Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 декабря 2017 г. N Ф01-5082/17 настоящее постановление оставлено без изменения
31 июля 2017 г. |
А79-6644/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике
и конкурсного управляющего Федерального государственного унитарного предприятия "Ударник" Российской академии сельскохозяйственных наук (429534, Чувашская Республика, Моргаушский район, с.Юськасы, ул.Новая, д.1, ОГРН 1022102631506, ИНН 2112000651) Першиной Ларисы Владимировны
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.04.2017
по делу N А79-6644/2016,
принятое судьей Красновым А.М.
по заявлению конкурсного управляющего Федерального государственного унитарного предприятия "Ударник" Российской академии сельскохозяйственных наук Першиной Ларисы Владимировны о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике,
при участии в судебном заседании представителей:
Федерального государственного унитарного предприятия "Ударник" Российской академии сельскохозяйственных наук - Шумиловой М.В. по доверенности от 26.04.2017 сроком действия 12 месяцев,
и установил:
конкурсный управляющий Федерального государственного унитарного предприятия "Ударник" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ФГУП "Ударник", Предприятие) Першина Лариса Владимировна обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее - ТУ Росимущества, Управление), выразившегося в не переоформлении права бессрочного пользования на право аренды на 49 лет земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 21:17:271401:1 площадью 37 957 592+/-53 909 кв.м; с кадастровым номером 21:17:271401:1250 площадью 338,7148 га; с кадастровым номером 21:17:271401:1248 площадью 83,6432 га, местоположение: Чувашская Республика, Моргаушский район, Юськасинское сельское поселение. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган переоформить право бессрочного пользования указанных земельных участков на право аренды сроком 49 лет, для чего подготовить проект договора аренды и направить его в адрес Предприятия с предложением о его заключении в месячный срок со дня принятия судебного решения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), администрация Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики (далее - администрация Юськасинского сельского поселения), акционерное общество "Газпром газораспределение Чебоксары" (далее - АО "Газпром газораспределение Чебоксары"), Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, филиал публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Чувашэнерго" (далее - ПАО "Чувашэнерго"), Федеральное агентство научных организаций (далее - ФАНО России),
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.04.2017 заявление ФГУП "Ударник" удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в части не переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды сроком на 49 лет земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 21:17:271401:1250 площадью 338,7148 га и с кадастровым номером 21:17:271401:1248 площадью 83,6432 га, расположенные по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, Юськасинское сельское поселение. В целях восстановления нарушенного права суд обязал уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня вступления судебного решения в законную силу переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды сроком на 49 лет указанных земельных участков путем подготовки проектов договоров аренды и направления (выдаче) их Предприятию. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
На основании определения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.04.2017 конкурсным управляющим Предприятия назначен Кириллов Артем Валерьевич.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества и ФГУП "Ударник" обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
ТУ Росимущества настаивает на том, что при обращении в уполномоченный орган конкурсный управляющий Предприятия не представил при обращении документов, подтверждающие использование испрашиваемых земельных участков по целевому назначению.
Уполномоченный орган просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным его бездействия в отношении переоформления права постоянного (бессрочного) пользования Предприятия на право аренды сроком на 49 лет земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 21:17:271401:1250 и с кадастровым номером 21:17:271401:1248.
ФГУП "Ударник" не согласно с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества, выразившегося в не переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды сроком на 49 лет земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 21:17:271401:1. Предприятие настаивает на том, что у уполномоченного органа отсутствовали основания для отказа в удовлетворении его заявления в полном объеме.
Администрация Юськасинского сельского поселения в отзыве на апелляционные жалобы поддерживает позицию ФГУП "Ударник", просит удовлетворить его жалобу; ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
ФАНО России в отзыве на апелляционные жалобы просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу уполномоченного органа - без удовлетворения.
ТУ Росимущества ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель ФГУП "Ударник" поддержал свою апелляционную жалобу, просил ее удовлетворить и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы уполномоченного органа.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что на основании постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 01.04.1993 N 135 за опытно-производственным хозяйством "Ударник", правопреемником которого является ФГУП "Ударник", для ведения сельскохозяйственного производства закреплено в постоянное (бессрочное) пользование 4286,00 га земель, в связи с чем выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ЧР-17-00-000066, который зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за N 66.
По результатам межевания постановлением администрации Юськасинского сельского поселения от 09.03.2006 N 13 площадь земельного участка с кадастровым номером 21:17:271401:1 утверждена в окончательном размере 4222,7329 га без изменения границ на местности.
28.05.2007 уполномоченный орган зарегистрировал право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:17:271401:1 (регистрационный номер 21-21-07/006/2006-027).
На основании обращений ФГУП "Ударник" от 21.01.2011 N 15, от 06.04.2012 N 69 и поручения Росимущества от 07.04.2011 N ПП-10/9411 ТУ Росимущества приняло решение от 18.04.2012 N 96-р об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 21:17:271401:1 с кадастровыми номерами:
21:17:271401:1248 площадью 83,6432 га;
21:17:271401:1249 площадью 0,742 га;
21:17:271401:1250 площадью 338,7148 га.
Земельный участок с кадастровым номером 21:17:271401:1 сохранен в измененных границах с площадью 37957592 +/- 53 909 кв.м.
03.02.2016 ФГУП "Ударник" обратилось в ТУ Росимущества с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанные земельные участки на право аренды сроком на 49 лет.
Письмом от 22.03.2016 N 02-10/1774 Управление информировало Предприятие о направлении его заявлений о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в Росимущество.
Письмом от 16.05.2016 N 02-08/3324 ТУ Росимущества направило ФГУП "Ударник" договор аренды от 01.04.2016 N 90 земельного участка с кадастровым номером 21:17:271401:1249 площадью 0,742 га для подписания и государственной регистрации.
24.06.2016 ТУ Росимущества получило поручение Росимущества от 23.06.2016 N ВВ-10/25656 о проведении проверки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 21:17:271401:1248, 21:17:271401:1250, 21:17:271401:1.
В период с 27.06.2016 по 01.07.2016 уполномоченные лица Управления осуществили проверочные мероприятия на предмет фактического использования Предприятием земельных участков с кадастровыми номерами 21:17:271401:1248, 21:17:271401:1250, 21:17:271401:1, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование.
По результатам проверки составлен акт от 18.07.2016, который утвержден исполняющим обязанности руководителя ТУ Росимущества, из которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером 21:17:271401:1248 отсутствуют объекты недвижимости, участок используется для ведения сельскохозяйственного производства, засеян пшеницей, многолетней травой, люцерной, ячменем; на земельном участке с кадастровым номером 21:17:271401:1250 объекты недвижимости отсутствуют, участок используется для ведения сельскохозяйственного производства, засеян пшеницей, кукурузой под силос, многолетними травами, пшеницей озимой, ячменем, а также картофелем. Через участок проходят линии электропередачи; земельный участок с кадастровым номером 21:17:271401:1 представляет собой единое землепользование, состоящее из 77 обособленных земельных участков. Основная часть свободна от объектов недвижимости и представляет собой поля. На другой части находится 91 объект недвижимости, в том числе две плотины, находящиеся на праве хозяйственного ведения ФГУП "Ударник". Данный земельный участок вкупе с расположенными на нем объектами недвижимости ФГУП "Ударник" использует для ведения сельскохозяйственного производства на основании договора оказания услуг от 01.05.2016.
Кроме того, на данном земельном участке расположены объекты недвижимости, никем не используемые и неучтенные в реестре федерального имущества: шесть объектов недвижимости (водонапорные башни) передано в собственность муниципального образования Юськасинское сельское поселение Моргаушского района; пять газораспределительных пунктов; шесть комплектных трансформаторных подстанций; объект недвижимости, используемый ООО "Чувашсетьгаз" филиал "Моргаушрайгаз" Юськасинского в качестве газового участка; пятнадцать не разобранных объектов недвижимости, списанных в связи с физическим износом (один объект недвижимости, списанный Предприятием в связи с физическим износом и проданный гр. Башкирову В.В. (на момент проверки используется гр. Башкировым В.В. под сенохранилище); три объекта недвижимости (1 деревянный амбар, 3 склада), списанные Предприятием в связи с физическим износом, реконструированы в новые объекты недвижимости, которые на момент проверки используются Предприятием под склады); часть гаража с деревянным пристроем, принадлежащая Петрову О.И., расположенного в д. Вурманкасы Моргаушского района Чувашской Республики.
Самостоятельные земельные участки под объектами недвижимости, принадлежащими третьим лицам, не сформированы.
Через земельный участок с кадастровым номером 21:14:271401:1 проходят линии электропередачи и газопроводы.
Полагая, что ТУ Росимущество допустило незаконное бездействие, выразившееся в не переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды сроком на 49 лет земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 21:17:271401:1248, 21:17:271401:1250, 21:17:271401:1, ФГУП "Ударник" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 69, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39.2, 39.6, 39.9, 39.14, 39.16, 39.17, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал отсутствие незаконного бездействия в данной части.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение N 432), согласно которого Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3 Положения N 432 Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в части 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Часть 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации перечисляет изъятые из оборота изъяты земельные участки.
В силу части 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ, Вводный закон).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ в редакции, действующей с 01.03.2015, юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Вводного закона лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие данного Кодекса, сохраняется (пункт 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2017).
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ в редакции, в редакции, действующей с 01.03.2015.
При этом в силу положений пункта 1 статьи 20, пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, право постоянного (бессрочного) пользования землей может быть переоформлено только на право аренды.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
При этом данная норма не препятствует реализации субъектам, владеющим на праве постоянного (бессрочного) пользования такими землями, в том числе и под объектами недвижимости, права на приобретение земельного участка в собственность или в аренду при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.
Сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения предусматривается также в специальных нормах параграфа 3 главы IX "Банкротство сельскохозяйственных организаций" Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при осуществлении банкротства сельскохозяйственных организаций.
В силу пункта 1 статьи 177 Закона о банкротстве для целей этого закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее, чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
Данные признаки сельскохозяйственной организации должник должен иметь на момент возбуждения дела о банкротстве.
Суд при возбуждении дела о банкротстве на основании представленных в дело документов, в том числе финансовой, бухгалтерской отчетности, определяет статус должника и возможность применения к нему специальных норм Закона о банкротстве, установленных для сельскохозяйственных организаций, на что указывает в судебном акте по делу о банкротстве.
Таким образом, только в рамках дела о банкротстве возможно определение статуса должника как сельскохозяйственной организации с проведением процедуры банкротства по специальным нормам.
Для сельскохозяйственной организации статьей 178 Закона о банкротстве установлены правила осуществления процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, а статьей 179 этого же Закона - особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственной организации, направленные прежде всего на сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2016 по делу N 310-ЭС16-8192.
Статья 129 Закона о банкротстве обязывает конкурсного управляющего принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.
Статья 132 Закона о банкротстве перечисляет имущество должника, не включаемое в конкурсную массу.
Земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, к имуществу, подлежащему исключению из конкурсной массы, законом не отнесены.
С целью сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения пунктом 1 статьи 179 Закона о банкротстве предусмотрена особенность порядка продажи имущества должника - сельскохозяйственной организации, состоящая в том, что на первые торги по продаже имущества арбитражный управляющий должен выставить предприятие должника.
Для целей Закона о банкротстве под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 110 Закона о банкротстве).
В соответствии со статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности; в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Продажа предприятия должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 Закона о банкротстве. В случае если предприятие должника не было продано на торгах, продажа имущества должника осуществляется в соответствии со статьей 111 Закона о банкротстве, то есть по частям.
Согласно пункту 4 статьи 177 Закона о банкротстве при признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.
В пункте 2 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила продажи недвижимости, предусмотренные параграфом 7 главы 30 ГК РФ, применяются к продаже предприятий постольку, поскольку иное не предусмотрено правилами о договоре продажи предприятия (статьи 559 - 566).
Приведенная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011 N 4344/11.
Покупатель сельскохозяйственного предприятия имеет право на приобретение в аренду земельного участка под всем принадлежащим ему имущественным комплексом, в том числе под той его частью, на которой не расположены объекты, обладающие признаками недвижимого имущества.
С учетом приведенных норм гражданского и земельного законодательства, а также Закона о банкротстве в целях продажи сельскохозяйственного государственного предприятия-банкрота как имущественного комплекса по правилам статьи 179 Закона о банкротстве право постоянного бессрочного пользования такого государственного предприятия на земельные участки, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения, входящие в состав имущественного комплекса, в том числе занятые объектами недвижимости, закрепленными за должником на праве хозяйственного ведения, может быть переоформлено на право аренды.
В силу пункта 2 статьи 179 Закона о банкротстве преимущественным правом покупки имущества (имущественного комплекса) должника - сельскохозяйственной организации являются лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Установлено по делу, что определением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.04.2014 принято к производству заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Ударник" Российской академии сельскохозяйственных наук о возбуждении в отношении него дела о признании несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 12.11.2014 по делу N А79-2331/2014 Федеральное государственное унитарное предприятие "Ударник" Российской академии сельскохозяйственных наук признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство с прекращением процедуры наблюдения.
Из судебных актов, принятых в рамках дела N А79-2331/2014 следует, что процедура банкротства Предприятия осуществляется по правилам, предусмотренным § 3 главы IX Закона о банкротстве как в отношении сельскохозяйственной организации.
В рамках конкурсного производства предполагается продажа Предприятия как единого имущественного комплекса в соответствии с положениями статьи 179 указанного Закона с целью сохранения созданного ранее научного и производственного комплекса.
Земельные участки с кадастровыми номерами 21:17:271401:1248, 21:17:271401:1250, 21:17:271401:1, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании Предприятия, что подтверждено документально и не оспаривается лицами, участвующими в деле, являются частью такого комплекса и доказательств обратного уполномоченный орган не представил.
Утвержденный исполняющим обязанности руководителя ТУ Росимущества акт проверки от 18.07.2016 в отношении испрашиваемых земельных участков подтверждает, что земельные участки с кадастровыми номерами 21:17:271401:1248, 21:17:271401:1250 полностью используются для ведения сельскохозяйственного производства; земельный участок с кадастровым номером 21:17:271401:1 представляет собой единое землепользование, состоящее из 77 обособленных земельных участков. Основная часть свободна от объектов недвижимости и представляет собой поля. На другой части находится 91 объект недвижимости, в том числе две плотины, находящиеся на праве хозяйственного ведения ФГУП "Ударник". Данный земельный участок вкупе с расположенными на нем объектами недвижимости ФГУП "Ударник" использует для ведения сельскохозяйственного производства на основании договора оказания услуг от 01.05.2016.
В данном случае предусмотренные законом основания для отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемых земельных участков уполномоченный орган не указал, а суд - не установил.
Нахождение на земельном участке с кадастровым номером 21:17:271401:1 шести водонапорных башень, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Ударник", и переданных Юськасинскому сельскому поселению Моргаушского района Чувашской Республики на основании распоряжений Управления Росимущества в Чувашской Республике о безвозмездной передаче имущества, не препятствует переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и не нарушает права муниципального образования.
Также не препятствует переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:17:271401:1 и не нарушает чьи-либо права расположение на нем жилых домов по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Юськасы, ул. Молодежная, д.1 и д. 2, переданных в муниципальную собственность Юськасинскому сельскому поселению Моргаушского района Чувашской Республики.
Ссылка суда первой инстанции ссылка на статью 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации признается несостоятельной, поскольку данные правоположения относятся к предоставлению земельного участка в собственность, а не в аренду, что имеет место в данном случае.
Суд апелляционной инстанции считает, что при установленных обстоятельствах в их совокупности у Территориального управления отсутствовали основания для отказа Предприятию в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в отношении всех вышеуказанных земельных участков на право аренды.
Следовательно, Территориальное управление проявило со своей стороны бездействие, противоречащее земельному законодательству и законодательству о банкротстве, которое нарушает права и законные интересы ФГУП "Ударник" в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований в полном объеме.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии неправомерно отказал Предприятию в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в не переоформлении права бессрочного пользования на право аренды на 49 лет земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 21:17:271401:1, удовлетворив лишь требования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 21:17:271401:1248, 21:17:271401:1250.
Неправильное применение норм материального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене судебного акта суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии подлежит отмене в части отказа ФГУП "Ударник" в признании незаконным бездействия ТУ Росимущества, выразившегося в не переоформлении права бессрочного пользования на право аренды на 49 лет земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 21:17:271401:1 с принятием в этой части нового судебного акта об удовлетворении требования.
В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.04.2017 по делу N А79-6644/2016 является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения.
Апелляционная жалоба ТУ Росимущества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе уполномоченного органа, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 333.22, 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации при принятии апелляционной жалобы к производству ФГУП "Ударник" предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.04.2017 по делу N А79-6644/2016 отменить в части отказа Федеральному государственному унитарному предприятию "Ударник" Российской академии сельскохозяйственных наук в признании незаконным бездействия Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике в части не переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды сроком на 49 лет земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 37957592 кв.м, кадастровый номер 21:17:271401:1, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, Юськасинское сельское поселение.
Признать незаконным бездействие Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике в части не переоформления Федеральному государственному унитарному предприятию "Ударник" Российской академии сельскохозяйственных наук права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды сроком на 49 лет земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 37957592 кв.м, кадастровый номер 21:17:271401:1, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, Юськасинское сельское поселение.
Обязать Территориальное Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды сроком на 49 лет земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 37957592 кв.м, кадастровый номер 21:17:271401:1, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, Юськасинское сельское поселение путем подготовки проекта договора аренды земельного участка и направления его заявителю.
В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.04.2017 по делу N А79-6644/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.