014, А56-71287/2014, А56-71286/2014, А56-71284/2014, А56-71282/2014, А56-71271/2014, А56-71268/2014, А56-71267/2014.
Согласно представленным в материалы дела документам спорное помещение следует расценить как нежилое. В качестве жилья с момента постройки не использовалось. Договор найма жилого помещения в отношении него никогда не заключался.
Помещение передано предприятию в 1973 году по ордеру Московского городского отдела нежилых помещений Исполнительного Комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся.
Согласно п.10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" разъясняется, что юридическая характеристика вида имущества не является фактом, влекущим возникновение, изменение и прекращение прав лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, учитывая, что спорный объект - радиопередающий центр, находится на балансе ФГУП РСВО и входит в единый технологический комплекс имущества предприятия связи, обеспечивающего радиофикацию района Москвы, а также оповещение жителей в чрезвычайных ситуациях, сам по себе факт указания назначения помещения в качестве жилого не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Спорный объект из федеральной собственности никогда не выбывал, в собственность г, Москвы не передавался и не мог передаваться, соответственно по-прежнему относится к федеральной собственности.
Согласно ст.94 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего на момент передачи указанного объекта недвижимости, государство являлось единым собственником всего государственного имущества.
В соответствии с п.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Российская Федерация не осуществляла никаких действий, направленных на прекращение своего права собственности на указанное имущество, в том числе действий по отчуждению спорного объекта.
Согласно п.1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1,объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 2. Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Порядок передачи объектов из федеральной собственности закреплен в п. 1,2 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-РП: "Для передачи объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов.
Запрещается включение в перечни объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности, в соответствии с приложением 1 Постановления Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1".
Спорное имущество относится к объектам отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства (раздел IV приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1), соответственно оно не могло быть включено в состав имущества г.Москвы.
Кроме того, в материалы дела доказательства передачи имущества из федеральной собственности в собственность города ответчиком не представлены, в то время как в соответствии с требованиями ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, спорный объект из федеральной собственности не выбывал, в собственность г.Москвы не передавался.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.08.2005 N 1206/05 целевое назначение спорного помещения в момент сдачи жилого дома в эксплуатацию при последующем размещении в нем отделения связи не является основанием для отнесения в дальнейшем помещения к муниципальному уровню собственности.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-137542/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
И.С. Лящевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137542/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2017 г. N Ф05-16719/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП "Российские сети вещания и оповещения", ФГУП РСВО
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы
Третье лицо: ООО "КоБра", Росимущество, ТУ Росимущества в г. Москве, Управление Росреестра по г. Москве, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом