Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30 ноября 2017 г. N Ф06-26490/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А72-825/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 августа 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 31.07.2017 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.03.2017 по делу N А72-825/2017 (судья Каргина Е.Е.), принятое по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска, г.Ульяновск, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г.Ульяновск,
об оспаривании бездействия,
в судебном заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска Гузаева К.В. (доверенность от 29.12.2016) и Жесткова О.Ю. (доверенность от 29.12.2016),
в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - ТУ Росимущества в Ульяновской области) и о его обязании изъять из оперативного управления у Инспекции помещения гаражных боксов N 289 и N 290, находящихся по адресу: г.Ульяновск, ул.Радищева, 132Б, помещение гаражного бокса N 23, находящегося по адресу: г.Ульяновск, ул.Карла Маркса, д.38А, помещение гаража 3341, находящегося по адресу: г.Ульяновск, ул.Азовская, ГСК "Химик".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.03.2017 по делу N А72-825/2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Ульяновской области просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе Инспекции в удовлетворении заявленных требований. По мнению ТУ Росимущества в Ульяновской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Инспекция в отзыве просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Инспекции отклонили апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ТУ Росимущества в Ульяновской области, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей Инспекции в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения ТУ Росимущества в Ульяновской области от 28.09.2007 N 205-р "О закреплении федерального недвижимого имущества за Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска" за Инспекцией зарегистрировано право оперативного управления на помещение гаража N 341 общей площадью 16,7 кв.м с кадастровым номером 73-73-01/307/2007-265, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Азовская, ГСК "Химик" (свидетельство о государственной регистрации права от 31.10.2007 серии 73-AT N 631699), на помещение гаражного бокса N 23 общей площадью 18,45 кв.м с кадастровым номером 73:24:041406:0013:0220910000:102301, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Карла Маркса, N 38А (свидетельство о государственной регистрации права от 08.11.2007 серии 73-AT N 639284), на помещение гаража N 290 общей площадью 20,5 кв.м с кадастровым номером 73:24:040605:15:0221550000:129002, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Радищева, д.132Б (свидетельство о государственной регистрации права от 31.10.2007 серии 73-AT N 631700), на помещение гаража N 289 общей площадью 20,5 кв.м с кадастровым номером 73:24:040605:15:0221550000:128902, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Радищева, д.132Б (свидетельство о государственной регистрации права от 31.10.2007 серии 73-AT N 631477).
Инспекция обращалась в ТУ Росимущества в Ульяновской области с заявлениями от 01.10.2015 N 02.1-21/016850, от 17.11.2016 N 05.1-17/023684, от 01.12.2016 N 05.1-18/028089 и от 26.12.2016 N 05.1-17/027495 по вопросу принятия в государственную казну Российской Федерации названных объектов недвижимого имущества в связи с отсутствием необходимости в их использовании для осуществления деятельности Инспекции.
В ответ на указанные обращения ТУ Росимущества в Ульяновской области письмами от 26.10.2015 N 04-5796, от 12.12.2016 N 04-5398 и от 10.01.2017 N 04-19 сообщило, что в настоящее время им проводятся мероприятия по изучению потребности федеральных организаций в вышеуказанном имуществе и что решение об изъятии этого имущества из оперативного управления может быть принято только после определения нового правообладателя.
С учетом положений статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Инспекции.
Из положений статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями деятельности и назначением этого имущества. Неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником имущества на основании пункта 2 статьи 296 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
По сведениям Инспекции, вышеуказанные гаражи не используются и не будут использоваться для осуществления ее деятельности; в оперативном управлении Инспекции находятся 3 автомобиля, при этом на праве оперативного управления ей принадлежат 8 гаражей, находящихся в месте расположения Инспекции (ул. Гончарова, 19), в связи с чем у Инспекции не имеется потребности в использовании вышеуказанных гаражей; нахождение вышеуказанных гаражей в оперативном управлении Инспекции накладывает на нее дополнительное бремя по их содержанию, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
Процедура и сроки изъятия у учреждения имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, действующим законодательством не регламентированы.
Однако в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, на территориальные управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом возложены функции по закреплению находящегося в федеральной собственности имущества в оперативное управление федеральных государственных учреждений (пункт 5.2 указанного Положения), а также по производству в установленном порядке изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений (пункт 5.22 указанного Положения).
Пунктом 4.1.9 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2008 N 12804), предусмотрено, что Территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего (соответствующих) субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, ТУ Росимущества в Ульяновской области является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Государственная программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 327, не содержит положений, препятствующих удовлетворению требований, заявленных по настоящему делу.
Поскольку Инспекция на законных основаниях отказалась от права оперативного управления имуществом и ее действия направлены на эффективное расходование бюджетных расходов, а ТУ Росимущества в Ульяновской области необоснованно уклоняется от принятия вышеуказанных гаражей в казну Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Инспекцией требования.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные ТУ Росимущества в Ульяновской области в апелляционной жалобе, не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 марта 2017 года по делу N А72-825/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-825/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30 ноября 2017 г. N Ф06-26490/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ