Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 ноября 2017 г. N Ф06-26266/17 настоящее постановление отменено
г. Саратов |
|
28 июля 2017 г. |
Дело N А06-985/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Антоновой О. И., Никитина А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Солейник Я. А.,
при участии в судебном заседании:
- от Министерства экономического развития Астраханской области представитель Джарбекенов З.Х. - представитель по доверенности от 17.07.2017,
- от индивидуального предпринимателя Поваляшко Анастасии Викторовны представитель Левченко Т. С. по доверенности от 01.03.2017.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 мая 2017 года по делу N А06-985/2017, (судья Г.В. Серикова),
по исковому заявлению Министерства экономического развития Астраханской области (ИНН 3015068230, ОГРН 1053000013659)
к индивидуальному предпринимателю Поваляшко Анастасии Викторовне (ИНН 301809476869, ОГРН 314302325800018)
о взыскании государственной поддержки в виде гранта в сумме 288 786 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Астраханской области (далее - Минэконом Астраханской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к индивидуальному предпринимателю Поваляшко Анастасии Викторовне (далее - ИП Поваляшко А. В., ответчик) о взыскании государственной поддержки в виде гранта в сумме 288 786 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.05.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований.
Представитель Министерства экономического развития Астраханской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, считает принятое решение незаконным и несоответствующим нормам материального и процессуального права, полагает, что обжалуемый судебный акт нарушает его законные права и интересы.
Представитель ИП Поваляшко А. В. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, в соответствии с Законом Астраханской области от 20.02.2009 N 4/2009-03 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области" и государственной программой "Экономическое развитие Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 года N 372-П, осуществлялось оказание государственной поддержки в виде гранта и в форме субсидии.
Условия и порядок оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства определены в Положении об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса, утвержденном постановлением Правительства Астраханской области от 26.03.2009 N 123-П.
Распоряжением министерства экономического развития Астраханской области от 11.06.2015 N 0789-р принято решение об оказании государственной поддержки в виде гранта в сумме 288 786 рублей ИП Козновой Анастасии Викторовне.
На основании протокола от 08.06.2015 года N 6 заседания конкурсной комиссии по отбору бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства в целях оказания государственной поддержки в виде грантов на создание собственного бизнеса и распоряжения министерства от 11.06.2015 N 0789-р "Об оказании государственной поддержки субъекту малого предпринимательства ИП Козновой А. В." был заключен договор на оказание государственной поддержки между министерством экономического развития Астраханской области и индивидуальным предпринимателем Козновой А.В. от 11.06.2016 N 0112д/22.
Пунктом 1 договора установлено, что предметом договора является определение порядка взаимодействия между сторонами договора и взаимных обязательств по предоставлению государственной поддержки в виде гранта на создание собственного бизнеса в размере 288 786 руб. из средств федерального бюджета для реализации бизнес - проекта "Организация экскурсионных водных прогулок".
Целью использования средств гранта, на основании пункта 2.2 договора, является реализация бизнес - проекта "Организация экскурсионных водных прогулок".
Пунктом 3.1.1. договора установлено, что Министерство перечисляет средства гранта на расчетный счет Получателя гранта по мере поступления средств из бюджета Астраханской области. Датой исполнения Министерством своих обязательств по настоящему договору считается дата списания денежных средств со счета Министерства.
Согласно положениям пунктов 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5., Министерство контролирует реализацию бизнес-проекта, осуществляет обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта Получателем гранта, обеспечивает соблюдение Получателем гранта условий, целей и порядка предоставления гранта, прекращает исполнение своих обязательств по предоставлению гранта, в случае неисполнения условий, предусмотренных подпунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 настоящего раздела и в течение десяти рабочих дней со дня неисполнения указанных условий направляет Получателю гранта требование о возврате полученных денежных средств.
В свою очередь, получатель гранта, согласно пункту 3.2.1 договора реализует бизнес-проект, в срок до 01.01.2019.
Пунктом 3.2.2 получатель гранта уведомляет Министерство в течение десяти рабочих дней со дня возникновения соответствующих обязательств (событий): об измени своих реквизитов (ФИО, место жительства индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты); об изменении основных видов деятельности; о проведении в его отношении процедуры банкротства, реорганизации или ликвидации.
В соответствии с пунктом 3.2.3 получатель гранта представляет в Министерство ежегодно, в период реализации бизнес-проекта, но не менее трех лет с года, следующего за годом оказания государственной поддержки, сведения за соответствующий отчетный период (январь - декабрь) в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, по анкете получателя поддержки по форме согласно приложению N 1 к настоящему договору.
Получатель гранта возвращает ранее перечисленные средства гранта на счет Министерства в течение десяти рабочих дней со дня неисполнения условий, предусмотренных подпунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 настоящего пункта.
Министерство экономического развития Астраханской области платежным поручением N 246156 от 02.11.2015 свои обязательства по перечислению средств гранта на расчетный счет ИП Козновой А.В. исполнило в полном объеме.
Так, в соответствии с подпунктом 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 договора 0112д/22 определено, что индивидуальный предприниматель Кознова А.В., как получатель гранта, обязан предоставлять в министерство ежегодно в период реализации бизнес-проекта, но не менее трех лет с года, следующего за годом оказания государственной поддержки, сведения за соответствующий отчетный период (январь - декабрь) в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, по анкете получателя поддержки по форме согласно приложению N 1 к договору.
Подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 договора 0112д/22 определено, что индивидуальный предприниматель Кознова А.В., как получатель гранта, обязан представлять в министерство ежегодно, в период реализации бизнес - проекта, до 01.01.2019, но не менее трех лет с года, следующего за годом оказания государственной поддержки, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, информацию о ходе реализации бизнес - проекта субъекта малого предпринимательства, получившего государственную поддержку, по форме согласно приложению N 2 к вышеуказанному договору.
В соответствии с пунктом 3.2.7 договора с 0112д/22 в случае нарушение условий предусмотренных подпунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 договора, получатель гранта (ИП Кознова А.В.) обязана вернуть ранее перечисленные средства гранта на счет министерства.
Письмом (вх. от 16.10.2015) ИП Кознова А. В. сообщила о смене фамилии и представила в адрес министерства копию свидетельства о заключении брака и копию паспорта. В соответствии со свидетельством о заключении брака I-KB N 659708 после заключения брака Козновой А.В. присвоена фамилия Поваляшко.
В нарушение указанных требований договора 0112д/22 ИП Поваляшко А. В. (Кознова) не представил анкету получателя гранта за 2015 год, а также отчет по состоянию на 01.01.2016 (за 2015 год).
Письмом от 14.04.2016 Министерством в адрес ИП Поваляшко А. В. (Козновой) направлена претензия о предоставлении анкеты получателя гранта, а также отчета получателя гранта или о возврате средств государственной поддержки. В установленные сроки и до настоящего момента анкета получателя гранта, отчет получателя гранта и сведения о возврате средств государственной поддержки в министерство не поступало.
Истец, ссылаясь на нарушение ответчиком указанного соглашения, обратился с иском в суд о взыскании гранта и единовременной помощи, предоставленных ответчику, в размере 288 786 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно исходил из следующего.
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Статьями 28 и 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Получатель гранта возвращает ранее перечисленные средства гранта на счет Министерства в течение десяти рабочих дней со дня неисполнения условий, предусмотренных подпунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 договора.
Истец указывает, что нарушение выразилось в неисполнении указанных требований договора 0112д/22, а именно ИП Поваляшко А.В. (Кознова) не представила анкету получателя гранта за 2015 год, а также отчет по состоянию на 01.01.2016 (за 2015 год).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
ИП Поваляшко А. В. возражая против иска, представила письмо от 31.03.2016, в котором она сообщила, что реализация бизнес-проекта приостановлена в связи с возбуждением уголовного дела по факту получения взятки заместителем министра Министерства экономического развития Астраханской области, в связи с чем, предоставить информацию о трате гранта и реализации бизнес-проекта не имеет возможности, так как денежные средства, перечисленные в качестве гранта находятся в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Астраханской области в качестве вещественного доказательства.
Кроме того указала, что конкретная форма для сдачи ежегодной отчетности согласно пункту 3.2.4 не утверждена, поэтому информация о ходе реализации бизнес-проекта субъекта гранта может предоставляться в свободной форме, что и было исполнено ей.
Согласно статье 420 ГК РФ договором признает соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (статья 432 ГК РФ).
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В статьях 433 - 434 ГК РФ сказано, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 ГК РФ.
В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, договор в письменной форме может быть заключен только путем составления одного документа, подписанного сторонами договора. Согласно статьей 452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
В материалы дела представлено сопроводительное письмо от 30.03.2017 из которого следует, что ответчик направил в адрес истца информацию о ходе реализации бизнес-проекта, получившего государственную поддержку за отчетные период 2015-2016 г.г и анкету получателя государственной поддержки за 2015 и 2016 г.г. (л.д. 92-110).
Суд первой инстанции принял во внимание сообщение Следственного управления Астраханской области от 20.04.2017 N отск-202-568-17 адресованное Поваляшко А. В., в котором укзывается, что в производстве отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Астраханской области находилось уголовное дело N 5196075 по обвинению Волошенко А. В. в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, Орлова Д. В. в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. В рамках указанного уголовного дела вещественными доказательствами были признаны денежные средства, которые согласно приговору Кировского районного суда г. Астрахани от 16.08.2016 подлежат обращению в доход государства.
Таким образом, правовых и фактических оснований утверждать, что ИП Поваляшко А.В. не были выполнены как требования законодателя, так и условия договора на оказание государственной поддержки не имеется.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в порядке положений статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что правовых и фактических оснований для удовлетворения иска Министерства экономического развития Астраханской области не имелось в связи, с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
В соответствии с пунктом 1.2 договора грант предоставляется с целью реализации грантополучателем бизнес-проекта "Организация экскурсионных водных прогулок".
Предоставление отчета необходимо для отслеживания целевого расходования полученных денежных средств.
Как ранее указывалось письмо от 31.03.2016, Поваляшко А. В. сообщила, что реализация бизнес-проекта приостановлена в связи с возбуждением уголовного дела по факту получения взятки заместителем министра Министерства экономического развития Астраханской области, в связи с чем, предоставить информацию о трате гранта и реализации бизнес-проекта не имеет возможности, так как денежные средства, перечисленные в качестве гранта находятся в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Астраханской области в качестве вещественного доказательства.
Таким образом, в силу объективных причин отчет по целевому использованию гранта не мог быть представлен предпринимателем, в связи с нахождением денежных средств в качестве вещественных доказательств по уголовного делу.
Получив денежные средства обратно, предприниматель выполнил возложенную на него пунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 договора обязанность и представил отчеты за 2015, за 2016 в срок до окончания предоставления отчетов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 АПК РФ.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 мая 2017 года по делу N А06-985/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-985/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июля 2018 г. N Ф06-34719/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Минестерство экономичкеского развития Астраханской области, Министерство экономического развития Астраханской области
Ответчик: ИП Поваляшко А.В., ИП Поваляшко Анастасия Викторовна
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-34719/18
27.04.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3269/18
06.02.2018 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-985/17
03.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26266/17
02.11.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-985/17
28.07.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7593/17