г. Чита |
|
27 июля 2017 г. |
Дело N А58-1733/2017 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "Город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2017 года по делу N А58-1733/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "Город Якутск" (ОГРН 10214010640803, ИНН 1435112833) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) о признании незаконным и отмене постановления, и приложенными к жалобе документами (суд первой инстанции: судья Шумский А.В.),
установил:
муниципальное казенное учреждение "Главстрой" городского округа "Город Якутск" (далее - заявитель, МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск" или учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление Госстройжилнадзора РС (Я), административный орган или управление) о признании незаконным и отмене постановления от 17 марта 2017 года N 47-С по делу об административном правонарушении в области строительства, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях (далее, в том числе - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления и о соблюдении административным органом порядка привлечения учреждения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, немотивированного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск" осуществляет строительство объекта "Школа N 35 г. Якутска" по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, 23 квартал, ул. Тургенева, разрешение на строительство выдано Окружной администрацией города Якутска 27 октября 2016 года N 14- RU14301000-182-2016, срок действия до 01 июля 2017 года (этап нулевой цикл) (далее - объект капитального строительства).
В период с 18 января по 15 февраля 2017 года проведена проверка по адресу объекта капитального строительства.
Предметом проверки являлось:
1. Соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
2. Наличие разрешения на строительство.
3. Выполнение требований частей 2, 3, 8 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (наличие свидетельства о допуске на работы по строительству (реконструкции)), которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, в том числе свидетельства о допуске к работам по организации договора физического или юридического лица; по программе проверок "Соответствие земельного участка градостроительному плану. Мониторинг температуры грунтов основания. Конструкция нулевого цикла. Мероприятия по расконсервации. Вертикальная планировка. Организация строительной площадки и строительного контроля. Снос и демонтаж. СОУ. Прочие работы".
По результатам проверки составлен акт от 15 февраля 2017 года N 04-08-83-17 в котором отражены, в том числе следующие выявленные нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
1) Не представлена полная проектная документация, имеющая положительное заключение от 26 октября 2016 года N 14-1-1-3-0160-13 (на этап нулевой цикл, выданный ГАУ "Управление госэкспертизы РС (Я)", выполненный ООО "Сахапроект", а именно шифр ПСД-17/2013 разделы ПЗ, ГП, ПОС, ПОД, шифр 9590 разделы АР, ОСБ, ПБ, ОДИ, отчет об инженерно-геологических изысканиях шифр 5825/9590, при этом приказ от 23 ноября 2016 года N 212-п об утверждении проектной документации имеется), что является нарушением части 5 статьи 52 ГрК РФ, пунктов 3 и 4 части 1, части 3, части 7 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
2) Допущено нарушение последовательности производства работ: начато выполнение строительно-монтажных работ по устройству свайных фундаментов до завершения работ подготовительного периода, а именно по сносу сооружений и переносу инженерных сетей согласно разделу ПОД шифр ПСД-17/2013. Факт нарушения подтверждается наличием на земельном участке, выделенном под строительство объекта, здания - не расселенного МКД по ул. Тургенева, 2; не снесенного сарая; подводящих наружных сетей тепловодоснабжения к зданию Епархии; наружных сетей электроснабжения ВЛ-6кВ ВЛ-0,4кВ; остатков забора и строительного мусора. Указанное является нарушением л. 5 - 7 шифр 9590 раздела ПОС; раздела ПОД шифр ПСД-17/2013; пункта 6.1.1. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительства. Часть 1. Общие требования"; статьи 7, статьи 11, части 3 статьи 34, статьи 35 и пункта 3 части 1 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; части 6 статьи 52, части 4 статьи 53 ГрК РФ; пунктов 6 (в), 10 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 468 (далее - Положение о проведении строительного контроля);
3) Сваи N N 138, 95, 16, 6, 102, 3, 176, 8, 9, 107 установлены в скважину "насухо", без непосредственной заливки раствора на 1/3 объема скважины до установки свай. Не приняты меры, обеспечивающие полное заполнение пазух между стенками скважин и свай NN 126, 81 (недолито). Имеется факт дозаливки цементно-песчаным раствором после установки сборных железобетонных свай, при этом документы, подтверждающие объем залитого раствора, не контролируются. В связи с этим возникает угроза того, что основание строящегося объекта капитального строительства не будет обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории. Факт нарушений подтверждается записями в общем журнале работ N 2 и журналом буровых работ. Указанное является нарушением л. 4, 1 шифр СД- 17/2013-1 раздел АС (СМ. пункт 15 "Указания по производству свайных работ"); л. 13 - 15 шифр 9590 раздел ПОС подпунктов 12.5.5, 12.5.6 СП 45.13330.2012 "Свод правил. Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87"; статьи 7, части 3 статьи 34, статьи 35, пункта 1 части 1 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; части 6 статьи 52, части 4 статьи 53 ГрК РФ, пунктов 6 (в), 9, 10 Положения о проведении строительного контроля;
4) Имеется факт несоответствия проектным данным используемых строительных материалов (изделий), а именно фактические показатели бетона сборных железобетонных свай производства "ЯКСМиК" имеют показатели прочности М350 (B25) F300 W16, при том, что требуемыми проектными данными предусмотрены показатели прочности М400 (B30) F300 W6. В связи с этим возникает угроза того, что основание строящегося объекта капитального строительства не будет обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории. Факт нарушения подтверждается паспортами на используемые сборные железобетонные сваи производства ОАО "ЯКСМиК". Указанное является нарушением л. 3 шифр ПСД-17/2013-1 раздел АС; статей 7, части 3 статьи 34, статьи 35, пункта 3 части 1 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; части 6 статьи 52, части 4 статьи 53 ГрК РФ; пунктов 6 (в), 7, 10 Положения о проведении строительного контроля.
27 февраля 2017 года в отношении учреждения составлен протокол N 04-13-65-17 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4. КоАП РФ, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения частей 5, 6 статьи 52, части 4 статьи 53 ГрК РФ, статей 7, 11, статей 34, 35, пунктов 1, 3, 4 части 1, части 3, части 7 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; пунктов 6 (в), 7, 9, 10 Положения о проведении строительного контроля. То есть учреждением нарушены требования технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
17 марта 2017 года первым заместителем руководителя Управления Госстройжилнадзора по РС (Я) вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 47-С (резолютивная часть объявлена 14 марта 2017 года), которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4. КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Копия постановления вручена учреждению 20 марта 2017 года (вх. N 767).
Не согласившись с принятым постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу части 1 статьи 23.56 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.4. КоАП РФ, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный строительный надзор.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2012 года N 1599 "Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)" утверждено Положение об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Положение).
Согласно пункту 1.1 Положения Управление Госстройжилнадзора РС (Я) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным осуществлять на территории Республики Саха (Якутия) региональный государственный строительный надзор.
В соответствии с пунктом 2.2. Положения основными задачами Управления Госстройжилнадзора РС (Я) в области регионального государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, техническим заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации.
Согласно Положению Управление Госстройжилнадзора РС (Я) при осуществлении регионального государственного строительного надзора осуществляет полномочия, указанные в пунктах 3.1 - 3.1.12, в том числе организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, норм и правил в области градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 3.7.2. Положения Управление Госстройжилнадзора РС (Я) при осуществлении контроля и надзора в установленных сферах составляет протоколы об административных правонарушениях при выявлении правонарушений, рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления по делам, направляет дела об административных правонарушениях для рассмотрения в суд, в том числе с целью приостановления деятельности, применяет меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, вносит правонарушителям представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, осуществляет полномочия в соответствии с КоАП РФ.
Составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право следующие должностные лица управления: руководитель, первые заместители руководителя, заместитель руководителя, руководители структурных (территориальных) подразделений, главные и ведущие специалисты структурных (территориальных) подразделений, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) (пункт 4.1.8. Положения).
Согласно пункту 5 Перечня N 1 должностных лиц управления, утвержденного приказом Управление Госстройжилнадзора РС (Я) от 30 апреля 2015 года N 42, к числу лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, относятся руководители отделов, заместители руководители отделов, главные специалисты отделов управления, осуществляющие региональный государственный строительный надзор.
Пунктом 2 Перечня N 2 должностных лиц управления, лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, определен первый заместитель руководителя управления (региональный государственный надзор).
Из материалов дела, следует, что протокол об административном правонарушении составлен руководителем отдела надзора за строительством объектов общественного назначения Управления Госстройжилнадзора РС (Я) Павловой И.И., оспариваемое постановление вынесено первым заместителем руководителя Управления Госстройжилнадзора РС (Я) Корниловым П.В.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами управления.
Согласно части 1 статьи 9.4 КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается, в числе прочего, нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий и влечет за собой административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Объективной стороной правонарушения является нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Субъектом данного административного правонарушения являются лица, на которых возложены обязанности по соблюдению установленных законодательством норм и правил в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Положениями статьи 58 ГрК РФ предусмотрено, что виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ в целях данного Кодекса под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно части 5 статьи 52 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Как следует из пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ, Технический регламент о безопасности зданий и сооружений), обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется, в том числе в форме заявления о соответствии проектной документации требованиям настоящего Федерального закона; строительного контроля; государственного строительного надзора.
Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в пунктах 2 и 4 части 1 настоящей статьи, осуществляется только в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 39 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений).
В соответствии с частью 7 статьи 39 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в пунктах 2 - 4 и 7 части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами и в сроки, которые установлены законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 4 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (часть 4 статьи 53 ГрК РФ).
При выявлении по результатам проведения контроля указанных выше недостатков работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков (часть 5 статьи 53 ГрК РФ).
Согласно положениям статьи 7 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Статьей 11 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений установлено, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
Из части 3 статьи 34 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений следует, что лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства.
Строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений (статья 35 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 Положения о проведении строительного контроля строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение, в том числе проверки полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов.
Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил. Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации. В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается (пункт 7 Положения о проведении строительного контроля).
Пунктом 9 Положения о проведении строительного контроля установлено, что в ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка: соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка; соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.
До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается (пункт 10 Положения о проведении строительного контроля).
Согласно взаимосвязанным требованиям пунктов 3, 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, и предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 ГрК РФ.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); вина последнего в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств по делу об административном правонарушении, которыми согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в том числе акта проверки от 15 февраля 2017 года N 04-8-83-17, протокола об административном правонарушении от 27 февраля 2017 года N 04-13-65-17, в нарушение указанных выше норм учреждение, являясь застройщиком - техническим заказчиком на объекте капитального строительства, не обеспечило надлежащее соблюдение требований технических регламентов проектной документации и СНиП при строительстве.
В силу указанного является правильным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) учреждения объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя об отсутствии нарушений в строительстве.
Так, не соответствует действительности довод заявителя об установке свай в соответствии с проектной документацией: в материалы дела представлен журнал работ N 2, акты освидетельствования скрытых работ проекта производства работ, свидетельствующие об обратном. Учреждение в заявлении указывает, что на момент проведения инспекционной проверки сваи были установлены в пробуренные скважины для утрамбовки щебеночного основания, после чего сваи были извлечены из скважин и установлены после заливки раствора на 1/3 объема, то есть учреждение фактически признает, что на момент осмотра административным органом сваи были установлены с нарушением проектной документации.
Устранение выявленных нарушений после их обнаружения и фиксации управлением не свидетельствует о принятии учреждением надлежащих и своевременных мер по соблюдению градостроительного законодательства при строительстве объекта.
Довод заявителя о том, что марка бетона, используемая при строительстве, соответствует альбому, не утратившему силу, а именно, что в спецификации к схеме расположения фундаментов (лист N 3, стадия "Р", ПСД-17/2013-1-АС), имеется ссылка на РМ 2-77, а РМ 2-77 в свою очередь представляет собой альбом "Индустриальные строительные изделия для жилищного и гражданского строительства на территории Якутской АССР. Сборные железобетонные фундаменты", где даны рабочие чертежи железобетонных свай, предназначенных для строительства на вечномерзлых грунтах при использовании последних в мерзлом состоянии в течение всего периода эксплуатации здания, и на листе П-9 которого указана марка бетона "300", также является несостоятельным, поскольку, следует из материалов дела и установлено судом, фактические показания бетона сборных железобетонных свай имеют показатели прочности M350 (B25) F300 W16 вместо требуемых N400 (D30) F300 W6, о чем свидетельствуют паспорта на используемые сборные железобетонные сваи производства ОАО "ЯКСМиК" (зафиксировано в акте, протоколе и оспариваемом постановлении административного органа).
Кроме того, как следует из отзыва административного органа и не опровергнуто заявителем, на момент проведения проверки учреждением не представлена проектная документация, имеющая положительное заключение N 14-1-1-3-0160-13 от 26 октября 2016 года, а именно: шифр ПСД-17/2013 разделы ПЗ, ГП, ПОС, ПОД, шифр 9590 разделы АР, ООС, ПБ, ОДИ, отчет об инженерно-геологических изысканиях шифр 5835/9590.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
По смыслу приведенных норм отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия всех зависящих от юридического лица мер по соблюдению установленных правил и норм.
По мнению суда апелляционной инстанции, административный орган при установлении вины учреждения исходил из отсутствия объективных обстоятельств, препятствующих заявителю соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает, что при наличии у учреждения возможности соблюдения требований действующего законодательства, нарушение которых ему вменяется в оспариваемом постановлении, оно не предприняло для этого необходимых мер.
Следовательно, вина учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Ссылка заявителя на заключение муниципального контракта 08 декабря 2016 года (в зимний период), в связи с чем, исходя из положений пункта 3.8 СП 124.13330.2012 "Тепловые сети. Актуализированная редакция", СНиП 41-002-2003, постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", заявитель не мог в зимний период осуществлять перенос квартальных тепловых сетей, а также на то, что наличие инженерных сетей не является препятствием для завершения работ по установке свай и не влияет на безопасность возводимого здания, судом первой инстанции правомерно отклонена в виду того, что в данном случае вина учреждения заключается в фактическом осуществлении строительно-монтажных работ до завершения работ подготовительного периода - до сноса расположенных на территории строительной площадки жилого дома и сарая, полного выселения жильцов, демонтажа существующих наружных инженерных сетей.
Таким образом, действия (бездействие) МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.
Суд также не установил исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения.
Размер штрафа соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы заявителя о нарушении сроков составления протокола и указанию в графе протокола "Место совершения правонарушения" юридического адреса учреждения, тогда как строительство объекта проводится по иному адресу, как правильно указал суд первой инстанции, не являются существенными процессуальными нарушениями, влекущими безусловную отмену постановления, поскольку не влекут за собой последствий, связанных с невозможностью правильного, объективного и всестороннего рассмотрения дела. В отзыве на заявление административный орган верно указывает на то, что срок составления протокола, установленный статьей 28.5 КоАП РФ, не является пресекательным, при условии соблюдения общего срока давности привлечения к административной ответственности. Кроме того, на странице 1 протокола от 27 февраля 2017 года указано: "Правонарушение выявлено 15 февраля 2017 года Павловой И.И. - руководителем отдела Управления Госстройжилнадзора РС (Я) в ходе инспекционной проверки на объекте капитального строительства "Школа N 35 г. Якутска", расположенном по адресу: г. Якутск, квартал 23, ул. Тургенева", в связи с чем место совершения правонарушение административным органом зафиксировано и обозначено в протоколе.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, осуществляющие строительство, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 данного Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2017 года по делу N А58-1733/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1733/2017
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Главстрой" городского округа "Город Якутск"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)