г. Челябинск |
|
01 августа 2017 г. |
Дело N А07-4119/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2017 года по делу N А07-4119/2017 (судья Искандаров У.С.).
Общество с ограниченной ответственностью "Транссервис-У" (далее - заявитель, ООО "Трансссервис-У", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения от 14.12.2016 N 002S19160014451 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - решение от 14.12.2016 N 002S19160014451, решение о привлечении к ответственности, решение), вынесенного государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УПФР в Октябрьском районе г. Уфы РБ, фонд, страховщик).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.05.2017 требования, заявленные обществом, удовлетворены.
В апелляционной жалобе фонд просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы, положенные арбитражным судом первой инстанции в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, страховщик ссылается на то, что в данном случае арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы п. 2.2 ст. 11, ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете)), поскольку заинтересованным лицом установлен факт представления страхователем неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2016 года, что зафиксировано в акте от 11.11.2016 N 002S1816002059. При этом арбитражным судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что страхователем не оспаривался факт совершения вмененного ему нарушения, о чем свидетельствует представление обществом письменных пояснений, в которых ООО "Транссервис-У" просило учесть обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения. В оспариваемом решении фонда при этом подробно описан состав правонарушения, обстоятельства правонарушения, с указанием акта об обнаружении правонарушения, с указанием даты отправки сведений по форме СЗВ-М (исходная, дополняющая), с указанием даты представления страхователем письменных возражений, с указанием оснований для привлечения к ответственности и суммы штрафа за девять застрахованных лиц, сведения на которых представлены страхователем позже установленного срока. В этой связи податель апелляционной жалобы полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции о том, что из содержания оспариваемого страхователем решения о привлечении к ответственности не представляется возможным установить, какое именно правонарушение было совершено, и какими именно документами данное обстоятельство подтверждается, - не соответствуют действительности.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу страхователь просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные обществом, пришел к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс).
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан по результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обществом с ограниченной ответственностью "Транссервис-У", 06.10.2015 был составлен акт N 002S1816002059 (л.д. 18 - 20) об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - акт от 11.11.2016 N 002S1816002059).
При этом в акте от 11.11.2016 N 002S1816002059 фонд в числе прочего указал следующее:
"1. Проверка проведена на основе следующих документов:
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М исходная на 65 застрахованных лиц за отчетный период "июль" 2016 года представлены по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью 02.08.2016 г., сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М дополняющая на 9 застрахованных лиц за отчетный период "июль" 2016 года представлены по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью 10.11.2016 г. (извещение о доставке от 02.08.2016 г., 10.11.2016 г.).
2. Настоящей проверкой выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 9 застрахованных лиц:
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, утвержденные Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01 февраля 2016 года N... Страхователем сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М исходная за отчетный период "июль" 2016 года на 65 застрахованных лиц представлены по телекоммуникационным каналам связи 02.08.2016 г. Факт представления сведений в установленный срок подтверждается извещением о доставке от 02.08.2016 г. (Приложения 1). Сведения приняты.
Сведения по форме СЗВ-М дополняющая на 9 застрахованных лиц страхователь ООО "ТРАНССКРВИС-У" представили 01.11.2016 года, позже установленного Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, что подтверждается извещением о доставке от 10.11.2016 г. (Приложение 2).
В соответствии с частью 4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за представление неполных и (или) недостоверных сведений страхователем, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица..."
Фондом 14.12.2016 вынесено решение N 002S19160014451 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым ООО "Транссервис-У" привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ - штрафам в общей сумме 4500 руб.
В решении от 14.12.2016 N 002S19160014451 фондом указано следующее:
"Сведения за период "июль" 2016 года, представлены по телекоммуникационным каналам связи 02.08.2016 г. Факт представления сведений в установленный срок подтверждается извещением о доставке от 02.08.2016 г. Сведения приняты.
Сведения по форме СЗВ-М дополняющая на 9 застрахованных лиц представлены 10.11.2016 г., позже срока установленного Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ, что подтверждается извещением о доставке от 10.11.2016 г. Письменные возражения по данному факту плательщик представил 13.12.2016 г.
За представление страхователем неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (здесь и далее - в редакции, действовавшей в спорный период), устанавливалось, что в целях настоящего Федерального закона употребляются в числе прочих, следующие основные понятия:
страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь";
отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Согласно статье 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
В силу условий п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ к правам страхователя отнесено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
К обязанностям страхователя отнесено в числе прочего представление установленный срок органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, определенных настоящим Федеральным законом.
Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ к правам органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего:
требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;
в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
К обязанностям органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего, осуществление контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Действительно, в период возникновения спорных правоотношений Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ не содержал требований к порядку оформления результатов проведенных в отношении страхователя проверочных мероприятий, однако, в данном случае следует исходить из положений статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), определившей, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Соответственно к спорным правоотношениям в равной степени применимы нормы действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
По своему фактическому содержанию процессуальные действия фонда, связанные с проведением проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователем, - тождественны проведению камеральной проверки страхователя, в связи с чем, на соответствующие процессуальные действия, и на порядок оформления их результатов, подлежат распространению соответствующие нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В силу условий ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В силу условий ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: 1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; 2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; 3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Пунктом 6 Требований к составлению акта камеральной проверки, утвержденных постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2016 N 1п при этом установлено, что описательная часть акта камеральной проверки должна содержать сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
Таким образом, из вышеперечисленного следует принцип преемственности содержания решения о привлечении к ответственности, акту камеральной проверки.
При этом в любом случае должна быть установлена вина лица в совершении вменяемого ему правонарушения.
В рассматриваемой ситуации в действительности из содержания, как акта проверки, так и решения о привлечении страхователя к ответственности, не только представляется возможным установить, в чем именно заключается вина общества с ограниченной ответственностью "Транссервис-У" в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, но в равной степени не установлен факт нарушения заявителем условий п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Сам по себе факт представления обществом дополнительных сведений по форме СЗВ-М на девять застрахованных лиц 10.11.2016, не свидетельствует о виновном совершении заявителем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ; кроме того, представление страхователем корректирующих сведений, в данном случае, не только допускалось положениями пункта 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, но и в равной степени, регламентировано вышеупомянутыми нормами статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. При этом само по себе, представление страхователем корректирующих сведений также не свидетельствует о совершении им правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Учитывая изложенное, фондом в данном случае не только не установлена и не доказана вина ООО "Транссервис-У" в совершении вмененного правонарушения, но также не установлен сам факт нарушения заявителем требований п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
В силу условий части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Исходя из совокупности условий ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Арбитражный суд первой инстанции, определением от 09.03.2017 предлагал фонду представить письменный отзыв по делу с приложением документов, подтверждающих доводы и возражения в предварительное судебное заседание 13.04.2017; указанное определение было получено фондом 13.03.2017 (л.д. 72) и проигнорировано, равно как фонд не счет необходимым обеспечить участие своего представителя, как в предварительном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции 13.04.2017, так и в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции 25.05.2017.
Таким образом, заинтересованное лицо в данном случае самостоятельно распорядилось принадлежащими ему процессуальными правами, приняв при этом риск наступления определенных последствий в результате несовершения определенных процессуальных действий.
В этой связи, в контексте нормы ч. 2 ст. 268 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции нет правовых оснований для приобщения к материалам настоящего дела, а также исследования и оценки в качестве дополнительных доказательств на стадии апелляционного судопроизводства, документов, значащихся в приложениях 1 - 8 к апелляционной жалобе (тем более, что апелляционная жалоба не содержит, не только обоснования отсутствия возможности представления соответствующих доказательств при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, но и самого ходатайства о приобщении к материалам дела на стадии апелляционного судопроизводства, дополнительных доказательств; формальное приложение к апелляционной жалобе дополнительных доказательств не означает, что данные дополнительные доказательства будут безоговорочно приобщены к материалам дела на стадии апелляционного судопроизводства).
Дополнительные доказательства, значащиеся в приложениях 1 - 8 к апелляционной жалобе подлежат возврату государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан.
При наличии вышеперечисленного, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил требования, заявленные обществом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2017 года по делу N А07-4119/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-4119/2017
Истец: ООО "ТрансСервис-У"
Ответчик: Управление ПФР в Октябрьском районе г. Уфы