г. Санкт-Петербург |
|
01 августа 2017 г. |
Дело N А26-2000/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Ислентьевой Е.Б. по доверенности от 28.11.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16880/2017) ГУ - РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.05.2017 по делу N А26-2000/2017 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению ООО "Славянская трапеза"
к ГУ - РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
о признании частично недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Славянская трапеза" (ОГРН 1071001011971) (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании частично недействительным решения N 772 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, принятого Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (ОГРН 1021000521244) (далее Фонд).
Решением суда от 29.05.2017заявлением удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением суда, Фонд обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заявитель уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии со ст. 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - ФЗ-255) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Условия, размеры и порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребенком, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены ст. ст. 11.1, 11.2, 12, 13, 14, 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии со ст. 4.2 ФЗ-255 страховщик имеет право: проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов; осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страховщик обязан: осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - контроль за уплатой страховых взносов), а также контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам; выделять страхователям в установленном порядке необходимые средства на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов; осуществлять регистрацию страхователей.
В соответствии со ст. 4.6 ФЗ-255 территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия провело камеральную проверку представленных ООО "Славянская трапеза" расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по расходам на выплату страхового обеспечения за 2015 год и 9 месяцев 2016 года.
По результатам проверки составлен акт от 28.12.2016 N 16920, в которому указано, что 14.10.2016 страхователь обратился к страховщику с заявлением о выделении средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию, сложившихся на 01.07.2015, в сумме 247 333 руб. 32 коп.; сумма задолженности фонда на конец отчетного периода составляет 177054 руб. 04 коп.; за период с 01.01.2015 по 30.09.2016 страхователь произвел расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 245 729 руб. 20 коп., из которых только 1366 руб. 91 коп. произведены с нарушением законодательства и не могут быть приняты к зачету.
17.02.2017 вынесено оспариваемое решение, которым страхователю выделены средства в сумме 175 687 руб. 13 коп. (177 054,04 - 1 366,91) на возмещение расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения, и отказано в выделении средств в сумме 70 279 руб. 28 коп. (247333,32 - 175687,13).
Согласно статье 4.6 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которой страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей (часть 1), сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2).
Как следует из материалов дела страхователь обратился с заявлением о возмещении произведенных им расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 247 333,32 руб., в том числе на выплату пособий: по временной нетрудоспособности - 43218,81 руб.; по беременности и родам - 3171,88 руб.; единовременного пособия при рождении ребенка - 16672,47 руб.; ежемесячного пособия по уходу за ребенком- 184270,16 руб. Данные расходы подтверждаются реестрами, первичными бухгалтерскими документами.
В расчете формы 4-ФСС РФ заявитель ошибочно отразил произведенные расходы в сумме 245 729,20 руб. (с разницей в 1604,12 руб.), в том числе сумма пособия по беременности и родам 3171,88 руб. (в расчете- 1567,80 руб.); сумма единовременного пособия при рождении ребенка- 16672,47 руб. (в расчете-16672,43 руб.).
В расчете формы 4-ФСС РФ за 2015 заявитель отразил начисленные им страховые взносы 68675 руб. 16 коп. (л.д.72),а также 152,73 руб. за 9 месяцев 2016 года (л.д. 55). Таким образом, сумма начисленных заявителем страховых взносов составила 68675 руб. 16 коп. (68522 руб. 43 коп и 152 руб. 73 коп., соответственно).
Заявителю возмещены расходы 175 687,13 руб.(245 729,20 руб.-68675,16 руб.) в сумме, превышающей начисленные к уплате.
Оспариваемым решением заявителю отказано в возмещении суммы 71 649,19 руб., в том числе в размере начисленных взносов 68675 руб. 16 коп., непринятую к зачету сумму 1366,91 руб. и ошибочно включенную в отчетность 1604,12 руб. (данную сумму заявитель не оспаривает).
Фондом правомерно отказано в возмещении расходов в размере 1366,91 руб., поскольку они не подтверждены документально. Заявителем неправильно определены размеры пособий по нетрудоспособности Михайловой Т.Ф. и Ивановой Г.В. (л.д.2-3 акта проверки). Возражений в этой части заявителем не представлено.
Кроме того, сумма задолженности 68675 руб. 16 коп. (68522 руб. 43 коп и 152 руб. 73 коп., соответственно) заявителем также не оспаривается. Он только не согласен с зачетом, произведенным Фондом в рамках конкурсного производства.
Как следует из материалов дела, 18.11.2015 общество обратилось в суд с заявлением о признании его банкротом.
21.12.2015 решение арбитражного суда в отношении него открыто конкурсное производство (л.д.14-17).
Так как Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в ст. 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве" (далее - Закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного данным законом порядка предъявления требований к должнику.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление N 25), судам необходимо учитывать, что налоговый орган вправе осуществить зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.
Согласно статье 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Как разъяснено в пункте 8 постановления N 25, при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов.
На основании абзаца 7 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве все требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, в частности, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, согласно положениям абзаца 5 пункта 1 статьи 134 и пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве, являются текущими, погашаются вне очереди и могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Исходя из положений пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве обязательные платежи (налоги) в текущие обязательства, погашаемые вне очереди, не включены. Исключением, согласно пункту 5 статьи 134 Закона, являются единый социальный налог, подоходный налог, страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и иные налоговые платежи, связанные с оплатой труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства.
Таким образом, спорные суммы относятся к текущим платежам.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода. В силу пункта 9 постановления при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, необходимо исходить из следующего. Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим.
Окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) также не является основанием для признания указанного авансового платежа в качестве текущего.
Данные разъяснения подлежат применению и к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что задолженность по уплате страховых взносов за 2015 и 9 месяцев 2016, возникшая у Общества после принятия заявления о признании должника банкротом (18.11.2015), относится к текущим платежам, взыскание которых осуществляется вне рамок дела банкротства.
Поскольку срок уплаты задолженности страховых взносов в размере 68522 руб. 43 коп за 2015 год и 152 руб. 73 коп. за 9 месяцев 2016 года возникли после обращения в суд с заявлением о признании банкротом (18.11.2015) и введения конкурсного производства 21.12.2015, то Фонд правомерно произвел зачет сумм задолженности в счет возмещения расходов.
Оснований для признания недействительным решения Фонда в оспариваемой части у суда не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.05.2017 по делу N А26-2000/2017 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2000/2017
Истец: ООО "Славянская трапеза", ООО "Славянская трапеза" в лице конкурсного управляющего Лукина А.И
Ответчик: ГУ - РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16880/17