28 июля 2017 г. |
А39-61/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Новиковой Л.П., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации городского округа Саранск на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.03.2017, принятое судьей Никишиной Т.Л., по делу N А39-61/2017 по иску акционерного общества Технической фирмы "Ватт" (ОГРН 1021301112546, ИНН 1325002676) к Департаменту городского хозяйства Администрации городского округа Саранск (ОГРН 1131326000255, ИНН 1326223660) о взыскании 2 974 354 руб. 74 коп. задолженности и судебных расходов.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца - акционерного общества Технической фирмы "Ватт" - Язовцева И.А. по доверенности от 18.05.2017 N 1281-17 (сроком действия по 31.12.2017);
от ответчиков - (заявителя) Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Акционерное общество Техническая фирма "Ватт" (далее - АО ТФ "Ватт", получатель, истец) обратилось в суд с иском к Департаменту городского хозяйства Администрации городского округа Саранск (далее - Департамент, ответчик) о взыскании денежных средств в сумме 2 974 354 руб. 74 коп.
Решением от 03.03.2017 Арбитражный суд Республики Мордовии удовлетворил требования АО ТФ "Ватт" в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого решения, заявитель ссылается на следующее: ответчик не был извещен о рассмотрении дела, тем самым был лишен возможности представить возражения по существу; нормы гражданского законодательства применены судом не верно; объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидии был уменьшен до 1 000 000 руб., соответственно Департамент не вправе предоставить истцу субсидии в большем размере; в нарушении статьи 51 АПК РФ Департамент финансов администрации городского округа Саранск к участию в деле не привлечен.
Представитель истца считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения и дополнительного решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, между сторонами спора 29.07.2016 заключен договор о предоставлении субсидии, по условиям пункта 1.1 которого Департамент обязался предоставить истцу в 2016 году субсидии в размере 5 800 000 руб. (пункт 2.1) на финансовое обеспечение расходов по выносу сетей инженерно-технического обеспечения (вынос сетей инженерно-технического обеспечения в целях освобождения площадки под строительство многоэтажных жилых домов ООО ПКФ "Термодом" во 2 микрорайоне застройки р. Тавла (вынос головных кабельных линий электропередачи 4 КЛ-10 кВ от вновь строящегося центра питания ПС 110/10 кВ "Посоп" до ТП-855 (РП-25); вынос сетей инженерно-технического обеспечения в целях освобождения площадки под благоустройство объекта: Регулирование русла р. Тавла на территории комплексной застройки многоэтажными домами на участке между ул. Волгоградская и автомобильной дорогой на с. Кочкурово" (вынос головных кабельных линий электропередачи 2КЛ-10 кВ от ПС 110/10 кВ "Ремзавод" яч.1, яч.14 до ТП-824 (РП-24) яч.2, яч. 15; вынос кабельных линий электропередачи "КЛ-10 кВ от ТП-824 (РП-24) до ТП-856).
Порядок финансирования определен в разделе 3 договора, согласно которому Департамент предоставляет авансовый платеж в сумме 1 740 000 руб., что составляет 30% от размера субсидии, который перечисляется в течение 60 банковских дней с момента заключения договора, последующее предоставление субсидии осуществляется после подтверждения получателем затрат в объеме предоставленного авансового платежа, с установлением срока использования субсидии до 31.12.2016 (пункт 3.2).
Получатель в свою очередь обязался полученную субсидию использовать на установленные цели в течение срока действия договора (вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 6.6), также предоставлять Департаменту заявку на предоставление субсидии по факту возникновения затрат с приложением документов, подтверждающих затраты и реестр платежных документов, в котором указаны завершенные работы, и документы, подтверждающие их фактическое расходование по целевому назначению, а также акт ввода в эксплуатацию объекта инфраструктуры (раздел 4).
Во исполнение условий спорного договора истец осуществил вынос сетей инженерно-технического обеспечения (вынос сетей инженерно-технического обеспечения в целях освобождения площадки под строительство многоэтажных жилых домов ООО ПКФ "Термодом" во 2 микрорайоне застройки р. Тавла (вынос головных кабельных линий электропередачи 4 КЛ-10 кВ от вновь строящегося центра питания ПС 110/10 кВ "Посоп" до ТП-855 (РП-25); вынос сетей инженерно-технического обеспечения в целях освобождения площадки под благоустройство объекта: Регулирование русла р. Тавла на территории комплексной застройки многоэтажными домами на участке между ул. Волгоградская и автомобильной дорогой на с. Кочкурово" (вынос головных кабельных линий электропередачи 2КЛ-10 кВ от ПС 110/10 кВ "Ремзавод" яч.1, яч.14 до ТП-824 (РП-24) яч.2, яч. 15; вынос кабельных линий электропередачи "КЛ-10 кВ от ТП-824 (РП-24) до ТП-856), стоимость работ составила 2 974 354 руб. 74 коп., что подтверждается представленными в материалы дела договорами на выполнение подрядных работ и составленными в рамках данных договоров документами о выполнении, приемке работ и их стоимости.
Истец неоднократно (06, 22 сентября, 07 и 27 октября, 02 ноября и 02 декабря 2016 года) предоставлял ответчику заявки (N N 06/25-2557, 06/25-2571, 06/25-2597, 06/25-2635) на предоставление субсидий по факту возникновения затрат с приложением отчетов о расходовании средств бюджета городского округа Саранск и другие документы, подтверждающие затраты истца.
Однако в нарушение условий спорного договора ответчик не исполнил свои обязательства по предоставлению субсидий по факту возникновения затрат на сумму 2974354 руб. 74 коп.
На направленные в адрес Департамента претензии N N 06/25-0521 от 19.09.2016, 06/25-2535 от 22.09.2016, 06/25-2554 от 04.10.2016, 06/25-2590 от 02.11.2016 и 06/25-2597 от 02.11.2016 ответчик не отреагировал.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из следующего.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ).
Субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (пункт 3 части 2 статьи 78 БК РФ).
Постановлением администрации г.о. Саранск от 01.09.2015 N 2493 (в редакции от 19.07.2016) утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа Саранск на финансовое обеспечение расходов по выносу сетей инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающим и территориально сетевым организациям (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам) (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям).
Затраты по выносу сетей инженерно-технического обеспечения, согласно данному постановлению, подтверждаются в том числе и актами на выполнение строительно-монтажных работ по форме КС-2, КС-3 с приложением заверенных претендентом на получение субсидий копий договоров на поставку оборудования, материалов и товарных накладных.
Получатель субсидии представляет Департаменту отчет о расходовании средств бюджета городского округа Саранск, направленных на установленные цели и (или) документы, подтверждающие их фактическое расходование по целевому назначению.
Истцом в обоснование заявленных требований представлены договоры на выполнение подрядных работ и документы, составленные в рамках данных договоров подтверждающие выполнение работ по выносу сетей инженерно-технического обеспечения, стоимость работ составила 2 974 354 руб. 74 коп. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел, что Департаментом обязанность по оплате стоимости работ в сумме 2 974 354 руб. 74 коп. в рамках договора о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение расходов по выносу сетей инженерно-технического обеспечения не исполнена и удовлетворил иск в заявленной сумме.
Выводы суда являются верными, основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств, соответствуют нормам материального и процессуального права.
Ссылка апеллянта на уменьшение объема финансирования не может быть принята во внимание, т.к. документально не подтверждена.
Акты о выполнении работ на спорную сумму подписаны ответчиком без замечаний, сообщений в адрес истца об уменьшении финансирования не направлялось.
Нарушений норм материального права судом не допущено.
Довод о не извещении ответчика о времени и месте судебного разбирательства несостоятелен и опровергается материалами дела (л.д.107, 112).
Нарушений норм процессуального права, в том числе статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, повлекших принятие неправильного решения, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены (изменения) судебного акта в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.03.2017 по делу N А39-61/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Л.П. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-61/2017
Истец: АО Техническая фирма "Ватт"
Ответчик: Депортамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск