г. Самара |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А72-1786/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 02 августа 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.05.2017 по делу N А72-1786/2017 (судья Страдымова М.В.),
принятое по заявлению областного государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - детского дома "Соловьиная роща" (ИНН 7303016690, ОГРН 1027301572748), г.Ульяновск,
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании недействительным решения N 1672 от 06.02.2017 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в части размера штрафа,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - детского дома "Соловьиная роща", (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее - ответчик), о признании недействительным решения N 1672 от 06.02.2017 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в части размера штрафа.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.05.2017 признано недействительным решение N 1672 от 06.02.2017 Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о привлечении Областного государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - детский дом "Соловьиная роща" (ИНН 7303016690, ОГРН 1027301572748) к ответственности по ч. 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в части размера начисленного штрафа в сумме, превышающей 2120 (две тысячи сто двадцать) рублей 00 коп.
На Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Областного государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - детский дом "Соловьиная роща" (ИНН 7303016690, ОГРН 1027301572748). С Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (ИНН 7328043368, ОГРН 1027301569987) в пользу Областного государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - детский дом "Соловьиная роща" (ИНН 7303016690, ОГРН 1027301572748) взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Не согласившись с выводами суда, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований Областного государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- детский дом "Соловьиная роща" в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе ссылается на правомерность оспариваемого решения, отсутствие возможности у пенсионного фонда, в силу положений Федерального закона N 27-ФЗ, применения при наложении финансовых санкций смягчающих обстоятельств.
Кроме того, полагает, что на пенсионный фонд не могут быть отнесены судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В суд апелляционной инстанции от областного государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - детского дома "Соловьиная роща" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Ответчик выявил нарушение заявителем требований Закона N 27-ФЗ, выразившееся в непредставлении Учреждением в установленный срок сведений о застрахованных лицах за октябрь 2016 года.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте от 21.12.2016 N 083S18160004231: установлено, что отчет СЗВ-М (исходная) за октябрь 2016 года (количество застрахованных лиц - 106) представлен 15.11.2016 (способ представления по ЭЦП) при установленном сроке представления - не позднее 10.11.2016 (пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ). Срок нарушения предоставления отчетности не превысил одного месяца.
По результатам проверки Пенсионным фондом РФ вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми Предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в связи с непредставлением в установленный срок сведений о застрахованных лицах за октябрь 2016 года: решением N1672 от 06.02.2017 Учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 53 000 рублей (106 застрахованных лица х 500 руб.).
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Учреждение зарегистрировано в Пенсионном фонде РФ в качестве плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию - peг.N 083-025-003519.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанные сведения предоставляются страхователями по форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - форма СЗВ-М).
Представление Сведений, заполненных в соответствии с Постановлением, не имеющих противоречий между сведениями, содержащимися в документах плательщика, а также несоответствие представленных сведений сведениям о плательщике, имеющимся в распоряжении органов контроля за уплатой страховых взносов, и пригодных к дальнейшей обработке Пенсионным фондом Российской Федерации, фиксируется в день их поступления в территориальный орган ПФР. В случае представления Сведений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи плательщику направляется уведомление о принятии Сведений.
Страхователи при представлении сведений на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера) представляют Сведения в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливается Пенсионным фондом РФ.
Сведения, представляемые на бумаге, сопровождаются файлом на магнитном носителе.
В форме электронного документа Сведения заполняются в соответствии с распоряжением Правления ПФР от 25.02.2016 N 370-р "Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах".
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как установлено ответчиком в ходе проверки, заявитель представил отчет по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года 15.11.2016, то есть с нарушением срока, установленного законом на 5 дней.
Заявитель не оспаривает наличие и доказанность факта вменяемого правонарушения, однако считает незаконным применение финансовых санкций без учета смягчающих обстоятельств, ходатайствует об уменьшении штрафных санкций.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
С 01.01.2015 утратили силу положения статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривавшие обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения, которые могли быть учтены при назначении наказания за совершение вышеуказанного правонарушения.
Вместе с тем, Постановлением от 19.01.2016 N 2-П Конституционного Суда Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3):
-подпункт "а" пункта 22; пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.
При этом, как указано в данном постановлении, федеральному законодателю надлежит внести в законодательство Российской Федерации о страховых взносах изменения, позволяющие индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства.
Впредь, до внесения необходимых изменений, законодательство Российской Федерации о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в настоящем Постановлении.
До настоящего времени соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации о страховых взносах не внесены. Конституционный Суд РФ в постановлении от 19.01.2016 N 2-П указал, что впредь, до внесения надлежащих изменений, принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N212-ФЗ, за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Судом установлено, что факт совершения заявителем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, подтверждается материалами дела и последним не опровергается.
Следовательно, Учреждение правомерно привлечено Пенсионным фондом РФ к ответственности решением N 1672 от 06.02.2017.
Вместе с тем, суд с учетом принципа справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения сделал правильный вывод о наличии оснований для снижения размера штрафа.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности учета в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, следующих обстоятельств: правонарушение совершено Учреждением впервые, носит формальный характер, правонарушение не повлекло тяжких последствий, срок просрочки предоставления расчета является незначительным и составляет 5 (пять) дней, признание факта совершения правонарушения.
Исходя из вышеизложенного, суд правомерно снизил размер штрафа до суммы 2 120 рублей.
Расходы по госпошлине в сумме 3 000 рублей правомерно отнесены судом на ответчика, исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 13.11.2008 N 7959/08. предусматривающей, что в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Доводы апелляционной жалобы Управления, в которой заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить, в том числе, в части взыскания с Управления в пользу заявителя расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей, подлежат отклонению.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" установлено, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.
Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
В этом случае вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
Исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном объеме.
Поскольку заявленные требования удовлетворены частично, государственная пошлина за рассмотрение заявления подлежит отнесению на Управление в полном объеме.
Указанный вывод соответствует и правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.05.2017 по делу N А72-1786/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1786/2017
Истец: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - ДЕТСКИЙ ДОМ "СОЛОВЬИНАЯ РОЩА", ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - детский дом "Соловьиная роща"
Ответчик: Государственное учреждение- Управление пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области, ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска