г. Пермь |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А50-8233/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савельевой Н. М.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми, на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2017 года по делу N А50-8233/2017 принятое судьей А.Р. Гилязетдиновой путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства (мотивированное решение от 09 июня 2017 года)
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460, ИНН 5904149532)
к обществу с ограниченной ответственностью "Активные системы продвижения" (ОГРН 1065904111646, ИНН 5904143668)
о взыскании 500 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (далее - истец, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Активные системы продвижения" (далее - ответчик, Общество) о взыскании штрафа, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, за апрель 2016 г. в сумме 500 руб. (л.д. 6-7).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09 июня 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что материалами дела подтверждено, что в отношении работника Чижовой Г.О. дополняющая отчетность представлена с нарушением установленного срока - 01.06.2016, то есть ответчик обоснованно привлечен к ответственности.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка по вопросу представления Обществом индивидуальных сведений в срок, установленный Законом N 27-ФЗ.
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.08.2016 N 203S18160005828 (л.д. 12).
06.10.2016 Пенсионным фондом вынесено решение N 203S19160005369 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, за апрель 2016 г. в виде штрафа в размере 500 руб. (л.д. 18-19).
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлено требование от 09.11.2016 N 203S01160363445 со сроком исполнения до 29.11.2016 (л.д. 21).
В связи с тем, что сумма штрафа осталась неуплаченной, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с должника санкции в принудительном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что исходные сведения о застрахованных лицах за апрель 2016 года направлены Обществом в установленный п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений устранена должником путем направления корректирующих сведений.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что материалами дела подтверждено, что в отношении работника Чижовой Г.О. дополняющая отчетность представлена с нарушением установленного срока - 01.06.2016, то есть ответчик обоснованно привлечен к ответственности.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно п. 2 ст. 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу п. 22 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в указанную норму Закона N 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми срок представления отчётности увеличен с 10-го до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, что свидетельствует об улучшении положения страхователей. Указанные изменения вступили в законную силу с 01.01.2017.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд" (исходная форма, указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период), "доп" (дополняющая форма, указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период), и "отмн" (отменяющая форма, указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действовавшей с 01.01.2017).
При этом формальный подход к наложению штрафа недопустим, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы (п. 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, письмо от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ").
Согласно ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пп. 34, 41, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция о порядке ведения учета сведений) в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем, либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
При этом Закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчётности.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что Общество первоначально представило отчетность формы СЗВ-М (исходная) за апрель 2016 г. 25.04.2016, то есть в установленный срок (л.д. 15).
В связи с выявлением Пенсионным фондом ошибки в поданных данных, 01.06.2016 Обществом направлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на 1 застрахованное лицо (л.д. 16).
Осуществив проверку поданных индивидуальных сведений с типом "дополняющая", Управление пришло к выводу о пропуске установленного для сдачи отчётности срока (не позднее 15.05.2016) в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем, вынесло решение от 06.10.2016 о привлечении Учреждения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 500 руб.
Между тем из буквального толкования разъяснений, данных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации, судом первой инстанции правильно установлено, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что исходные сведения о застрахованных лицах за апрель 2016 года направлены Обществом в установленный п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений устранена должником путем направления корректирующих сведений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем третьим ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на следующие основания для отказа в иске.
В соответствии с требованиями ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Таким образом, в силу прямого указания закона решение о привлечении к ответственности должно содержать конкретные обстоятельства вмененного лицу правонарушения, а также указание, в чем выразились противоправные деяния этого лица.
При этом, в нарушение требований ст. 39 Закона N 212-ФЗ решения о привлечении к ответственности от 06.10.2016 не содержат указаний на конкретные обстоятельства вмененного лицу правонарушения со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Так, в мотивировочной части решения от 06.10.2016 N 203S19160005369 в качестве объективной стороны состава правонарушения указано на нарушение страхователем установленного срока представления индивидуальных сведений за апрель 2016 г., в то время как в резолютивной части названного решения содержится ссылка на неполноту и недостоверность спорных сведений.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции верно указано, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения Общества к ответственности, в связи с чем, основания для удовлетворения требований Пенсионного фонда о взыскании с должника финансовых санкций отсутствуют.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что материалами дела подтверждено, что в отношении работника Чижовой Г.О. дополняющая отчетность представлена с нарушением установленного срока - 01.06.2016, то есть ответчик обоснованно привлечении к ответственности, отклоняется на основании вышеизложенного.
Решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2017 года
по делу N А50-8233/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8233/2017
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ
Ответчик: ООО "АКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ"