город Омск |
|
08 августа 2018 г. |
Дело N А46-7267/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Грязниковой А.С., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7735/2018) общества с ограниченной ответственностью "Сибирия" на решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2018 по делу N А46-7267/2018,
(судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Омской области к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирия" (ИНН 5908997607 ОГРН 1145958022210) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирия" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Омской области - Филиппова Рая Октябрьевна (паспорт, по доверенности N Д-16/18 от 06.07.2018 сроком действия 1 год), Чеботура Оксана Анатольевна (паспорт, по доверенности N Д-16/18 от 20.02.2018 сроком действия 1 год);
установил:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Омской области (далее по тексту - Управление Росздравнадзора по Омской области, Управление, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сибирия" (далее по тексту - ООО "Сибирия", общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 24.04.2018.
Решением по делу заявленные Управлением требования удовлетворены: ООО "Сибирия" привлечено к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
При этом арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствии нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сибирия" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что поскольку правонарушения были обнаружены 26.02.2018, следовательно, суд первой инстанции привлек общество к административной ответственности за пределами трехмесячного срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (26.05.2018).
По мнению заинтересованного лица, судом первой инстанции не учтено, что вся сопроводительная документация на товар, выявленный в ходе проверочных мероприятий 26.02.2018, была предоставлена административному органу в тот же день; то обстоятельство, что административный орган просил у общества заверенные копии документов, не является основанием для продления срока давности привлечения к административной ответственности.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве, который приобщен к материалам дела, поскольку он содержит доводы, изложенные в суде первой инстанции, а податель жалобы с материалами дела ознакомлен, Управление Росздравнадзора по Омской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Сибирия", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило, от заинтересованного лица поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления Росздравнадзора по Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в период с 26.02.2018 по 24.04.2018 на основании распоряжений (приказов) руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Омской области от 15.02.2018 N П55-37/18; от 27.03.2018 N П55-78/18 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Сибирия" ИНН 5908997607, ОГРН 1145958022210, осуществляющего фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 20.02.2018 N ЛС-55-02-001763, выданной Министерством здравоохранения Омской области, по местам осуществления деятельности: 644009, Омская область, г. Омск, ул. 20 Линия, д. 65; 644123, Омская область, г. Омск, ул. 70 лет Октября, д. 10; 644020, Омская область, г. Омск, ул. Лобкова, д. 4, в ходе которой были выявлены факты осуществления фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства ООО "Сибирия" осуществляет фармацевтическую деятельность с нарушением правил хранения лекарственных средств, а именно:
1.1. В аптечном пункте ООО "Сибирия", расположенном по адресу: 644009, Омская область, г. Омск, ул. 20 Линия, д. 65, в торговом зале в холодильнике для хранения лекарственных препаратов Бирюса 310ЕР на полке осуществляется хранение лекарственного препарата гель для наружного применения Формагель 15г, производства ЗАО "Ретиноиды", Россия, (1 упаковка), который согласно инструкции по медицинскому применению необходимо хранить при температуре от +18°С до +22°С, однако, на момент проведения проверки, согласно показаниям имеющегося термометра, хранение осуществляется при температуре +12°С, в нарушение пункта 47 части VI Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 N 646н, согласно которому лекарственные препараты необходимо хранить с учетом требований, нормативной документации, составляющей регистрационное досье на лекарственный препарат, инструкции по медицинскому применению, информации, содержащейся на первичной и (или) вторичной упаковке лекарственного препарата, транспортной таре, а также в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами (приложение: фотографии NN 10, 11, 12; копия инструкции по медицинскому применению на лекарственный препарат гель для наружного применения Формагель 15г, производства ЗАО "Ретиноиды", Россия);
1.2. В аптечном пункте ООО "Сибирия", расположенном по адресу: 644020, Омская область г.Омск, ул. Лобкова, д. 4, в торговом зале в холодильнике для хранения лекарственных препаратов Атлант на полке осуществляется хранение лекарственных препаратов:
- гель для наружного применения Формагель 15г, производства ЗАО "Ретиноиды", Россия, (1 упаковка), который согласно инструкции по медицинскому применению необходимо хранить при температуре от +18°С до +22°С;
- суппозитории ректальные Простопин N 15 производства ООО "Алфарм", Россия, (3 упаковки), который согласно инструкции по медицинскому применению необходимо хранить при температуре от +4°С до+10°С;
- эмульсия для наружного применения Бензилбензоат 20% - 200г, производства ЗАО "Ретиноиды", Россия, (4 упаковки), который согласно инструкции по медицинскому применению необходимо хранить при температуре от +18°С до +22°С, однако, на момент проведения проверки, согласно показаниям имеющегося термометра, хранение осуществлялось при температуре +12°С, в нарушение пункта 32 части VI Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н, согласно которому хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации; пункта 47 части VI Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 N 646н, согласно которому лекарственные препараты необходимо хранить с учетом требований, нормативной документации, составляющей регистрационное досье на лекарственный препарат, инструкции по медицинскому применению, информации, содержащейся на первичной и (или) вторичной упаковке лекарственного препарата, транспортной таре, а также в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами (приложение: фотографии NN 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28; копии инструкций по медицинскому применению на лекарственные препараты: гель для наружного применения Формагель 15г, производства ЗАО "Ретиноиды", Россия, суппозитории ректальные Простопин N15, производства ООО "Алфарм", Россия; эмульсия для наружного применения Бензилбензоат 20% - 200г, производства ЗАО "Ретиноиды", Россия);
2.1. В аптечном пункте ООО "Сибирия", расположенном по адресу: 644009, Омская область, г. Омск, ул. 20 Линия, д. 65, реализуются лекарственные препараты, не имеющие инструкций по медицинскому применению, которые находятся в шкафу для хранения лекарственных препаратов, прошедших предпродажную подготовку, расположенном в торговом зале, а именно:
- раствор для приема внутрь масляный Альфа-токоферола ацетат 100 мг/мл-20 мл серия 091217 срок годности 01.2021 (3 флакона), производства ЗАО "ЭКО-лаб" Россия;
- порошок для приготовления раствора для приема внутрь Магния сульфат 20г серия 80617 срок годности до 06.2022 (2 упаковки), производства ООО "Тульская фармацевтическая фабрика", Россия;
- масло для приема внутрь Вазелиновое масло 100 мл серия 701217 срок годности до 01.2023 (1 флакон), серия 601017 срок годности до 11.2023 (1 флакон), производства ОАО "Татхимфармпрепараты", Россия;
- масло для приема внутрь Вазелиновое масло 100 мл серия 111017 срок годности до 10.2022 (2 флакона), производства ООО "Тульская фармацевтическая фабрика", Россия;
- таблетки для приема внутрь Левомицетин 500 мг N 10 серия 60515 срок годности до 06.2020 (1 упаковка), производства ОАО "Органика", Россия;
- порошок для приготовления раствора для приема внутрь (для детей) Микстура от кашля для детей сухая 1,47 г серия 60017 годен до 03.2019 (15 штук), производства ООО "Тульская фармацевтическая фабрика", Россия, в нарушение пункта 50 части VI Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 N 647н, согласно которым товары аптечного ассортимента до подачи в торговую зону должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр, проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его поставщике (приложение: фотографии NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 к акту проверки);
2.2. В аптечном пункте ООО "Сибирия", расположенном по адресу: 644020, Омская область г. Омск, ул. Лобкова, д. 4, реализуется лекарственный препарат, не имеющий инструкции по медицинскому применению, который находится в шкафу для хранения лекарственных препаратов, прошедших предпродажную подготовку, расположенном в торговом зале, а именно: таблетки подъязычные Нитроглицерин 0,5 мг N 40 серия 25082017 срок годности до 09.2019 (10 упаковок), производства ЗАО "Медисорб", Россия, в нарушение пункта 50 части VI Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 N 647н, согласно которым товары аптечного ассортимента до подачи в торговую зону должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр, проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его поставщике (приложение: фотографии NN 20, 21 к акту проверки);
2.3. В аптечном пункте ООО "Сибирия", расположенном по адресу: 644009, Омская область, г. Омск, ул. 20 Линия, д. 65, обнаружен товар, приобретенный (поставленный по приходным документам) и реализуемый населению, не включенный в перечень товаров аптечного ассортимента, а именно:
- напиток чайный "Нарине" серии "Народный лекарь": "Боровая матка", 30 гр., производства ООО "Нарине", Россия, дата изготовления 10.11.2016 (1 упаковка), дата изготовления 06.10.2016 (1 упаковка). Поставлен по приходной накладной поставщиком ООО "Годовалов" от 13.11.2017 N 3S9721528. В соответствии с декларацией о соответствии таможенного союза ТС N RU Д-1Ш.АГ51.В.00765 имеет код ТН ВЭД ТС 2106 90 980 9, согласно которому данная продукция относится к группе "прочие пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные" раздела "готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители (разные пищевые продукты)";
- пищевая добавка "Сорбит пищевой фасованный" 500 гр., производства ООО "Компания "Сладкий мир", Россия, дата изготовления 30.10.2017 (1 упаковка). Поставлена по приходной накладной поставщиком ООО "Годовалов" от 22.01.2018 N 3S1323244. В соответствии с декларацией о соответствии таможенного союза ТС N RU Д-1Ш.АВ66.В.02456 имеет код ТН ВЭД 2905449100, согласно которому данная продукция относится к группе "спирты ациклические и их галогенированные сульфированные нитрованные или нитрозированные производные" раздела "продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности (органические химические соединения)";
- "Фруктоза фасованная" 500 гр., производства ООО "Компания "Сладкий мир", Россия, дата изготовления 22.07.2017 (2 упаковки). Поставлена по приходной накладной поставщиком ООО "Годовалов" от 25.09.2017 N 3S8689801. В соответствии с декларацией о соответствии таможенного союза ТС N RU Д-1Ш.АВ66.В.01242 имеет код ТН ВЭД 1702500000, согласно которому данная продукция относится к группе "фруктоза химически чистая" раздела "готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители (сахар и кондитерские изделия из сахара);
2.4. В аптечном пункте ООО "Сибирия", расположенном по адресу: 644020, Омская область г.Омск, ул. Лобкова, д. 4, обнаружен товар, приобретенный (поставленный по приходным документам) и реализуемый населению, не включенный в перечень товаров аптечного ассортимента, а именно:
- масло льняное нерафинированное, недезодорированное фасованное "Вологодское" 500 мл, производства ИП Цыпляков А.Н., Россия, дата изготовления 22.01.2018 (3 флакона). Поставлено по приходной накладной поставщиком ООО "Годовалов" от 16.02.2018 N 3S1978004 (6 флаконов). В соответствии с декларацией о соответствии таможенного союза ТС N RU Д-1Ш.АЕ81.В.06679 имеет код ТН ВЭД ТС 151519, согласно которому данная продукция относится к группе "прочие масло льняное и его фракции" раздела "жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщипления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения".
Выявленные нарушения послужили основанием для составления главным специалистом-экспертом отдела контроля обращения лекарственных средств Управления Росздравнадзора по Омской области Филипповой Р.О. протокола об административном правонарушении от 24.04.2018, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая подведомственность, закрепленную в статье 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление Росздравнадзора по Омской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Сибирия" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
14.06.2018 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое обществом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о лицензировании задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Законом о лицензировании, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о лицензировании лицензия - это специальное разрешение на осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о лицензировании под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Частью 2 статьи 8 Закона о лицензировании предусмотрено, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании фармацевтическая деятельность является лицензируемой. Лицензирование такой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и иными нормативными правовыми актами.
Так, статьей 8 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлено, что лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган, порядок выдачи лицензии, а также лицензионные требования и условия в сфере фармацевтической деятельности установлены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение N 1081).
В силу пункта 6 Положения N 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 Положения N 1081.
Так, подпунктом "з" пункта 5 Положения предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения; лекарственных средств для ветеринарного применения, - правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Пунктом 32 Правил, установлено, что хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Правил стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы.
Хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства).
В соответствии с пунктом 8 Правил в помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом: физико-химических свойств лекарственных средств; фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций); способа применения (внутреннее, наружное); агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные).
Кроме того, пунктом 7 статьи 55 Порядка розничной торговли лекарственными препаратами" установлен исчерпывающий перечень товаров, приобретение и продажа которых разрешена аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами, а именно: медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.
В пункте 2 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 N 647н, дано четкое определение "товаров аптечного ассортимента" - лекарственные препараты, медицинские изделия, а также дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуда для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковая оптика и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Сибирия" осуществляет фармацевтическую деятельность с нарушением правил надлежащей аптечной практики, должный порядок по закупу и реализации товара в ассортименте, который аптечные организации имеют право приобретать и продавать наряду с лекарственными препаратами, не соблюдает в аптечных пунктах, расположенных по адресам: г. Омск, ул. 20 Линия, д. 65 и г.Омск, ул. Лобкова, д. 4.
В силу изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о подтвержденности наличия в действиях ООО "Сибирия" объективной стороны вмененного административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для обеспечения безопасности обучения, в материалах дела не содержится. Заинтересованным лицом не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "Сибирия" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
При этом законодатель предусматривает, что при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки (примечание к статье 28.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях).
Поскольку в силу части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждение дела связано с получением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, под обнаружением длящегося правонарушения следует понимать получение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, документально подтверждённых данных о противоправном неисполнении субъектом публичной обязанности.
Плановая выездная проверка в отношении ООО "Сибирия" проводилась в период с 26.02.2018 по 24.04.2018, при этом в ходе выезда по адресам осуществления фармацевтической деятельности ООО "Сибирия" были зафиксированы факты нарушения лицензионных требований, однако их было недостаточно для принятия решения о наличии в действиях общества административного правонарушения.
В силу положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки 14.03.2018 у ООО "Сибирия" запрашивались документы на реализуемую продукцию (в том числе товарные накладные на Масло льняное, "Фруктозу", Сорбит, напиток чайный "Боровая матка" и декларации соответствия) со сроком предоставления до 20.03.2018.
23.03.2018 запрошенные документы были предоставлены.
Таким образом, факт наличия правонарушения был установлен 23.03.2018 (с момента получения документов, необходимых для его фиксации), поскольку после сбора всей необходимой документации, получения сведений, был проведен анализ поступившей информации, в результате чего были получены достаточные данные о наличии события административного правонарушения.
Исходя из изложенного, днем обнаружения административного правонарушения, по мнению суда апелляционной инстанции, следует считать 23.03.2018.
Решение Арбитражного суда Омской области о привлечении общества к ответственности принято 14.06.2018, то есть в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы о том, что нарушение правил хранения и отсутствие инструкции по применению лекарственных препаратов было обнаружено 26.02.2018 и не требовало предоставления дополнительных документов, в отличие от эпизода по реализации товаров, не включенных в ассортимент, который аптечные организации имеют право приобретать и продавать наряду с лекарственными препаратами, в связи с чем административный орган мог обратиться с заявлением о привлечении общества к административной ответственности в трехмесячный срок, начиная с 26.02.2018, по первоначальным двум эпизодам.
Подобное толкование заинтересованным лицом основано на неверном понимании норм процессуального права и повлекло бы повторное привлечение общества к ответственности за одно и тоже правонарушение, что является недопустимым.
Основания для освобождения заинтересованного лица от ответственности в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом первой инстанции не установлены, что судом апелляционной инстанции поддерживается.
Наказание назначено судом первой инстанции в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в сумме 100 000 руб., что заявителем не обжаловано, соответственно, переоценке апелляционным судом не подлежит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные Управлением требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2018 по делу N А46-7267/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7267/2018
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Омской области
Ответчик: ООО "СИБИРИЯ"