Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2017 г. N Ф04-4734/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
2 августа 2017 г. |
Дело N А03-9768/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.08.2017.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Сбитнева А. Ю.
Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М.
при участии:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (07АП-5535/17)
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.05.2017 по делу N А03-9768/2016 (Судья Трибуналова О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания" по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935), г.Кемерово, к администрации Ключевского района (ИНН 2248001846), с.Ключи Алтайского края, к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю, г.Барнаул, о признании незаконными действия Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю и Администрации Ключевского района Алтайского края по не исполнению решений суда по делам N А03- 14290/2013 от 08.11.2013, N А03-1195/2013 от 28.05.2013, N А03- 16937/2012 от 28.12.2012 как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации; об обязании Администрации Ключевского района Алтайского края произвести исполнение исполнительных листов серии АС N 006776433, серии АС N 006040556, серии АС N 006048352; об обязании Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю приостановить операции по расходованию средств до исполнения решений Арбитражного суда Алтайского края по делам N А03-14290/2013 от 08.11.2013, N А03-1195/2013 от 28.05.2013, N А03- 16937/2012 от 28.12.2012 на лицевых счетах структурных (обособленных) подразделений Администрации Ключевского района Алтайского края, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края, Комитет по образованию Администрации Ключевского района Алтайского края, Комитет Администрации Ключевского района Алтайского края по культуре и молодежной политике, Управление Сельского хозяйства и продовольствия Администрации Ключевского района Алтайского края, Отдел Администрации Ключевского района Алтайского края по физической культуре и спорту,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - Общество, заявитель, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - казначейство, УФК) и Администрации Ключевского района Алтайского края (далее - Администрация района) по не исполнению решений суда по делам N А03-14290/2013 от 08.11.2013, N А03-1195/2012 от 23.05.2013, N А03-16937/2012 от 28.12.2012, об обязании Администрации Ключевского района Алтайского края произвести исполнение исполнительных листов серии АС N 006776433, N 006040556, 006048352 в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 252.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, об обязании Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю приостановить операции по расходованию средств до исполнения решений Арбитражного суда Алтайского края по делам NА03-14290/2013 от 08.11.2013, NА03-1195/2012 от 23.05.2013, NА03-16937/2012 от 28.12.2012 на лицевых счетах структурных подразделений Администрации Ключевского района Алтайского края, а именно: Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края (лицевой счет N03173015220), Комитета по образованию Администрации Ключевского района Алтайского края (лицевой счет N03173015230), Управления Сельского хозяйства и продовольствия Администрации Ключевского района Алтайского края (лицевой счет N03173015490), Отдела Администрации Ключевского района Алтайского края по физической культуре и спорту (лицевой счкт 03173Р08100)(требования уточнены Обществом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края, Комитет по образованию Администрации Ключевского района Алтайского края, Комитет Администрации Ключевского района Алтайского края по культуре и молодежной политике, Управление Сельского хозяйства и продовольствия Администрации Ключевского района Алтайского края, Отдел Администрации Ключевского района Алтайского края по физической культуре и спорту
Решением суда от 17.05.2017 (резолютивная часть объявлена судом 10.05.2017) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить требования заявителя. Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального права, неполным исследованием обстоятельств дела.
Подробно доводы апелляционной жалобы изложены непосредственно в ней.
УФК и Администрация в отзывах, представленным в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы апелляционной жалобы отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.12.2012 по делу N А03-16937/2012 с Администрации в пользу Общества взыскано 519 253 руб. задолженности по договору, пени в размере 250 869 руб. 14 коп., а также 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. 08.05.2013 на основании указанного решения арбитражным судом выдан исполнительный лист серии АС N 006040556, который Обществом направлен в УФК для исполнения. УФК по Алтайскому краю направило в адрес ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" уведомление N УНЛ-13-7166 от 11.09.2013, в котором сообщило о неисполнении должником требований исполнительного документа АС N 006040556.
Также решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.11.2013 по делу N А03-14290/2013 с Администрации в пользу Общества взыскано 8 936 820 рублей 23 копейки, из них 8 233 952 рубля 27 копеек долга и 702 867 рублей 96 копеек неустойки, а также 9 020 рублей в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины.
24.04.2014 на основании указанного решения арбитражным судом выдан исполнительный лист серии АС N 006048352, который Обществом направлен в УФК для исполнения.
УФК по Алтайскому краю направило в адрес ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" уведомление N УНЛ-14-8149 от 04.09.2014, в котором сообщило о неисполнении должником требований исполнительного документа АС N 006048352.
Также решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.05.2013 по делу N А03-1195/2013 с Администрации в пользу Общества взыскано 2 229 339 руб. 72 коп., в том числе, по договору от 27.09.2011 г. 1 100 572 руб. 78 коп. основного долга и 123 270 руб. 35 коп. неустойки; по договору от 25.04.2011 г. N 5862/II-2 905 161 руб. 01 коп. основного долга и 100 335 руб. 58 коп. неустойки.
29.08.2013 на основании указанного решения арбитражным судом выдан исполнительный лист серии АС N 006776433, который Обществом направлен в УФК для исполнения.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая бездействия Администрации и УФК незаконными и нарушающими его права. Общество полагает, что порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, нарушен.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается, апелляционную жалобу находит не обоснованной исходя из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ N "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях от 08.06.2010 по делу N 401/10 и от 01.11.2011 по делу N 7608/11, органы Федерального казначейства наделены полномочиями по совершению действий обязывающего характера в отношении финансовых обязательств бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам.
Предусмотренный главой 24.1 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является единым для всех случаев передачи гражданам и организациям бюджетных средств.
Статья 242.5 БК РФ предусматривает, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом (на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 4 постановления от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления, которого предусмотрена статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентируется статьей 161 (особенности правового положения казенных учреждений) и главой 24.1 (исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) Кодекса, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен статьей 242.2 БК РФ.
В силу пункта 5 статьи 242.2 названного Кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В соответствии со статьей 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Часть 2 статьи 242.5 БК РФ предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Заявителем указывается, что в рамках дел N N А03-1195/2013, А02-14290/2013, А03-16937/2012 рассмотрены арбитражным судом фактически иски к муниципальному образованию, поскольку при заключении муниципального контракта Администрация представляла интересы муниципального образования.
Вместе с тем, нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих об указанных выше обстоятельствах.
Часть 3 статьи 242.5 БК РФ определяет, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
В соответствии с частью 4 статьи 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Согласно части 1 статьи 160.2.1 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств; подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно части 3 статьи 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете:
в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных для исполнения публичных нормативных обязательств, - в пределах общего объема указанных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году, а также с его превышением не более чем на 5 процентов за счет перераспределения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований;
в случае изменения функций и полномочий главных распорядителей (распорядителей), получателей бюджетных средств, а также в связи с передачей государственного (муниципального) имущества;
в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
в случае использования (перераспределения) средств резервных фондов, а также средств, иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, с указанием в законе (решении) о бюджете объема и направлений их использования;
в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предоставляемых на конкурсной основе;
в случае перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом - в пределах предусмотренного законом (решением) о бюджете общего объема бюджетных ассигнований главному распорядителю бюджетных средств на оказание государственных (муниципальных) услуг на соответствующий финансовый год;
в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, а также в случае сокращения (возврата при отсутствии потребности) указанных средств;
в случае изменения типа государственных (муниципальных) учреждений и организационно-правовой формы государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
в случае увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных (муниципальных) контрактов в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом;
в случае перераспределения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением бюджетных ассигнований дорожных фондов) при изменении способа финансового обеспечения реализации капитальных вложений в указанный объект государственной (муниципальной) собственности после внесения изменений в решения, указанные в пункте 2 статьи 78.2 и пункте 2 статьи 79 Бюджетного кодекса, государственные (муниципальные) контракты или соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись по основаниям, установленным настоящим пунктом, осуществляется в пределах объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, за исключением оснований, установленных абзацами восьмым и десятым настоящего пункта, в соответствии с которыми внесение изменений в сводную бюджетную роспись может осуществляться с превышением общего объема расходов, утвержденных законом (решением) о бюджете.
При внесении изменений в сводную бюджетную роспись уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается.
Согласно части 1 и части 2 статьи 219.1 БК РФ порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.
Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.
Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.
Из положений статей 217, 219 БК РФ следует, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете возможно только при перераспределении расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы, того же рода, определенные одной целью.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 217 БК РФ показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете, и эти показатели могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменения в закон (решение) о бюджете при исполнении судебных актов лишь в пределах объема бюджетных ассигнований.
Согласно части 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О).
Конституционным Судом Российской Федерации разъяснено, что из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на момент выдачи арбитражным судом исполнительных листов на исполнении в финансовом органе находились иные неисполненные исполнительные документы о взыскании иных сумм задолженности бюджетных учреждений и казны муниципального образования.
Доказательств обратного заявителем в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлено.
Поскольку в бюджете муниципального образования имелся дефицит, то перераспределение расходов в пределах указанной статьи в целях погашения задолженности перед Обществом привело бы к неисполнению других исполнительных документов.
При принятии судебного акта, арбитражный суд также обоснованно исходил из того, что муниципальный контракт заключен на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в силу пункта 1 статьи 4 которого муниципальными заказчиками могут выступать, в том числе органы местного самоуправления (как сторона по договору).
Заявитель обратился именно в Управление федерального казначейства по Алтайскому краю, предъявив исполнительный лист ко взысканию с Администрации, как к казенного учреждения - должника по исполнительному документу.
С учетом изложенного позиция заявителя в части обязания казенного учреждения совершить действия, предусмотренные пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относящиеся к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств, не обоснованы и противоречат избранному заявителем (взыскателем по исполнительному документу) порядку исполнения исполнительного документа.
То обстоятельство, что УФК были приостановлены операции по счетам, не свидетельствует о том, что Общество предъявило исполнительный лист в надлежащий финансовый орган.
Несогласие заявителя с данными выводами суда свидетельствует об ином толковании норм права.
Как установлено ч. 7 ст. 242.5 БК РФ, при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Определения структурного (обособленного) подразделения должника при этом в Бюджетном кодексе Российской Федерации не содержится.
Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 55 к обособленным подразделениям юридического лица относит исключительно филиалы и представительства юридического лица.
При этом п. 3 указанной статьи устанавливается, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
Пунктом 2.2. Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного Приказом Казначейства России от 29.12.2012 N 24н (далее - Порядок N 24н), действовавшего на момент поступления в Управление исполнительных документов, а так же пунктом 2.2. Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного Приказом Казначейства России от 17.10.2016 N 21н (далее - Порядок N 21н), действующего в настоящее время, обособленное подразделение определено как обособленное подразделение, указанное в учредительных документах, действующее на основании утвержденного получателем бюджетных средств положения, наделенное имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя бюджетных средств и обязанностью ведения бюджетного учета.
Согласно п. 13 Порядка N 24н и п. 13 Порядка N 21н, для открытия соответствующего лицевого счета клиентом на бумажном носителе представляются: Заявление на открытие лицевого счета и Карточка образцов подписей к лицевым счетам.
Для открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства обособленное подразделение дополнительно представляет ходатайство участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение, об открытии лицевых счетов обособленному подразделению, подписанное руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение. При этом обособленному подразделению открываются только те виды лицевых счетов, которые открыты создавшему его участнику бюджетного процесса (пункт 42 Порядка N 24н, пункт 45 Порядка N 21н).
Операции по лицевым счетам указанных Комитетов Администрации в связи с неисполнением исполнительных документов Управлением не приостанавливались, ввиду того, что указанные органы не обладают статусом структурного (обособленного) подразделения Администрации. Указанные комитеты зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц. При этом в выписке из единого государственного реестра юридических лиц на Администрацию Ключевского района, формируемой на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, данные органы в качестве обособленных (структурных) подразделений не указаны.
Комитеты Администрации созданы в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом муниципального образования, наделены правами юридического лица и являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Комитеты Администрации имеют в Управлении лицевые счета получателей бюджетных средств, открытые как самостоятельным участникам бюджетного процесса, а не как структурным подразделение - для открытия лицевых счетов предоставлялись только Заявление на открытие лицевого счета и Карточка образцов подписей к лицевым счетам.
Таким образом, оснований для приостановления операций по счетам указанных заявителем органов ввиду отсутствия у них статуса обособленного (структурного) подразделения Администрации Ключевского района у Управления не имелось.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Вместе с тем, совокупность обстоятельств, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, при рассмотрении настоящего дела не установлена.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно оставил требования заявителя без удовлетворения.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно пункту 1 статьи 11 ГК РФ и части 1 статьи 4 АПК РФ защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ. При этом избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения.
Вместе с тем, требование о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения, которые основаны на неисполнении должником обязанности, установленной вступившим в законную силу судебным актом, не образует самостоятельного спора, подлежащего рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом этого, заявитель по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действия (бездействия) государственных органов обязан доказать только те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов, в том числе в части подтверждения нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение указанных норм заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о безусловном нарушении прав и законных интересов, указанные в ходе рассмотрения дела Обществом обстоятельства сами по себе об этом не свидетельствуют.
Между тем в подтверждение нарушения прав и интересов заявителя судом могут быть приняты только такие последствия издания ненормативного правового акта, совершения действий (бездействия), которые в результате действия оспариваемого акта, совершения действий (бездействия), в определенный период времени фактически повлекли возникновение либо прекращение юридических прав или обязанностей в отношении заявителя, нарушающих его законные интересы. Само по себе совершение действий (бездействия), не может свидетельствовать о нарушении прав и интересов заявителя, при отсутствии доказательств обратного.
Таким образом, принимая во внимание, что указанные Обществом нарушения прав носят лишь вероятностный характер и не подтверждены соответствующими доказательствами, указанное в силу статьи 4 АПК РФ исключает возможность защиты прав, ограничение и нарушение которых не наступило в результате совершения действий (бездействия) УФК по Алтайскому краю и Администрации района.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный срок может быть восстановлен судом.
Как усматривается из материалов дела, с настоящим заявлением Общество обратилось в Арбитражный суд 30.05.2016 (штемпель почтового отделения), ссылаясь на оспаривание бездействий Администрации района и УФК. Вместе с тем в 2013 и 2014 годах Обществу было известно о том, что требования исполнительных документов должником не исполнены.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске процессуального срока обжалования оспариваемого бездействия.
Ссылка заявителя на длящееся бездействие, арбитражным судом обоснованно отклонена, поскольку законом определен срок, в течение которого Администрация и Управление обязаны была якобы совершить оспариваемые бездействия, в связи с чем по истечение указанного срока начинает течь срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия, который заявителем пропущен.
Довод о неприменении норм о сроках процессуального обжалования к бездействию государственных органов, основан на ином толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьями 65, 66, 67, 68, 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил отсутствие незаконного бездействия Администрации.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.05.2017 по делу N А03-9768/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Сбитнев А. Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9768/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2017 г. N Ф04-4734/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Ответчик: Администрация Ключевского района АК, УФК по Алтайскому краю.
Третье лицо: Комитет администрации Ключевского района АК по культуре и молодежной политике, Комитет администрации Ключевского района по финансам,налоговой и кредитной политике, Комитет по образованию администрации Ключевского района, Отдел администрации Ключевского района по физической культуре и спорту, Управление сельского хозяйства администрации Ключевского р-на Алтайского края