г. Ессентуки |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А63-9145/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю" (ОГРН 1122651024066) на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.06.2017 о возвращении искового заявления по делу N А63-9145/2017,
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю": представитель Гресь О.А. (по доверенности от 30.12.2016),
в отсутствие иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю" (далее по тексту - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов о взыскании 3 650 руб. убытков.
Определением суда от 20.06.2017 исковое заявление возвращено заявителю.
Учреждение не согласилось с определением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы, просил определение отменить.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
В силу части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 47-ФЗ, вступившего в силу с 01.06.2016) спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.
То есть, суд первой инстанции не учел, что применительно к экономическим спорам, вытекающим из административных или иных публичных правоотношений, досудебный претензионный порядок их урегулирования является обязательным только в случаях, прямо предусмотренных законом для указанной категории споров, а не в силу общего требования, содержащегося в части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, если для всех споров, вытекающих из гражданских правоотношений, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусмотрен обязательный безусловный претензионный порядок, то для возникающих из публичных правоотношений - только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Предъявленные истцом требования, как по субъектному составу спора, так и по основаниям иска, и по предмету требований являются экономическим спором, возникшим из публичных правоотношений: учреждение обратилось с иском к Российской Федерации; в предмете требований указывает о взыскании средств из бюджета Российской Федерации; в основание исковых требований указывает на незаконное бездействие органа государственной власти и отношения по возмещению ущерба, причиненного государственным органом и его должностными лицами.
Указанные обстоятельства обосновывают публичный характер спорных правоотношений, в связи с чем, данный экономическим спор является вытекающим из публичных правоотношений.
Суд, возвращая исковое заявление, не указал, какой специальной нормой права предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования содержащегося в иске спора, вытекающего из публичных правоотношений.
Кроме того, в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с нормами главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется исключительно на основании судебных актов, вступивших в законную силу и выданных судом исполнительных документов.
Внесудебный порядок возмещения ущерба, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, законом не предусмотрен.
Таким образом, разрешение указанного спора во внесудебном порядке невозможно, в силу чего, требований о его досудебном урегулировании закон не содержит.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для возвращении искового заявления по мотиву несоблюдения истцом установленного частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или иным федеральным законодательством претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
Поскольку суд первой инстанции неправильно применил нормы процессуального права и необоснованно возвратил исковое заявление учреждения, принятое им определение отменяется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при рассмотрении жалоб на определения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 названного Кодекса).
Применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 Кодекса).
В этих случаях, поскольку суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исковое заявление учреждения подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения по существу.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на определение суда о возвращении апелляционной жалобы государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.06.2017 о возвращении искового заявления по делу N А63-9145/2017 отменить.
Направить дело в Арбитражный суд Ставропольского края для решения вопроса о принятии искового заявления Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю" к производству.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
З.М.Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9145/2017
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ"
Ответчик: Российская Федерация в лице Федеральной службы судебных приставов (ФССП)
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10741/17
25.12.2017 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-9145/17
02.08.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2974/17
20.06.2017 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-9145/17