Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 января 2018 г. N Ф01-5833/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
31 июля 2017 г. |
Дело N А11-303/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Бухтояровой Л.В., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.04.2017 по делу N А11-303/2017, принятое судьей Поповой З.В.,
по иску Управления муниципальным имуществом города Владимира, г. Владимир, Октябрьский пр-т, д. 47, ИНН 3302008241, к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, г. Владимир, ул. Б. Московская, д. 68, ИНН 3329013633, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области "Владимирский технологический колледж", г. Владимир, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, муниципальное унитарное предприятие города Владимира "Владимирские тепловые электрические сети", г. Владимир, открытое акционерное общество "Владимирская областная электросетевая компания", г. Владимир, Департамент образования администрации Владимирской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, г. Владимир,
о признании права собственности,
при участии: от ответчика (заявителя) - Маркеловой Л.Н. по доверенности N 2 от 09.01.2017 (сроком до 31.12.2017);
от истца - Ермаковой Н.Е. по доверенности N 26-08/1 от 09.01.2017 (сроком до 31.12.2017);
от третьего лица - муниципального унитарного предприятия города Владимира "Владимирские тепловые электрические сети" - Мешалкиной И.В. по доверенности N 59 от 21.07.2017 (сроком до 31.12.2019);
от иных лиц, участвующих в деле - не явились, извещены,
установил.
Управление муниципальным имуществом города Владимира обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области о признании права собственности муниципального образования город Владимир на нежилое помещение N 2 площадью 65,8 кв.м по плану цокольного этажа здания, расположенного по адресу: г. Владимир, проспект Строителей, дом 2б.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования
относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области "Владимирский технологический колледж", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, муниципальное унитарное предприятие города Владимира "Владимирские тепловые электрические сети", открытое акционерное общество "Владимирская областная электросетевая компания", Департамент образования администрации Владимирской области, Межрегиональное территориальное
управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях.
Решением от 20.04.2017 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Заявитель указывает, что здание ГПТУ N 7 не вошло в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность города Владимира на основании распоряжения председателя комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 23.04.1997 N 542 "О внесении изменений в План приватизации государственного предприятия "Владимирский тракторный завод".
Пояснил, что на основании указанного распоряжения передано только оборудование трансформаторной подстанции, а не помещение.
Ссылается на отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорное помещение за муниципальными предприятиями города Владимира.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение считает незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Управления муниципальным имуществом города Владимира, МУП "Владимирские тепловые электрические сети" в судебном заседании и в отзывах на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность обжалуемого решения, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ОАО "Владимирская областная электросетевая компания" в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность обжалуемого решения, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, а также о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Поступившим ходатайством Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
ГБПОУ Владимирской области "Владимирский технологический колледж", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, ОАО "Владимирская областная электросетевая компания", Департамент образования администрации Владимирской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие их представителей по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.10.1992 распоряжением председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области N 333 утвержден план приватизации государственного предприятия "Владимирский тракторный завод".
23.04.1997 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" и постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" распоряжением председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области N 542 внесены изменения в план приватизации государственного предприятия
"Владимирский тракторный завод", а именно: утвержден перечень объектов
(приложение N 1) социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенных в уставной капитал и подлежащих передаче в муниципальную собственность (далее по тексту - Перечень).
В распоряжении указано, что оно является решением о передаче объектов в муниципальную собственность г. Владимира (пункт 2).
Согласно Перечню трансформаторные подстанции государственного предприятия "Владимирский тракторный завод" подлежали передаче в муниципальную собственность города Владимира (общая площадь 597 кв.м).
В пункте 3 перечня также указано, что из перечня N 1 объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенных в уставный капитал и подлежащих передаче в муниципальную собственность г. Владимира, исключается здание ГПТУ N 7, расположенное по адресу: г.Владимир, проспект Строителей, дом 2б. Объект является федеральной собственностью и в соответствии с распоряжением председателя Комитета по управлению государственным имуществом от 20.05.1994 N 612 передан управлению народного образования области, в перечне также отмечено, что данный объект в муниципальную собственность не передается.
Постановлением Главы города Владимира от 08.01.2003 N 4 во исполнение плана приватизации трансформаторные подстанции, в том числе ТП-23 (507), переданы в собственность муниципального образования город Владимир и закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "ВТЭС".
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Владимира от 23.04.1997 в него включена ТП N 507, адрес: проспект Строителей, дом 2б, (цокольный этаж: помещение N 2), площадь 65,8 кв.м.
На нежилое здание профессионального лицея N 7 общей площадью 13 852,7 кв.м, расположенное по адресу: Владимирская область, г.Владимир, проспект Строителей, дом 2б, зарегистрировано право собственности Владимирской области (свидетельство от 04.03.2016).
Право оперативного управления на здание зарегистрировано за Колледжем, что подтверждается свидетельством от 17.05.2012 серии 33 АЛ
N 368405.
Главой города Владимира 08.01.2003 вынесено постановление N 4 "О
передаче муниципальных электрических сетей от ЖКО ОАО ВТЗ в хозяйственное ведение МУП "ВГЭС". В постановлении указано, что оно вынесено в соответствии с распоряжением от 23.04.1997 N 542, а также с целью обеспечения стабильного электроснабжения жилых домов и других объектов городского хозяйства, расположенных в районе ул. Горького.
В приложении N 1 к постановлению N 4 "Список поселковых трансформаторных подстанций, находящихся на балансе ЖКО ОАО "ВТЗ"
указана ТП-23 (507), расположенная по адресу: проспект Строителей, дом 2б.
Таким образом, во исполнение плана приватизации государственного предприятия "Владимирский тракторный завод" трансформаторные подстанции, в том числе ТП-23 (507), переданы в собственность муниципального образования город Владимир и закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "ВТЭС" (правопреемником МУП "Владимирская городская электрическая сеть").
Между муниципальным образованием город Владимир, МУП "ВЭС",
ОАО "ВОЭК" 12.05.2012 заключено концессионное соглашение, в соответствии с пунктом 1.1 которого концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать имущество, право собственности на которое принадлежит Концеденту, и осуществлять передачу и распределение электрической энергии с использованием объекта, а Концедент обязуется предоставить права владения и пользования объектом.
Объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры электроснабжения муниципального образования город Владимир, представляющая собой совокупность технологически связанных
между собой производственных, имущественных и иных объектов, предназначенная для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения, подлежащая созданию и реконструкции (пункт 2.1).
08.12.2016 право собственности на все здание по адресу: г.проспект Строителей, дом 2б, включая подстанцию, зарегистрировано за Владимирской областью, а право оперативного управления за Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Владимирской области "Владимирский технологический колледж".
Данное обстоятельство послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав или оспариваемых законом интересов в порядке, установленном названным кодексом.
В пункте 59 постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, истец по иску о признании права собственности отсутствующим должен представить доказательства возникновения у него права собственности на спорное имущество и нахождения этого имущества в его владении, а также доказать незаконность возникновения права собственности ответчика на спорное имущество.
Судом установлено, что нежилое помещение N 2 по плану цокольного этажа здания по адресу: г. Владимир, проспект Строителей, дом 2б, площадью 65,8 кв.м, расположено в здании профессионального лицея N 7, с 1980 года (согласно инвентарной карточки) до настоящего времени в нем располагается только оборудование ТП-23 (507), данное помещение предназначено исключительно для размещения в нем трансформаторной подстанции.
При этом спорное помещение трансформаторной подстанции является объектом городской инфраструктуры, целевым назначением которого является теплоснабжение объектов жилого и нежилого фонда, поскольку, как следует из материалов дела, от ТП-23 (507) запитаны абоненты и объекты инфраструктуры города, использующие электроэнергию для социально-бытового потребления. Согласно схеме электроснабжения объектов и перечня подключенных потребителей к спорной трансформаторной подстанции всегда было подключено не только здание колледжа, но и иные потребители, в том числе многоквартирные жилые дома.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и абзаца 4 пункта 1 Приложения 3 к указанному Постановлению N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия) передаются в муниципальную собственность городов.
Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, предусмотрена
передача в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий, не включаемых в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно пункту 1 Указа
Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании
объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе: сооружений и сети водопровода и канализации, котельных, тепловых сетей, электрических сетей, объектов благоустройства, других сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории
предприятий).
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О
гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено,
что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень
объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению N 3020-1.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
На основании изложенного, поскольку спорное имущество является объектом городской инфраструктуры, оно в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности.
Кроме того, как следует из содержания постановления от 23.04.1997 N 542, все трансформаторные подстанции передаются в муниципальную собственность, здание ГПТУ N 7 в муниципальную собственность не передается, за исключением входящей в его состав ТП-23 (507).
Также из материалов дела следует факт того, что спорное имущество никогда не выбывало из владения муниципального образования.
Так, спорная трансформаторная подстанция имеет вход, отельный от других помещений в здании. Сотрудники МУП "ВТЭС" и ОАО "ВОЭК" на основании вышеуказанных договоров аренды и концессионного соглашения в целях обслуживания оборудования регулярно находились в помещении трансформаторной подстанции, более того, доступ в нее имели только работники данных организацией (акт о передаче трансформаторной подстанции от 20.02.2003 N 1, договоры аренды от 28.07.2005 N 49, 51, концессионное соглашение от 25.02.2012, акт о приемке выполненных работ
по смете от 20.05.2016, листки осмотра ТП-507 от 12.09.2010, от 10.04.2012,
от 26.08.2014, от 09.10.2014, 09.04.2015, от 19.11.2015, акты ревизии оборудования ТП-507, акты о техническом освидетельствовании, об осмотре объектов и т.д).
Согласно пункту 4.2.6. Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.06.2003 N
242, трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
К закрытым распределительным устройствам пункт 4.2.4. Правил устройства электроустановок относит - распределительное устройство, оборудование которого расположено в помещении.
В соответствии с пунктом 4.2.81. указанных правил, закрытые распределительные устройства и подстанции могут располагаться как в отдельно стоящих зданиях, так и быть встроенными или пристроенными.
Пристройка трансформаторной подстанции к существующему зданию с использованием стены здания в качестве стены трансформаторной подстанции допускается при условии принятия специальных мер, предотвращающих нарушение гидроизоляции стыка при осадке пристраиваемой трансформаторной подстанции.
Как установлено судом, трансформаторная подстанция является встроенной в здание, расположенное по проспекту Строителей, дом 2б, имеет отдельный вход, в связи с этим правомерен вывод суда о том, что передаче подлежало нежилое помещение с находящимся в нем оборудованием трансформаторной подстанции.
На основании изложенного, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорное имущество является муниципальной собственностью.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены как не влияющие на законность принятого судебного акта.
Отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения муниципальных предприятий не свидетельствует об отсутствии права собственности муниципального образования на спорный объект.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.04.2017 по делу N А11-303/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Л.В. Бухтоярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-303/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 января 2018 г. N Ф01-5833/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное образование город Владимир в лице Управления муниципальным имущество города Владимира
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области
Третье лицо: Государственное бюджетное профессиональное образоватеьное учреждение Владимирской области "Владимирский технологический колледж", Департамент образования Администрации Владимирской области, МУП "Владимирские тепловые электрические сети", ОАО "Владимирская областная электросетевая компания", Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом во Владимирской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области