г. Санкт-Петербург |
|
08 августа 2018 г. |
Дело N А56-6745/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Юрков И.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11561/2018) акционерного общества "КУРОРТЭНЕРГО" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2018 по делу N А56-6745/2018 (судья Трощенко Е.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению акционерного общества "КУРОРТЭНЕРГО"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
АО "Курортэнерго" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 27.12.2017 N 84/1-17 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 02.04.2018 оспариваемое постановление изменено, административный штраф снижен до 50 000 руб.
В апелляционной жалобе АО "Курортэнерго" просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, Комитетом не доказано совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения АО "Курортэнерго" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, послужило несоблюдение АО "Курортэнерго" в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики положений Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об электроэнергетике"), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования в электроэнергетике).
Нарушения выявлены Комитетом при проведении плановой выездной проверки заявителя и выразились в представление АО "Курортэнерго" Комитету недостоверной информации за 2016 год и за 9 месяцев 2017 года посредством информационно-аналитической системы "Санкт-Петербургский региональный сегмент Единой информационно-аналитической системы (далее - ЕИАС) в формате шаблона EE.NET.CALC.QV.4.178. Данные раздельного учета доходов и расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств, представленные в регистрах бухгалтерского учета и таблицах управленческого учета за 2016 год и 9 месяцев 2017 года не соответствуют отчетам в формате шаблона EE.NET.CALC.QV.4.178.
Указанная информация была запрошена заинтересованным лицом у заявителя.
Нарушения отражены в акте проверки от 10.11.2017 N 13/17.
Оспариваемым постановлением АО "Курортэнерго" привлечено к административной ответственности в виде 100 000 руб. штрафа.
Указанное постановление оспорено заявителем в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (часть 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ).
Регулирующие органы определяют срок представления материалов, который не может быть менее 7 дней со дня поступления запроса в организацию (пункт 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178; далее - Правила).
В соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере электроэнергетики регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности (пункт 5). Субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по виду деятельности в сфере электроэнергетики реализация (сбыт) электрической энергии, с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации, а также с выделением расходов на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей в рамках и сверх социальной нормы потребления, а также иными категориями потребителей (подпункт 5 пункта 6). При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе, выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки) (пункт 7).
В соответствии с пунктом 4, 5 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон "О бухгалтерском учете") промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления, и отчетный период для составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности менее отчетного года.
При этом бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (подпункт 1 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
В связи с тем, что в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" отсутствует указание на то, какой отчетный период действует для целей бухучета - год, квартал, месяц, организации сами решают вопрос о необходимости, составе, сроках и отчетном периоде составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и отражает это в своей учетной политике.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете", пунктами 5,10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности), организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Минфина Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, записи по субсчетам 91.01 "Прочие доходы" и 91.02 "Прочие расходы" производятся накопительно в течение отчетного года. При этом ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91.02 "Прочие расходы" и кредитового оборота по субсчету 91.01 "Прочие доходы" определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц, которое ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91.09 "Сальдо прочих доходов и расходов" на счет 99 "Прибыли и убытки", а счет 91 "Прочие доходы и расходы" сальдо на отчетную дату не имеет.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
За нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) срок привлечения к административной ответственности составляет один год (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).
В соответствии с учетной политикой на 2016 год, утвержденной заявителем приказом от 30.12.2014 N 352 (далее - учетная политика на 2016 год), и с учетной политикой на 2017 год, утвержденной АО "Курортэнерго" приказом от 30.12.2016 N 401 (далее - учетная политика на 2017 год), учет затрат и доходов должен вестись по видам деятельности:
- услуги по передаче электроэнергии;
- услуги по технологическому присоединению;
- прочие услуги;
- услуги по ТС УО (по районам: Курортный, Выборгский, Приморский).
Косвенные (накладные) расходы, не являющиеся прямыми или прямыми распределяемыми затратами и включаемые в себестоимость отдельных видов услуг расчетным путем, должны учитываться на счете 25 "Общепроизводственные расходы" (далее - счет 25) и счете 26 "Общехозяйственные расходы" (далее - счет 26).
В соответствии с учетной политикой на 2016 год косвенные (накладные) расходы счета 25 и счета 26 должны в конце каждого месяца поэлементно включаться в себестоимость работ и услуг в результате их распределения пропорционально выручке от реализации продукции на счет 20 по видам деятельности.
В соответствии с учетной политикой на 2017 год косвенные (накладные) расходы должны распределяться пропорционально заработной плате основного производственного персонала на счете 20 по видам деятельности.
АО "Курортэнерго" представило Комитету методику распределения доходов, расходов и финансового результата заявителя по видам деятельности в целях управленческого учета, утвержденную приказом от 01.06.2015 N 136 (далее - Методика распределения доходов и расходов), подлежащую применению с 01.06.2015. Согласно данной методике, раздельный учет доходов и расходов должен обеспечиваться в рамках управленческого учета. Методика распределения доходов и расходов предназначена для использования всеми подразделениями АО "Курортэнерго" при планировании и формировании управленческого отчета, определяет принципы распределения прочих доходов, прочих расходов и финансового результата по видам деятельности.
Плановые и фактические доходы и расходы из прибыли должны формироваться отдельно по видам деятельности и распределяться пропорционально выручке от тех видов деятельности, на которые они относятся: услуги по передаче электрической энергии, услуги по технологическому присоединению, услуги по ТС У О, прочие услуги (пункт 2 Методики распределения доходов и расходов). Перечень статей доходов (счет 91.01) и расходов (счет 91.02) и видов деятельности для распределения поименованы в пунктах 2.1 и 2.2 Методики распределения доходов и расходов.
Распределению прочих расходов на все виды деятельности подлежат расходы на оплату труда работников производственной сферы из прибыли; прочие расходы социального характера (оплата ритуальных услуг, протезирование и пр.); страховые взносы; ФСС от несчастного случая; возмещение оплаты проезда; единовременные премии к юбилейным датам; расходы на услуги банков, кроме процентных расходов.
Заявитель представил Комитету принципы ведения раздельного учета доходов и расходов, утвержденные приказом от 30.12.2016 N 416 в соответствии с распоряжением ПАО "Россети" от 13.12.2016 N 539р об утверждении единых типовых принципов ведения раздельного учета доходов и расходов, подлежащие применению с 01.01.2017 (далее - Принципы ведения раздельного учета доходов и расходов на 2017 год).
В соответствии с Принципами ведения раздельного учета доходов и расходов на 2017 год предусмотрено прямое отнесение прочих расходов, учитываемых на счете 91.02 "Прочие расходы", в соответствии с источниками возникновения доходов на основании данных бухучета, а при невозможности прямого отнесения - пропорционально заработной плате персонала по видам деятельности.
Приложениями 3 к учетным политикам на 2016 год и 2017 год определены списки форм внутрифирменной периодической отчетности, которые используются в АО "Курортэнерго" с учетом потребностей в группировке, систематизации и обобщения информации, для составления бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств и пояснения к годовой бухгалтерской отчетности.
Уставом АО "Курортэнерго", утвержденным внеочередным общим собранием акционеров (протокол от 22.12.2016 N 02/16) (далее - Устав), закреплена обязанность по составлению годовых (ежеквартальных) отчетов генеральным директором и представлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Совету директоров для реализации внутренних целей организации.
Судом первой инстанции установлено, что податель жалобы в проверяемом периоде осуществлял регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики (по районам Санкт-Петербурга), а именно передачу электрической энергии, технологическое присоединение к электрическим сетям. В 2016 году косвенные (накладные) расходы, учитываемые на счете 25 и счете 26, распределены АО "Курортэнерго" методом, отличным от разработанного и отраженного в учетной политике на 2016 год и Методике распределения доходов и расходов, что привело к завышению Обществом косвенных (накладных) расходов, относящихся на регулируемый вид деятельности "передача электрической энергии" за 2016 год и предоставлению в Комитет недостоверной информации в отчетах EE.NET.CALC.QV.4.178 по итогам 2016 года (N В_2017_6053 от 10.04.2017). По итогам 2016 года подателем жалобы завышены:
- расходы на амортизационные отчисления, отнесенные на передачу электрической энергии, по счету 25 в сумме 14 055,80 руб., по счету 26 в сумме 199 238,25 руб.;
- налог на имущество, отнесенный на передачу электрической энергии на 997 370,20 руб. (в том числе поквартально);
- косвенные расходы, отнесенные на передачу электрической энергии со счета 26 и отраженные в отчете EE.NET.CALC.QV.4.178, на сумму 622 965,01 руб., из них расходы на: амортизацию ОС, оплату труда за отработанное время и оплату труда за неотработанное время, страховые взносы (в том числе на резерв отпусков), ДМС, информационные услуги на сумму 459 105,89 руб.;
- отраженные в отчете EE.NET.CALC.QV.4.178 расходы на оплату труда за отработанное время, отнесенные на передачу электрической энергии на 6 001 279,97 руб., в том числе по счету 25 на 3 294 917,05 руб., по счету 26 на 2 706 362,92 руб. (в том числе поквартально);
- прочие расходы на регулируемый вид деятельности "передача электрической энергии" по статьям затрат: "расходы на социальное развитие" в сумме 2 689 035,29 руб., "отчисления на социальные нужды" в сумме 542 552,31 руб.
За 1 полугодие 2017 года заявителем завышены общепроизводственные расходы, отраженных на счете 25 и отнесенные на передачу электрической энергии в отчете EE.NET.CALC.QV.4.178, на сумму 1 710 762,73 руб.
За 9 месяцев 2017 года подателем жалобы завышены прочие расходов на передачу электрической энергии на примере двух статей затрат: "расходы на социальное развитие и поощрение (из прибыли)" и "отчисления на социальные нужды" на 37 598 руб. и 9 366,99 руб. соответственно.
Как правильно указано в обжалуемом решении, ни Уставом, ни учетными политиками на 2016 год и на 2017 год не предусмотрено составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности АО "Курортэнерго". Довод заявителя о распределении прочих расходов, учитываемых на счета 91.02, ежеквартально, несостоятелен. То обстоятельство, что податель жалобы уже было привлечен к административной ответственности за предоставление в Комитет недостоверных сведений на основании части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ не свидетельствует о неправомерности привлечения его к ответственности, так как неоднократное действие (бездействие) в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством, совершаемое определенное количество раз, свидетельствует о совершении в каждом случае самостоятельного правонарушения, за которое виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности (Постановлением Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 1373/07 по делу N А55-13193/2006-31, Постановления Верховного Суда РФ от 31.08.2015 N 307-АД15-9806 по делу N А56-77431/201, от 29.10.2015 N 307-АД15-10956 по делу N А56-77365/2014). Существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенного заявителем нарушения заключается в пренебрежительном отношении подателя жалобы к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, не представлено.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что имеются основания для снижения подателю жалобы административного штрафа до 50 000 руб.
В рассматриваемом случае назначенное административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы АО "Курортэнерго" не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2018 по делу N А56-6745/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Курортэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.В. Юрков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-6745/2018
Истец: АО "КУРОРТЭНЕРГО"
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга