г. Киров |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А31-5838/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой Н.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Львова К.А., действующего на основании доверенности от 24.11.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.05.2017 по делу N А31-5838/2016, принятое судом в составе судьи Денисенко Л.Ю.,
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151; ИНН 7606053324)
к муниципальному унитарному предприятию "Городские сети" г. Костромы (ОГРН 1094401002343; ИНН 4401099890)
третьи лица: управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы (ОГРН 1034408610411; ИНН 4401006568); некоммерческая организация "Костромской фонд энергосбережения" (ОГРН 1034408617935; ИНН 4443025805); Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (ОГРН 1024400518548; ИНН 4443024537); Администрация города Костромы (ОГРН 1024400534619; ИНН 4401012770)
о взыскании 350 000 рублей 00 копеек стоимости неотделимых улучшений,
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Городские сети", г. Кострома (далее - ответчик) о взыскании 4 460 000 рублей стоимости неотделимых улучшений (в редакции уточненного иска, принятого судом к рассмотрению 25 октября 2016 года).
В обоснование иска истец сослался на то, что улучшение оборудования котельной фактически произведено за счет ОАО "ТГК-2", в результате переписки, переговоров с администрацией города, арендодателем получено согласие на проведение улучшения арендованного имущества, оплата подрядчику проводилась через НО "Костромской Фонд энергоснабжения", куда истцом ежегодно, в том числе и в 2011 году, перечислялись денежные средства.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, некоммерческая организация "Костромской фонд энергосбережения" (определение от 18.07.2016), Администрация города Костромы (определение от 25.10.2016), Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (определение от 23.01.2017).
Ответчик против иска возражал, ссылаясь на производство неотделимых улучшений арендованного имущества арендатором ОАО "ТГК N 2" без надлежащего согласия арендодателя (МУП "Городские сети"). Кроме того, заявлено, что истцом не понесено каких-либо затрат на спорные улучшения.
Некоммерческая организации "Костромской фонд энергосбережения", согласно ранее обозначенной правовой позиции по спору, требования истца считает подлежащими отклонению, поскольку улучшения арендованного имущества произведены не за счет собственных средств ОАО "ТКГ-2".
Администрация города исковые требования считает подлежащими отклонению.
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области также считает требования истца незаконными и необоснованными, ссылаясь на то, что средства на мероприятия по энергосбережению, проводимые за счет фонда энергосбережения, отчисления в который закладываются в тарифах (оплачиваются потребителями услуг), в т.ч. и ОАО "ТГК-2".
Решением Арбитражного суда Костромской области от 05.05.2017 в удовлетворении требований отказано.
ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, взыскать в пользу истца 4 460 000 рублей в качестве стоимости неотделимых улучшений, расходы по госпошлине.
По мнению заявителя жалобы, факт согласования спорных улучшений является доказанным, спорные затраты произведены за счет средств истца.
Администрация города Костромы в отзыве на апелляционную жалобу считает решение законным и обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны, за исключением истца, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.10.2006 Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации города Костромы (арендодатель) и открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (арендатор, ОАО "ТГК-2") заключили договор N523400 (в редакции дополнительных соглашений), согласно пункту 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование за плату объекты коммунального теплоснабжения, перечни и характеристика которых определяются в Приложениях N1, 2 к Договору.
Арендуемое имущество передается арендатору для использования по целевому назначению (производство (выработка) и реализация тепловой энергии).
Договор вступает в силу с момента подписания и действует до 01.05.2007 (пункт 6.1 Договора).
Согласно пункту 2.3.4 указанного договора неотделимые улучшения 3 арендуемого имущества производятся только с письменного согласия арендодателя.
Дополнительным соглашением N 2 от 27.04.2007 договор дополнен пунктом 6.5, согласно которому он считается возобновленным на неопределенный срок в случае, если при отсутствии возражений арендодателя арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора.
Соглашением о замене стороны от 22.10.2009 Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации города Костромы заменен на нового арендодателя - муниципальное унитарное предприятие города Костромы "Городские сети" (далее - МУП г.Костромы "Городские сети", ответчик).
Данный договор расторгнут по соглашению сторон от 18.08.2014 с 30.09.2014.
В период действия договора, в 2011 году, ОАО "ТГК- 2" с согласия арендодателя произвело неотделимые улучшения арендованного имущества - установлен автоматизированный узел учета в муниципальной котельной N 5.
В качестве документов, подтверждающих согласие на проведение указанных мероприятий, истец указывает письмо МУП г. Костромы "Городские сети" от 28.07.2011 N 305 и письмо Администрации г. Костромы (собственника имущества) от 25.07.2011 г. исх. N 85-3843/11.
Из содержания письма МУП г. Костромы "Городские сети" от 28.07.2011 N 305 усматривается, что предприятие согласовывает ОАО "ТГК-2" производство работ по реконструкции котельной N 5 (ул. Запрудня, 19), при условии вывода из эксплуатации, исключения ее из реестра ОПО и предоставления в адрес предприятия согласованной в установленном порядке проектно-сметной, исполнительной документации и акта ввода в эксплуатацию реконструированного объекта.
В письме от 25.07.2011 N 85-3843/11 Администрация города выражает согласие на вывод из эксплуатации муниципальной котельной и перевода тепловой нагрузки на сети Костромской ТЭЦ-1 с устройством автоматизированного узла управления за счет средств ОАО "ТГК-2", и перекладке тепловой сети длиной 206-м, д=159-м по соглашению капитального ремонта муниципального имущества арендованного ОАО "ТГК-2".
Для производства работ 12.12.2011 ОАО "ТГК-2" (Заказчик), НКО "Костромской фонд энергосбережения" (Фонд), ООО "Термика" (Подрядчик) заключен договор N 4000-2481-11, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить проектные и строительно-монтажные работы по переводу тепловой нагрузки муниципальной котельной N 5 на тепловые сети Костромской ТЭЦ-1 с установкой автоматизированного узла управления согласно технического задания, являющегося неотъемлемой частью договора, а Фонд обязуется направить на финансирование денежные средства, поступившие на мероприятия по энергосбережению в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 07.12.2007 N 275-а "О формировании источника по энергосбережению" и в соответствии с решением правления Фонда для оплаты работ по объекту (пункт 1.1 договора).
Пунктом 2.2 договора N 4000-2481-11 определено, что Фонд обязан направлять на финансирование работ по мероприятиям энергосбережения денежные средства, поступившие на его счет в соответствии с постановлением 4 администрации Костромской области от 07.12.2007 N 275-а "О формировании источника по энергосбережению".
Согласно пункту 4.1 договора стоимость работ составила 3 291 425 рублей. Также между ОАО "ТГК-2" (Плательщик) и НКО "Костромской фонд энергосбережения" (Получатель) 14.06.2011 было заключено соглашение о финансировании мероприятий по энергосбережению N 4000-1349-11 о перечислении денежных средств на мероприятия по энергосбережению, включенные в план работ Фонда по инициативе ОАО "ТГК-2" - пунктом 3 которого, НКО "Костромской фонд энергосбережения" расходует 4 600 000,00 руб. от перечисленных денежных средств на мероприятия по энергосбережению.
В выписке из заседания Правления НКО "Костромской фонд энергосбережения" от 25.11.2011 г. указано, что денежные средства по заявке ОАО "ТГК-2" распределились, в том числе на реализацию инвестиционного проекта по переводу муниципальной котельной N 5 на тепловые сети Костромской ТЭЦ-1, с установкой автоматизированного узла учета управления.
В период сентября 2011 г. - апреля 2012 г. ОАО "ТГК-2" перечислило денежные средства на расчетный счет НКО "Костромской фонд энергосбережения" на сумму 7 428 499 руб. согласно платежных поручений: N 672 от 19.08.2011 - 500 000 руб.; N 916 от 15.09.2011 г. - 1 500 000 руб.; N 20870 от 16.11.2011 г. - 2 466 911 руб.; N 814 от 04.04.2012 г. - 2 000000 руб.; N 6849 от 12.04.2012 г. - 961 588 руб.
В период декабря 2011 г. - мая 2013 г. НКО "Костромской фонд энергосбережения" произвела оплату по договору подряда в пользу ООО "Термика" на сумму 3 209 099 руб., что подтверждается платежными поручениями: N 479 от 29.12.2011 г. - 1 000 000 руб.; N 154 от 09.04.2012 - 480 000 руб.; N 493 от 26.11.2012 - 800 000 руб.; N 25 от 30.01.2013 - 290000 руб., N 154 от 20.05.2013 - 639099 руб.
Письмом от 10.09.2014 Фонд подтвердил размер перечисленных денежных средств в пользу ООО "Термика" за проектные и строительные работы по переводу муниципальной котельной N 5 на тепловые сети Костромской ТЭЦ-1, с установкой автоматизированного узла учета. Оплата по договору подряда произведена в полном объеме.
21.05.2014 между МУП г. Костромы "Городские сети", ОАО "ТГК-2" и Администрацией г. Костромы заключено соглашение о намерениях, согласно пунктам 2.2 - 2.3 которого МУП г. Костромы "Городские сети" обязуется - по окончании срока договора аренды N 523400 от 01.10.2006 года принять по акту неотделимые улучшения арендованного имущества, а именно: автоматизированный узел управления в здании котельной N 5 по адресу г.Кострома, ул. Запрудня, 19, о проведении которых ранее дано согласие со стороны "Городских сетей" как арендодателя такого имущества. Ориентировочная стоимость такого улучшения составляет не более 4 500 000 рублей, в том числе НДС. Окончательный размер стоимости улучшения определяется по результатам независимой оценки; - в срок до 31.12.2014 года произвести оплату стоимости неотделимого улучшения имущества котельной N 5 по адресу г. Кострома, ул. Запрудня, 19, путем уступки задолженности ОАО "КОЭК" перед "Городскими сетями" по договору аренды N19-11 от 17.05.2011 года на сумму, оговоренную в п. 2.2. настоящего соглашения, а при отсутствии задолженности ОАО "КОЭК" перед "Городскими сетями" по состоянию на 31.12.2014 года - иными способами не запрещенными законом.
Согласно отчету независимого оценщика ЗАО "Аудит-Центр" N 184/14 стоимость неотделимых улучшений составляет 4 460 000 руб., указанная сумма повторно подтверждена экспертной организацией письмом от 11.06.2014 г. N 282 (т. 1 л.д. 48-71).
Дополнительным соглашением от 18.08.2014 к договору аренды N 523400 от 01.10.2006 (в редакции протокола разногласий от 18.08.2014, протокола согласования разногласий от 26.09.2014) арендодатель (МУП г. Костромы "Городские сети") взял на себя обязательства возместить арендатору стоимость произведенных неотделимых улучшений (пункт 2 протокола согласования разногласий).
Согласно акту приема-передачи от 30.09.2014 имущество, являвшееся предметом договора аренды N 523400 от 01.10.2006, было возвращено ОАО "ТГК- 2" арендодателю.
В свою очередь, арендодатель взял на себя обязательства возместить арендатору стоимость произведенных неотделимых улучшений в срок до 31.10.2014 (пункт 3).
Уклонение ответчика от возмещения истцу стоимости произведенных им неотделимых улучшений арендованного по договору аренды от 01.10.2006 N 523400 имущества послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Факт передачи спорного помещения ответчику подтверждается актом приема - передачи недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 623 ГК РФ в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, неотделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.
Таким образом, истец, требующий взыскания стоимости неотделимых улучшений, обязан доказать следующие обстоятельства: улучшение арендатором арендованного имущества; выполнение им этих улучшений с согласия арендодателя; отнесение результатов произведенных работ к неотделимым улучшениям арендованного имущества; действительная стоимость произведенных улучшений; выполнение улучшений арендованного имущества за счет собственных средств.
Стороны договором иной порядок и основание для возмещения стоимости улучшений не предусмотрели.
Оценив представленные истцом доказательства, суд первой инстанции признал недоказанным факт выполнение работ с согласия арендодателя.
Суд установил, что в качестве доказательства получения согласия арендатора на проведение ремонтных работ истец приводит письма МУП "Городские сети" и Администрации г.Костромы N 305 от 28.07.2011 года и N 85-3843/11 от 25.07.2011 года, а также соглашение о намерениях, заключенное 21.05.2014 между МУП "Городские сети", ОАО "ТГКN2" и Администрацией г.Костромы. Также истец ссылается на соглашение о намерениях, заключенное 21.05.2014, и дополнительное соглашение от 18.08.2014 к договору аренды N523400 от 01.10.2006 (в редакции протокола разногласий от 18.08.2014, протокола согласования разногласий от 26.09.2014) арендодатель (МУП г. Костромы "Городские сети").
Однако указанные документы не содержат определенно выраженного согласия арендодателя на согласование состава и стоимости спорных улучшений (письма от июля 2011 года МУП "Городские сети", Администрации города Костромы). Ссылка на то, что при расторжении договора арендодатель принял на себя обязательство погасить стоимость произведенных арендатором улучшений, не может рассматриваться как достаточное основание для удовлетворения иска, поскольку названный пункт соглашения не содержит конкретной информации по идентификации улучшений и их стоимости.
Такой же вывод следует и из условий соглашения о намерениях 21.05.2014.
Доказательств того, что общество по независящим от него обстоятельствам не имело возможности до начала проведения работ согласовать с арендодателем данные работы, включая их вид (состав), объемы и стоимости, в материалы дела не представлено.
Независимо от наличия или отсутствия надлежащего согласования расходы на выполнение спорных работ не подлежали возмещению в пользу истца в силу следующего.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ и ч.2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится установление тарифов на тепловую энергию.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей Главного управления ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" по Костромской области (далее - ОАО "ТГК-2") на 2011 год установлены постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 29 ноября 2010 года N10/310/1 "О тарифах на тепловую энергию, производимую электростанциями Главного управления ОАО "Территориальная генерирующая компания N2" по Костромской области, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2011 год" и учитывают затраты мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности в рамках областной целевой программы энергосбережения и энергоэффективности Костромской области.
Согласно постановлению администрации Костромской области от 07.12.2007 N 275-а "О формировании источника финансирования по нергосбережению" департамент топливно - энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области при установлении тарифов на тепловую и электрическую энергию, природный и сжиженный газ, на иные регулируемые виды деятельности, в соответствии с действующим законодательством, должен учитывать экономически обоснованные затраты потребителей на энергосбережение в объеме 0,8% от тарифов, установленных для конечных потребителей.
Между НК "КФЭ" и ОАО "ТГК-2" 14.06.2011 было заключено соглашение о финансировании мероприятий по энергосбережению, согласно которому ОАО "ТГК-2" принял на себя обязательства по перечислению денежных средств на проведение мероприятий и программ по энергосбережению на территории Костромской области, осуществляемых за счет отчислений, предусмотренных в структуре тарифов ОАО "ТГК-2", установленных постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 29.11.2010 N 10/310/1 на финансирование мероприятий по энергосбережению в размере 0,8 % от полученных денежных средств без учета НДС за тепловую энергию, отпущенную в 2011 году.
Таким образом, отчисления на счет фонда энергосбережения предусматриваются в тарифах (оплачиваются потребителями услуг), включая в т.ч. и по ОАО "ТГК-2".
Как установлено судом, 14 декабря 2006 года между региональной службой по тарифам Костромской области и НКО "Костромской фонд энергосбережения" заключено соглашение взаимодействии, в соответствии с пунктом 1.1. которого Региональная служба по тарифам Костромской области поручила, а НКО "Костромской фонд энергосбережения": - осуществляет консолидацию целевых денежных средств на мероприятия энергосбережению, формируемых за счет отчислений в размере 0.8% от тарифе установленных для организаций, занимающихся регулируемой деятельностью являющихся тарифной составляющей, - выступает стороной в соглашениях о финансировании мероприятий энергосбережению с потребителями, ресурсоснабжающими организациями, муниципальными образованиями, - направляет, полученные целевые денежные средства на финансирование работ по мероприятиям по энергосбережению в соответствии с региональными программами, планами мероприятий по энергосбережению, утверждаемыми распоряжением губернатор Костромской области, а также планами мероприятий, утверждаемых Правлениям фонда.
Во исполнение принятого обязательства НКО "Костромской фонд энергосбережения" 14 июня 2011 года заключило с ОАО "ТГК-2" соглашение финансирований мероприятий по энергосбережению N 02/11 (далее - соглашение). По условиям соглашения ОАО "ТГК-2" приняло на себя обязательство частично финансировать программные мероприятия по энергосбережению на территории Костромской области путем ежемесячного перечисления на расчетный счет НК "Костромской фонд энергосбережения" денежных средств в размере 0,8% от полученных денежных средств без учета НДС за тепловую энергию, отпущенную в 2011 году, утвержденным тарифам за фактически поставленные в течение отчетного месяца ресурсы, что является надлежащим исполнением обязательств перед департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области.
В соответствии с пунктом 3 соглашения НКО "Костромской фонд энергосбережения" приняло на себя обязательство расходовать 4600 тыс. руб. перечисленных денежных средств на мероприятия по энергосбережению, включенные в план работы НКО "Костромской фонд энергосбережения" по инициативе Плательщика.
11 августа 2011 года ОАО "ТГК-2" обратилось в адрес департамента ТЭК и ТП КО с обращением исх. N 4000-15/2083 о рассмотрении на заседании правления НКО "Костромской фонд энергосбережения" изменения заявки ОАО "ТГК-2" по финансированию инвестиционного проекта "Перевод тепловой нагрузки муниципальной котельной N 5 на тепловые сети Костромской ТЭЦ-2" в сумме 3300 тыс. руб. за счет уменьшения финансирования инвестиционного проекта 9 "Установка узлов учета тепловой энергии в жилом фонде г. Кострома" на 1 300 тыс. руб.
В связи с данным обращением департамент ТЭК и ТП КО письмом от 01.11 2011 N Д/ТЭК-4908 просил НКО "Костромской фонд энергосбережения" внести изменения в план мероприятий на 2011 год в части изменения заявки и вынести указанный вопрос на Правление.
На основании указанных обращений Правлением фонда были внесены соответствующие изменения в план работы фонда. Во исполнение плана работы фонда 12 декабря 2011 года между ОАО "ТГК N 2" (Заказчик), НКО "Костромской фонд энергосбережения" (Фонд), ООО "Термика" (Подрядчик) заключен договор на выполнение и финансирование работ N 4000-2481-11.
Данный договор исполнен сторонами в полном объеме. Стоимость работ ООО "Термика" по переводу тепловой нагрузки муниципальной котельной N 5 на тепловые сети Костромской ТЭЦ-2 оплачена за счет средств Фонда.
Удовлетворение иска арендатора по правилам статьи 623 ГК РФ привело бы к неосновательному обогащению арендатора, который понес соответствующие расходы на перечисление денежных средств фонду за счет средств, которые были фактически получены в составе тарифа от потребителей энергии и которые в силу императивного регулирования соответствующих отношений подлежали обязательному перечислению фонду для их исключительно целевого использования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, оснований для отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании настоящего постановления выдается Арбитражным судом Костромской области.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.05.2017 по делу N А31-5838/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5838/2016
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2"
Ответчик: МУП г. Костромы "Городские сети"
Третье лицо: Администрация города Костромы, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, НКО "Костромской фонд энергосбережения", Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы, Фонд НКО "Костромской энергосбережения"