Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 декабря 2017 г. N Ф10-4854/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
1 августа 2017 г. |
Дело N А54-6740/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.08.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Дайнеко М.М. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Анисимовым А.Р., при участии в Арбитражном суде Рязанской области представителей истца - закрытого акционерного общества "Безопасные дороги Рязанской области" (г. Рязань, ОГРН 1136234015301) - Жаровой А.А. (доверенность от 08.02.2017), ответчика - министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1096234001698) - Гобузевой Н.В. (доверенность от 10.01.2017 N АС/6-32) и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - министерства финансов Рязанской области - Бугаева А.Е. (доверенность от 30.12.2016 N 09-24/85), рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Безопасные дороги Рязанской области" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.04.2017 по делу N А54-6740/2016, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Безопасные дороги Рязанской области" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области к министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее - ответчик, министерство) с исковым заявлением о взыскании суммы долга по оплате постоянной части платы концедента за 4 квартал 2015 года по концессионному соглашению от 12.08.2014 в размере 23 600 000 рублей и суммы долга по оплате переменной части платы концедента за 4 квартал 2015 года по концессионному соглашению от 12.08.2014 в размере 303 550 рублей (с учетом утонения исковых требований от 17.04.2017, т. 11, л. 42 - 45).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено министерство финансов Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.04.2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 12.08.2014 между Рязанской областью от имени которой выступает министерство (концедент) и обществом (концессионер) заключено концессионное соглашение (т. 1, л. 15 - 37).
В соответствии с пунктом 1.1.1.1 соглашения концессионер обязан осуществить создание объекта соглашения (включая подготовку проектной документации, реконструкцию переданного концедентом нежилого помещения, поставку, установку (монтаж) необходимого оборудования и коммуникаций) в порядке и сроки, установленные соглашением и действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1.1.2.4 и 1.1.2.5 соглашения установлено, что концедент обязан осуществлять выплату платы концеденту, осуществлять приемку объекта соглашения у концессионера в связи с прекращением действия соглашения.
Объектом соглашения является система комплексной безопасности дорожного движения - автоматизированного скоростного, весового и габаритного контроля транспортных средств на территории Рязанской области, состав и описание которой определены в приложении N 2 к соглашению (пункт 1.2.1 соглашения).
В соответствии с пунктами 1.3.1, 1.3.2 настоящее соглашение вступает в силу с даты заключения соглашения. Срок действия соглашения составляет 12 лет с даты заключения соглашения.
Этапы создания объекта установлены главой 3 соглашения.
Объект концессионного соглашения сдается и вводится в эксплуатацию в четыре этапа в соответствии с календарным графиком создания и поэтапного ввода в эксплуатацию СКБДД Рязанской области согласно приложению N 5 к соглашению (пункт 3.1.1 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2015 N 2, т. 1, л.104).
Согласно пункту 3.1.3 соглашения по завершении создания объекта соглашения концессионер письменно уведомляет концедента о завершении работ по созданию СКБДД и готовности к приемке объекта соглашения.
Абзацем вторым пункта 3.1.5 соглашения установлено, что подписание сторонами акта приемки объекта соглашения в эксплуатацию является подтверждением того, что СКБДД соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и соглашения, концессионер выполнил свои обязательства по созданию СКБДД надлежащим образом.
Объект соглашения считается введенным в эксплуатацию с даты подписания сторонами акта приемки объекта соглашения в эксплуатацию (пункт 3.1.7 соглашения).
Главой 4 соглашения определены этапы эксплуатации объекта.
Концедент обязан передать объект соглашения концессионеру в дату ввода объекта соглашения в эксплуатацию. Передача концедентом концессионеру объекта соглашения осуществляется по подписанному сторонами акту приема-передачи объекта соглашения. Концессионер обязан приступить к эксплуатации СКБДД с даты подписания сторонами акта приема-передачи объекта соглашения. Концессионер осуществляет эксплуатацию объекта соглашения до даты возврата объекта соглашения концеденту (пункты 4.1, 4.2, 4.3 соглашения)
Пунктом 5.1 соглашения определено, что если иное прямо не предусмотрено соглашением, все затраты и расходы, возникающие в связи с исполнением концессионером своих обязательств по соглашению, в том числе в связи с созданием СКБДД (в том числе финансированием, проектированием, реконструкцией и техническим оснащением), а также эксплуатацией и модернизацией СКБДД несет концессионер путем привлечения необходимого банковского и акционерного финансирования. При этом концессионер получает от концедента на ежеквартальной основе плату концедента в соответствии с приложением N 8, порядок выплаты которой регулируется настоящим соглашениям.
В соответствии с пунктом 6.1 соглашения концессионер ежеквартально предоставляет концеденту отчетность в соответствии с приложением N 9 к соглашению в срок не позднее 30 числа месяца следующего за отчетным.
Пунктом 9.1 соглашения предусмотрено, что концессионная плата настоящим соглашением не устанавливается и не взимается с концессионера.
Пунктами 9.2.1 и 9.2.2 соглашения (в редакции дополнительного соглашения N 3) определено, что концедент обязан ежеквартально представлять концессионеру сведения о сумме фактических доходов бюджета от эксплуатации СКБДД или части объекта соглашения за отчетный квартал по форме, установленной в приложении 15 к соглашению, в срок не позднее 30 календарных дней по окончании соответствующего отчетного квартала, за исключением случаев, когда представить сведения не возможно по причинам, не зависящим от концедента. Под доходом областного бюджета в настоящем концессионном соглашении понимаются средства, поступающие в бюджет в результате выявленных СКБДД нарушений.
Пунктом 9.2.3 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2015 N 2) установлено, что расчеты по соглашению осуществляются в российских рублях, если иное не предусмотрено настоящим соглашением или законодательством Российской федерации, начиная с периода (квартала), в котором объект соглашения либо часть объекта соглашения переданы в эксплуатацию концессионеру.
Согласно пунктам 9.2.4, 9.2.5 и 9.2.6 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2015 N 2) определено, что настоящим соглашением устанавливается плата концедента, выплачиваемая концессионеру в порядке, определенном соглашением и в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Плата концедента состоит из постоянной части платы концедента и переменной части платы концедента. Превышение суммы платы концедента над фактическими доходами бюджета, поступившими за отчетный квартал в результате эксплуатации объекта концессионного соглашения, а также превышение платы концедента над фактическими доходами бюджета за весь срок действия соглашения не допускается.
Пунктом 9.2.7 соглашения установлено, что размер постоянной части платы концедента за весь период действия соглашения составляет 3 606 530 000 рублей без учета НДС, размер постоянной части платы концедента с НДС составляет 4 255 705 400 рублей, при этом оплата постоянной части платы концедента производится ежеквартально в соответствии с графиком выплаты платы концедента (приложение N 8 к соглашению) с учетом положений, предусмотренных настоящим разделом.
Выплата постоянной части платы концедента осуществляется ежеквартально в течение 20 дней со дня представления концессионером расчета фактических выплат за отчетный квартал в соответствии с приложением N 22 к настоящему соглашению (пункт 9.2.11 соглашения в редакции дополнительного соглашения N 3).
Согласно пункту 9.2.12 соглашения переменная часть платы концедента составляет денежную сумму в размере 50 % от сумы превышения фактических доходов бюджета от эксплуатации СКБДД за каждый отчетный квартал над прогнозными доходами бюджета согласно приложению N 8 к соглашению. При этом указанная сумма превышения уменьшается на сумму выплаченной (предусмотренной к выплате) постоянной части платы концедента в соответствии с пунктом 9.2.10 настоящего соглашения. Выплата переменной части платы концедента осуществляется в течение 120 дней со дня окончания отчетного квартала.
Приложением N 1 к соглашению стороны согласовали термины и определения (т. 1, л. 38 - 40).
Приложением N 2 к соглашению согласованы состав и описание СКБДД (т. 1, л. 41 - 43).
Приложением N 3 к соглашению определен технический регламент (т. 1, л. 44 - 47).
Приложением N 5 к соглашению сторонами согласован календарный график производства работ по созданию (реконструкции) СКБДД Рязанской области (т. 1, л. 50), согласно которому срок ввода в эксплуатацию определен 6 месяцев с даты заключения соглашения.
Приложением N 8 к соглашению сторонами согласован график выплаты постоянной части платы концедента (т. 1, л. 73 - 74).
Между сторонами 30.12.2015 составлено дополнительное соглашение N 2 к концессионному соглашению от 12.08.2014 (т. 1, л. 104 - 107).
Между сторонами 18.03.2016 составлено дополнительное соглашение N 3 к концессионному соглашению от 12.08.2014 (т. 1, л. 108 - 110).
Согласно графику выплаты платы концедента за период с 01.10.2015 по 31.12.2015 составляет 23 600 000 рублей (т. 1, л. 164).
Сторонами 31.12.2015 подписан акт N 1 приемки и ввода в эксплуатацию части объекта соглашения, согласно которому министерством принят первый этап - часть объекта соглашения, а именно: автоматизированная подсистема центра первичной обработки данных и почтовой рассылки (ЦПО), ситуационный центр и 20 рубежей контроля автоматизированной подсистемы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения (АСФН) (т. 1, л. 116 - 117).
Согласно данному акту часть объекта соглашения, а именно: автоматизированная подсистема центра первичной обработки данных и почтовой рассылки (ЦПО), ситуационный центр и 20 рубежей контроля автоматизированной подсистемы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения (АСФН), переданы в эксплуатацию (т. 1, л. 118).
Истцом на основании отчета управления Министерства внутренних дел России по Рязанской области о фактических сборах от эксплуатации системы комплексной безопасности дорожного движения Рязанской области за 4 квартал 2015 года (т. 2 - 7, т. 8, л. 1 - 104) произведен расчет суммы долга по оплате постоянной части платы концедента за 4 квартал 2015 года по концессионному соглашению от 12.08.2014 в размере 23 600 000 рублей и суммы долга по оплате переменной части платы концедента за 4 квартал 2015 года по концессионному соглашению от 12.08.2014 в размере 303 550 рублей (с учетом уточнения).
Письмом от 18.03.2016 N 249 общество направило в адрес министерства отчет о понесенных затратах на реализацию концессионного соглашения за период с 12.08.2014 по 31.12.2015, расчет фактических выплат за отчетный 4 квартал 2015 года, счета на оплату переменной и постоянной частей (т. 1, л. 119), которые согласно штампу о получении были получены ответчиком 21.03.2016.
Письмом от 19.05.2016 N ЕМ/6-3087 министерство сообщило обществу о том, что обязательство концедента по выплате платы концедента возникло в результате эксплуатации в 1 квартале 2016 года (т. 1, л. 169 - 170).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по произведению платы концедента за 4 квартал 2015 года, истец обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, применив к правоотношениям сторон нормы права, регулирующие приемку результата работ по договору подряда, признал необоснованной плату, начисленную истцом ответчику до ввода объекта концессионного соглашения в эксплуатацию, в связи с чем в полном объеме отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании нижеследующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) о по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
Анализ концессионного соглашения от 12.08.2014 позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что оно является смешанным договором и содержит элементы договора подряда и договора возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В силу пункта 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно положениям статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В обоснование исковых требований истец, ссылаясь на пункт 9.2.3 соглашения (в редакции дополнительного соглашения N 2), согласно которому расчеты по соглашению осуществляются начиная с периода (квартала), в котором объект соглашения либо часть объекта соглашения переданы в эксплуатацию концессионеру, указывает на то, что 4 квартал 2015 года являлся фактически эксплуатационным периодом в рамках концессионного соглашения. Независимо от того, что фактически объект был передан ему в эксплуатацию 31.12.2015, подлежит оплате весь 4 квартал 2015 года.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ, статьи 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" разъяснено, что судам следует учитывать, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило.
Согласно акту от 31.12.2015 N 1 часть объекта соглашения, а именно: автоматизированная подсистема центра первичной обработки данных и почтовой рассылки (ЦПО), ситуационный центр и 20 рубежей контроля автоматизированной подсистемы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения (АСФН), переданы в эксплуатацию (т. 1, л. 118).
Пунктом 1 статьи 7 Закона о концессионных соглашениях установлено, что концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее - концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
Таким образом, с учетом передачи части объекта в эксплуатацию 31.12.2015, норм статьи 191 ГК РФ, согласно которой течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, эксплуатация объекта в рамках концессионного соглашения началась с 01.01.2016.
Поскольку истцом к взысканию заявлена плата, начисленная за период до ввода объекта концессионного соглашения в эксплуатацию, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом, как справедливо отметил суд области, фактическая эксплуатация части объекта до ее передачи по акту (что установлено концессионным соглашением), произведенная при отсутствии согласования концедента, является инициативой концессионера.
Представленный истцом в качестве доказательств надлежащей эксплуатации объекта акт проверки эксплуатации элементов обустройства автомобильных дорог - системы комплексной безопасности (т. 9, л. 33) составлен на дату 28.01.2016, то есть после передачи в эксплуатацию, тогда как к взысканию заявлена плата за предшествующий период.
Довод истца о том, что поступление в областной бюджет в 4 квартале 2015 года денежных средств, полученных от штрафов нарушителей ПДД, в размере 36 578 500 рублей, является основанием для произведения ответчиком платы в рамках соглашения, обоснованно отклонен судом области.
Плата концедента не находится в прямой зависимости от поступления денежных средств в бюджет Рязанской области, а лишь является способом определения подлежащей выплате суммы, определенной путем арифметических действий сумм фактических доходов бюджета от эксплуатации СКБДД за отчетный квартал и сумм прогнозных доходов бюджета.
График выплаты платы концедента содержит информацию за соответствующий квартал о прогнозном доходе и плате и не является безусловным основанием для произведения выплат за указанный период в указанной сумме.
Согласно пункту 5.1 концессионного соглашения все затраты и расходы, возникающие в связи с исполнением концессионером своих обязательств, в том числе в связи с созданием СКБДД, а также эксплуатацией и модернизацией СКБДД, несет концессионер путем привлечения необходимого банковского и акционерного финансирования. При заключении концессионного соглашения концессионер обязался обеспечить финансирование объекта соглашения за счет собственных и заемных средств (пункт 1.1.1.2 соглашения)
Довод истца об осведомленности и согласии концедента с эксплуатацией концессионером части объекта соглашения до подписания упомянутых выше актов, т. е. до передачи концедентом несозданной части объекта в эксплуатацию концессионеру, также является необоснованным и не подтвержден материалами дела.
Письма от 11.11.2015 N 140, от 27.11.2015 N 155 (на которые ссылается истец в жалобе) свидетельствуют об осведомленности общества о том, что в соответствии с пунктом 4.2. концессионного соглашения обязанность концессионера по эксплуатации части объекта соглашения возникает только после введения в эксплуатацию. Расходы, понесенные обществом до ввода в эксплуатацию, не могут быть компенсированы, так как концессионным соглашением предусмотрено иное. В связи с этим в указанных письмах истец просил концедента учесть в плате концедента доходы, полученные от эксплуатации элементов системы с 01.08.2015 до передачи в эксплуатацию общества. Заключенное сторонами дополнительное соглашение от 30.12.2015 N 2 не содержит указанных положений. Таким образом, истец заведомо знал, что в нарушение условий концессионного соглашения на свой риск приступил к эксплуатации части объекта соглашения и выплата платы концедента за это не предусмотрена.
В упомянутых письмах истец также уведомляет концедента о проделанной им работе, о суммах, полученных бюджетом Рязанской области (в нарушение условий концессионного соглашения), но информации о завершении работ и готовности части объекта к приемке и вводу в эксплуатацию в них не имеется (пункт 3.1.3 концессионного соглашения). Письмом от 11.11.2015 N ЕМ/6-6446 концедент обращался к концессионеру с просьбой сообщить о готовности объекта и сдаче в эксплуатацию в срок до 12.11.2015. В ответ (письмо общества от 27.11.2015 N 155) истец поставил концедента перед фактом эксплуатации в нарушение условий концессионного соглашения не созданной им в полном объеме части объекта (создание ЦПО, ситуационного центра, АСГФ, АСВГК, АСФН, ПКО).
В соответствии с пунктом 9.2.1 концессионного соглашения концедент обязан ежеквартально представлять концессионеру сведения о сумме фактических доходов бюджета от эксплуатации СКБДД за отчетный квартал.
Указанными выше условиями концессионного соглашения (пункты 3.1.4.4., 4.2.) установлено, что только упомянутые акты, формы которых установлены концессионным соглашением, являются основанием возникновения у концессионера права эксплуатации части объекта соглашения и подтверждением факта надлежащей ее эксплуатации концессионером.
Направление концедентом письмом от 17.03.2016 N ВГ/6-1644 (на которое ссылается истец) отчета в соответствии с пунктом 9.2.1 концессионного соглашения является подтверждением исполнения концедентом условий данного соглашения, а не признанием, как утверждает истец, факта надлежащей эксплуатацией концессионером части объекта соглашения.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.042017 по делу N А54-6740/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-6740/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 декабря 2017 г. N Ф10-4854/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Безопасные Дороги Рязанской области", ЗАО Юр. "Безопасные дороги Рязанской области"
Ответчик: Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области
Третье лицо: Министерство финансов Рязанской области