Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 ноября 2017 г. N Ф05-15788/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 июля 2017 г. |
Дело N А40-106749/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей Е.Б. Расторгуева, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Момот,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 апреля 2017 года по делу N А40-106749/2016, принятое судьей В.Н. Семушкиной, по иску ООО "Газпромтранс" (ОГРН 1027728000871) к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) о взыскании пени за нарушение сроков доставки грузов в размере 1 038 713 руб. 09 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Горшков И.В. (по доверенности от 19.05.2017) Гаврилова Ю.В. (доверенность от 17.10.2016 г.)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" обратилось в арбитражный суд г. Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании пени за нарушение сроков доставки грузов в размере 1 038 713 руб. 09 коп.
Исковые требования заявлены на основании ст. ст. 33, 97, 120, 125 УЖТ и ст. ст.784, 785, 792, 793 ГК РФ и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по доставке грузов до станции назначения.
Решением от 17 апреля 2017 года по делу N А40-106749/2016 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил в части взыскания с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "Газпромтранс" пени в размере 426 238 руб. 98 коп. - пени и 9 596 руб. 92 коп. - расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, истец и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальных сайтах Девятого Арбитражного Апелляционного суда и Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представитель истца в заседание не явился.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, оценив объяснения ответчика, приходит к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта.
В соответствии с частью 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную транспортными уставами.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом установлен Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27.
Статьями 97, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрена ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров в виде уплаты пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период май - сентябрь 2015 года отправленные истцом по указанным в расчете железнодорожным накладным, груженые вагоны доставлены ОАО "РЖД" с нарушением сроков, предусмотренных Правилами исчисления сроков доставки грузов, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 27, а также Приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.2015 г. N 245
Данные обстоятельства подтверждаются соответствующими отметками, учиненными железной дорогой в железнодорожных транспортных накладных.
Истец в рамках настоящего дела отыскивает пени за нарушение сроков доставки грузов железнодорожным транспортом с учетом уменьшения в размере 1 038 713 руб. 09 коп.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об оплате пени за нарушение срока доставки вагонов в соответствии со статьей 120 Устава железнодорожного транспорта, которая ответчиком оставлена без ответа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что факт просрочки доставки вагонов ответчиком не отрицается, частично приняв доводы ответчика об увеличении срока доставки грузов по транспортным железнодорожным накладным N N ЭА561788, ЭА658537, ЭБ189066, ЭБ525537, ЭБ963987, ЭЯ316103, ЭБ746117, ЭБ966386, ЭВ016526, ЭВ026997, ЭВ027057, ЭЭ810400, ЭЫ371624, ЭА534786, ЭГ464228, ЭБ759586, ЭА292365 и ЭА772403 на основании п. п. 6.3 и п. 11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27, возражения ответчика относительно накладной N ЭВ648340, поскольку требования по ней уже предъявлялись грузоотправителем ООО "ЛТС" и были удовлетворены решением арбитражного суда г. Москвы по делу NА40-64135/2016, проверив представленный истцом расчет пени и признав его верным и обоснованным, суд, взыскал с ответчика пени в размере 426 238 руб. 98 коп.
По мнению суда апелляционной инстанции, при принятии решения суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание доводы ответчика о необходимости увеличения срока доставки грузов (вагонов) по транспортной железнодорожной накладной ЭЯ 733214 на сумму 18 445,23 руб. в соответствии с пунктом 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам следует руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и, в частности, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 указанных Правил. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.
Правомерность и обоснованность применения п. 5.9 Правил подтверждена материалами дела, представлены натурные листы поезда, маршруты по плану формирования.
Также суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод ответчика о необходимости увеличения срока доставки грузов (вагонов) по транспортной железнодорожной накладной ЭБ 712308 на сумму 12 064,95 руб. в соответствии с пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27. В обоснование доводов в материалы дела предоставлены, акт общей формы N 3/457 от 12.05.2015, N 5/735 от 01.05.2015, N 29 от 04.05.2015, также представлена выписка из книги регистрации коммерческих актов, в перевозочных документах проставлена соответствующая отметка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами ответчика о необходимости увеличения срока доставки грузов (вагонов) по транспортным железнодорожным накладным ЭБ260613, ЭБ525537, ЭБ584074, ЭБ656844, ЭБ963987. ЭБ269549, ЭБ545842, ЭЯ401126 на сумму 137 831,45 руб. поскольку в соответствии со статьей 33 Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и пунктом 11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 грузополучатели, грузоотправители и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Такие договоры в материалы дела представлены, отметки в перевозочных документах об увеличении срока проставлены.
Таким образом, сумма пени за нарушение сроков доставки грузов в размере 1 038 713 руб. 09 коп. подлежала уменьшению до 789 208 руб. 42 коп.
В отношении остальных накладных, указанных ответчиком в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для увеличения срока доставки грузов не имеется.
С учетом вышеизложенного, исковые требования подлежат удовлетворению на сумму 249 504 руб. 67 коп.
Расчет ответчика судом проверен, признан правильным и обоснованным, истцом не оспорен, доказательств опровергающих доводы ответчика истцом в материалы дела не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, подтверждения не нашли.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 апреля 2017 года по делу N А40-106749/2016 изменить.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу ООО "Газпромтранс" (ОГРН 1027728000871) пени за нарушение сроков доставки грузов в размере 249 504 руб. 67 коп., в возмещение расходов по оплате госпошлины 5 617 руб. 68 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В остальной части апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106749/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 ноября 2017 г. N Ф05-15788/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО РЖД, ООО "Газпромтранс", ООО "Газпромтранс" в лице Ямальского филиала
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала - Северной железной дороги