город Ростов-на-Дону |
|
31 июля 2017 г. |
дело N А53-2456/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Пендюрин Н.П. по доверенности от 08.02.2016,
от заинтересованного лица: представители Вербицкий Е.А. по доверенности N 40.1/8539 от 27.12.2016, по паспорту, Гасанова Т.И. по доверенности N 40.1/1129 от 14.03.2017,
от третьего лица: представитель Гапичева О.А. по доверенности N 49 от 15.03.2017, по удостоверению адвоката N 4445,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плюс-К"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.05.2017 по делу N А53-2456/2017,
принятое судьей Ф.Ф. Ерёминым,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Плюс-К"
к заинтересованному лицу - Региональной службе по тарифам Ростовской области
при участии третьего лица: акционерного общества "Теплокоммунэнерго"
о признании незаконным постановления об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Плюс-К" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Региональной службе по тарифам Ростовской области (далее - региональная служба, РСТ) о признании недействительным постановления от 22.11.2016 N 62/2; об обязании установить плату за подключение к системе теплоснабжения объекта "Комплекс жилых домов", расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Дебальцевская, 8а, с подключаемой тепловой нагрузкой 4,6339 Гкал/ч в размере 26062,5 руб. (без учета НДС).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Теплокоммунэнерго".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Плюс-К" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что региональная служба не осуществила анализ экономической и технологической обоснованности устанавливаемого тарифа. В отсутствие проектной и рабочей документации, проверку обоснованности заявляемой АО "Теплокоммунэнерго" платы за подключение объектов ООО "Плюс-К" произвести невозможно, так как не имеется информации о принятых АО "Теплокоммунэнерго" технических решениях. Положительное заключение негосударственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объекта не определяет правильность технических решений по прокладке систем теплоснабжения. Ее предметом является соответствие сметной стоимости объекта капитального строительства принятым в рабочей документации техническим решениям. Таким образом, суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайства заявителя об истребовании у АО "Теплокоммунэнерго" проектной и рабочей документации, о назначении строительно-технической экспертизы для определения обоснованности проектных решений. В силу статьи 49 ГрК РФ проектная документация для строительства тепловых сетей подлежала обязательной экспертизе, следовательно, в отсутствие положительного заключения такой экспертизы Региональная служба по тарифам Ростовской области не имела права устанавливать тариф для АО "Теплокоммунэнерго". Пункты 110, 111 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" неправильно применены судом. В нарушение пункта 34 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 судом сделан ошибочным вывод об отсутствии у региональной службы обязанности по проведению анализа технологической обоснованности тарифа, устанавливаемого АО "Теплокоммунэнерго".
В судебном заседании представитель ООО "Плюс-К" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Кроме того, представитель общества заявил ходатайства об истребовании проектной и рабочей документации на строительство и реконструкцию сетей, положения о закупке, а также просил назначить судебную экспертизу для разрешения вопроса о стоимости работ по подключению к системе теплоснабжения.
Протокольным определением судебная коллегия отказала в удовлетворении заявленных ходатайств, поскольку с учетом предмета спора у суда отсутствует необходимость в получении компетентного заключения по вопросам, поставленным на разрешение. В соответствии с действующим законодательством РСТ не наделена полномочиями по оценке технологической обоснованности устанавливаемого тарифа.
Представители региональной службы и АО "Теплокоммунэнерго" поддержали доводы отзывов на жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.06.2016 АО "Теплокоммунэнерго" обратилось в РСТ с заявлением об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения объекта: "Комплекс жилых домов" по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Дебальцевская, 8а, с подключаемой тепловой нагрузкой 4,6339 Гкал/ч", с приложением обосновывающих документов (исх.2932 от 24.06.2016, вх. РСТ от 27.06.2016 N 40/3246).
01.07.2016 РСТ было открыто дело N 40.4/3882/01.07.2016 об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения АО "Теплокоммунэнерго" объекта: "Комплекс жилых домов" по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Дебальцевская, 8а с подключаемой тепловой нагрузкой 4,6339 Гкал/ч".
Уполномоченным по делу N 40.4/3882/01.07.2016 была проведена экспертиза предложений АО "Теплокоммунэнерго" об установлении платы за подключение и подготовлено экспертное заключение.
Экспертное заключение РСТ по делу N 40.4/3882/01.07.2016 содержит анализ экономической обоснованности расходов (по видам работ) и обоснование объемов подключаемой тепловой нагрузки, определенной на основании договора о подключении.
На заседании Правления РСТ 22.11.2016 N 62 было принято постановление РСТ от 22.11.2016 N 62/2 "Об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения АО "Теплокоммунэнерго" объекта "Комплекс жилых домов", по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Дебальцевская, 8а, с подключаемой тепловой нагрузкой 4,6339 Гкал/ч".
Считая, что постановление РСТ от 22.11.2016 N 62/2 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном ст. 14 данного закона.
В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20 (далее - Положение), РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пп. 2.1.4 п. 2.1 Положения РСТ устанавливает (утверждает) в том числе плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
РСТ осуществляет государственное регулирование платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования соответственно), Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 (далее - Регламент), с учетом Сценарных условий функционирования экономики РФ, основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ, разработанных Минэкономразвития России и одобренных Правительством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение (технологическое присоединение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 8 ст. 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - постановление N 1075), утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения) и Правила регулирования.
Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжении" (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), предусмотрено, что установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования осуществляются органами регулирования в соответствии с регламентом. Открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования (п. 12 Правил регулирования цен).
Пунктом 13 Правил регулирования предусмотрено, что регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
Согласно пункту 14 Правил регулирования в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных данными Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Из пункта 15 Правил регулирования следует, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) (далее - заявление об установлении цен (тарифов)) и необходимых материалов. В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается следующая информация:
а) сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении цен (тарифов) (далее - заявитель) (наименование и реквизиты, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и коде причины постановки на учет (КПП));
б) основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления цен (тарифов).
В силу пункта 17 Правил регулирования для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 настоящих Правил, является исчерпывающим.
По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 16 настоящих Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение.
В силу п. 109 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
Пунктом 110 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения определено, что в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (п. 111 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
Как следует из материалов дела, 27.06.2016 АО "Теплокоммунэнерго" обратилось в региональную службу с заявлением от 24.06.2016 исх. N 2932 об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения объектов "Комплекс жилых домов", расположенных по адресу: Ростов-на-Дону, ул. Дебальцевская, 8а, которые планирует возвести ООО "Плюс-К".
К указанному заявлению АО "Теплокоммунэнерго" приложило все документы, необходимые и достаточные для открытия дела об установлении тарифа, в том числе проектную (рабочую) документацию на техническое перевооружение и прокладку теплотрассы для подключения комплекса указанных выше домов, ведомость объемов работ, смету на строительство, а также положительное заключение негосударственной экспертизы, подтверждающее достоверность определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
Таким образом, довод ООО "Плюс-К" о том, что в тарифную службу не была представлена проектная документация на строительство и реконструкцию сетей, является несостоятельным.
Подлежит отклонению и довод заявителя о том, что региональная служба не имела права утверждать какой-либо тариф для АО "Теплокоммунэнерго" без положительного заключения экспертизы проектной документации.
Как было правильно установлено судом первой инстанции, при реконструкции спорного участка тепловой сети для целей подключения объектов заявителя к централизованной системе теплоснабжения получение разрешения на строительство, равно как и экспертиза проектной документации, предусмотренные ст. 49 ГрК РФ, не требуется, поскольку спорные сети теплоснабжения не являются объектом капитального строительства.
Отклоняется довод заявителя о том, что Региональной службой по тарифам Ростовской области не был проведен анализ экономической обоснованности устанавливаемого АО "Теплокоммунэнерго" тарифа.
Из заключения N 40.4/3882/01.07.2016 по делу об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения, выполненном региональной службой, следует, что экспертиза предложений по установлению платы за подключение, в том числе анализ экономической обоснованности расходов, учтенных в плате за подключение, выполнены в полном объеме.
Орган тарифного регулирования, рассмотрев представленные АО "Теплокоммунэнерго" документы, в соответствии с которыми расходы на снятие технических ограничений для подключения к тепловым сетям составляют 44170,47 тыс. руб., а также проанализировав экспертное заключение N 48/16, выполненное ООО "ВТК" по поручению заявителя (в соответствии с которым стоимость работ, необходимых для подключения к сетям теплоснабжения, составляет 33004901 рублей), пришел к выводу, что изначально заявленный АО "Теплокоммунэнерго" размер платы за подключение в сумме 44170,47 тыс. руб. (без учета НДС), подлежит уменьшению до 33992,92 тыс. руб. (без учета НДС).
Учитывая, что плата за подключение к сетям теплоснабжения в индивидуальном порядке носит компенсационный характер, орган тарифного регулирования установил плату за подключение в размере расходов АО "Теплокоммунэнерго", необходимых для реконструкции и строительства сетей для подключения объектов заявителя.
Так, исходя из оспариваемого заявителем постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 22.11.2016 г. N 62/2 плата за подключение к системе теплоснабжения АО "Теплокоммунэнерго" объекта "Комплекс жилых домов", по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Дебальцевская, 8а, с подключаемой тепловой нагрузкой 4,6339 Гкал/ч, установлена в размере 33992,9 тыс. рублей.
Вопреки доводам заявителя, участие застройщика ООО "Плюс-К" в рассмотрении дел об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не предусмотрено.
Таким образом, определение платы за подключение к системе теплоснабжения АО "Теплокоммунэнерго" произведено РСТ в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2017 по делу N А53-2456/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2456/2017
Истец: ООО "ПЛЮС-К"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ РО, Региональная служба по тарифам Ростовской области
Третье лицо: АО "ТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО"