Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 октября 2017 г. N Ф05-15523/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А41-29952/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Инмии А.Р.,
при участии в заседании:
от АО "Национальный научный центр горного производства - Институт горного дела им. А.А. Скочинского": Соловьев А.В., представитель по доверенности от 13.09.2015;
от МРИ ФНС России N 17 по Московской области: Маслова Е.С., представитель по доверенности от 09.01.2016, Волкова С.А., представитель по доверенности от 09.01.2017;
от ОАО "Завод "ЭКОМАШ": Семенов И.Г., представитель по доверенности от 17.05.2017,
от ФГУП "Атекс": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Федеральной службы охраны Российской Федерации: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А41-29952/14 по заявлению АО "Национальный научный центр горного производства - Институт горного дела им. А.А. Скочинского" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области от 20.01.2014 N 15-33/002,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора: ОАО "Завод "ЭКОМАШ", ФГУП "Атекс", Федеральной службы охраны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Национальный научный центр горного производства -Институт горного дела им. А.А. Скочинского" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области от 20.01.2014 N 15-33/002.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.11.2016 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области подала апелляционную жалобу.
При рассмотрении апелляционной жалобы арбитражным апелляционным судом установлено наличие оснований, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для безусловной отмены решения суда первой инстанции.
Определением от 27.04.2017 Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора, привлечены: ОАО "Завод "ЭКОМАШ" и ФГУП "Атекс".
Определением суда от 29.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба охраны РФ.
АО "Национальный научный центр горного производства - Институт горного дела им. А.А. Скочинского" в лице конкурсного управляющего Саидова М.Х. представило письменные пояснения, в которых поддерживает заявленное требование о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области от 20.01.2014 N 15-33/002.
ОАО "Завод "ЭКОМАШ" представило письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ, в которых поддерживает правовую позицию заявителя.
В судебном заседании представитель АО "Национальный научный центр горного производства - Институт горного дела им. А.А. Скочинского" поддержал заявленные требования о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области от 20.01.2014 N 15-33/002.
Представитель МРИ ФНС России N 17 по Московской области возражала против удовлетворения заявления общества.
Представитель ОАО "Завод "ЭКОМАШ" поддержал заявление общества.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ФГУП "Атекс" и Федеральной службы охраны Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что заявление АО "Национальный научный центр горного производства - Институт горного дела им. А.А. Скочинского" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области от 20.01.2014 N 15-33/002 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной НФНС России 17 по Московской области (далее - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка ОАО "ННЦ ГП - ИГД им. Скочинского А.А." по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2009 по 31.12.2011. по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 19.09.2013 N 14-32/064.
Рассмотрев материалы проверки, а также письменные возражения налогоплательщика, и.о. начальника Инспекции 20.01.2014 вынес решение N 15-33/002, согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 1 397 193 рубля.
Также налогоплательщику предложено уплатить земельный налог в размере 10 673 792 рубля, и соответствующую сумму пени в размере 3 102 894,02 рублей.
Заявитель, не согласившись с выводами Инспекции, изложенными в указанном решении, в порядке, установленном статьей 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), обратился в УФНС России по Московской области с апелляционной жалобой.
Решением Управления ФН России по Московской области от 04.04.2014 N 07-12/18537 жалоба ОАО "ННЦ ГП - ИГД им. Скочинского А.А." оставлена без удовлетворения (т.1, л.д. 29-34).
Обращаясь с настоящим заявлением о признании решения Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области от 20.01.2014 N 15-33/002 недействительным, заявитель ссылается на то обстоятельство, что ОАО "ННЦ ГП ИГД им. А.А. Скочинского" создано путем преобразования ФГУП "ННЦ ГП ИГД им. А.А. Скочинского".
В соответствии с передаточным актом от 26.09.2012 Обществу был передан земельный участок общей площадью 124729 кв.м. с кадастровым номером 50:22:0010307:56.
До преобразования ФГУП "ННЦ ГП ИГД им. А.А. Скочинского" владело земельным участком общей площадью 131800 кв.м. с кадастровым номером 50:22:0010307:16.
Принимая решение о доначислении земельного налога, налоговый орган исходил из того, что правопредшественник общества владел земельным участком общей площадью 131 800 кв.м., и для определения налогооблагаемой базы (кадастровой стоимости земельного участка) применял неверный удельный показатель.
Налоговый орган сделал вывод о том, что налогооблагаемая база для земельного участка должна составлять 425 161 758 рублей (131 800 кв.м. х 3225,81 упкс = 425 161 758 руб.).
Общество считает, что в ходе выездной налоговой проверки налоговый орган неверно установил все обстоятельства дела, что привело к неверному определению налогооблагаемой базы в сумме 425 161 758 рублей и соответственно общему размеру земельного налога, который, по мнению Межрайонной Инспекции ФНС N 17 по Московской области, должен был уплачивать налогоплательщик.
Фактически в 2009-2011 г.г. и в настоящее время ФГУП "ННЦ ГП ИГД им. А.А. Скочинского" имело во владении земельный участок приблизительно площадью 96 000- 97 000 кв.м.
Неправильное определение налоговой инспекцией площади земельного участка привело к неверному определению налоговой базы для целей исчисления земельного налога и, соответственно, к определению штрафа.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на организацию какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из ч. 4 ст. 200 АПК РФ следует, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления налога послужило то обстоятельство, что Инспекцией установлено необоснованное занижение налоговой базы вследствие неправильного отражения кадастровой стоимости в декларациях, что привело к неполной уплате налога за 2009 - 2011 годы.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянною (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость па дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Сведения о характеристиках (включая налоговую базу) и периоде владения в отношении участков представляются в налоговые органы из органов, осуществляющих кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 85 НК РФ).
В соответствии со статьей 396 Кодекса сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Статьей 397 Налогового кодекса установлена обязанность по уплате налога и авансовых платежей по налогу в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровом стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения бесплатно предоставляются но письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также размешаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.
Согласно разъяснениям Минфина России от 15.08.2013 N 03-05-02/33366 информация о кадастровой стоимости участка, размещенная на официальном сайте Росреестра в сети Интернет, может также применяться налогоплательщиками при исчислении налога.
Таким образом, источником сведений о кадастровой стоимости участков являются данные государственного кадастра недвижимости.
Как установлено арбитражным судом, ОАО "ННЦ ГП - ИГД и. А.А. Скочинского" (как правопреемник ФГУП "ННЦ ГП - ИГД им. А.А. Скочинского") в налоговых декларациях по земельному налогу за 2009-2011 года отражало следующие земельные участки:
- кадастровый номер 50:22:001 02 03:0027, категория земель 003002000100. Кадастровая стоимость - 19 857 960,00 руб. по ставке 1,5%;
- кадастровый номер 55:22:01:00120, категория земель 003003000010. Кадастровая стоимость 192 296 200,00 руб. по ставке 1,5%;
- кадастровый номер 55:22:006 04 11:0031, категория земель 003002000020. Кадастровая стоимость 7 419 363,00 руб. по ставке 0,01%.
Обществом в ходе выездной налоговой проверки были представлены документы, подтверждающие основания начисления земельного налога, в том числе копии кадастровых паспортов на вышеуказанные земельные участки.
В результате анализа документов установлено, что земельный участок с кадастровом номером 50:22:0010307:16 площадью 131 800,00 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 05.11.2011 серия 50-АГ номер 072672) отражен в налоговой декларации по земельному налогу под предыдущим кадастровым номером 55:22:01:00120 площадью 131 800,00 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 16.08.2001 серия 50 АГ номер 377050).
Согласно кадастровым паспортам данного земельного участка от 12.03.2009 N 5022/101/09-0717 и от 07.09.2011 N МО-11/ЗВ/1-491514 кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 50:22:0010307:16 составляет 425 161 758,00 руб.
В результате чего установлено, что Общество в налоговых декларациях по земельному налогу отразило неполную кадастровую стоимость данного земельного участка и занизило налогооблагаемую базу на 232 865 558,00 рублей.
Для получения документов, подтверждающих вышеуказанное занижение налогооблагаемой базы по земельному налогу, и в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ Инспекцией выставлено требование от 24.05.2013 о представлении следующих документов (информации):
- свидетельств о собственности (других правоустанавливающих документов) на здания, сооружения и земельные участки;
- выписок из кадастровой палаты (кадастровых справок и других документов, информирующих о кадастровой стоимости) на земельные участки.
В ответ на данное требование налогоплательщик представил следующие документы:
- копию Свидетельства о государственной регистрации права бессрочного пользование земельного участка от 05.11.2011;
- копию Свидетельства о государственной регистрации права бессрочного пользования земельного участка от 16.08.2001;
- копию кадастрового паспорта земельного участка
Согласно анализу представленных документов установлено, что налогоплательщик представил Свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010307:16 (предыдущий кадастровый номер 55:22:01:00120) и кадастровый паспорт от 02.02.2012 N MO-12/3B-59113 на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010307:56 площадью 124 729,00 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010307:56 площадью 1124 729,00 кв.м. образовался путем деления земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010307:16 площадью 131 800,00 руб. на два земельных участка с кадастровыми номерами 50:22:0010307:56 и 50:22:0010307:55 в 2012 году на основании Распоряжения Федерального агентства по Управлению государственным имуществом от 07.03.2012 N 139.
В связи с неполным представлением запрашиваемых по требованию документов в рамках выездной налоговой проверки Инспекцией направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
В ответ на запрос инспекции Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области письмом N 22/001/2013-3829 от 31.05.2013 представило Выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшие (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества.
Согласно указанной выписке Обществу по состоянию на 31.05.2013 принадлежали следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010307:16 площадью 131 800 кв.м., назначение объекта: земли населенных пунктов, на основании постоянного (бессрочного) пользования, дата государственной регистрации 16.08.2001 на основании Постановления Главы администрации Люберецкого района Московской области от 07.02.1994 N 134/3; решения Арбитражного суда Московской области от 18.04.2001; постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2001; Акта о представлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей его эксплуатации от 15.04.1958, дата государственной регистрации прекращения права 20.03.2012;
- земельный участок с кадастровым номером 50-22-010444-0001-01 площадью 4 500 кв.м., назначение объекта: социально-бытового назначения, на основании постоянного (бессрочного) пользования, дата государственной регистрации 02.09.1998 на основании Распоряжения Главы Люберецкого района Московской области от 01.07.1998 N 716-РГ
- земельный участок с кадастровым номером 50-22-010953-0001-01 площадью 2 300 кв.м., назначение объекта: социально-бытовое, на основании постоянного (бессрочного) пользования, дата государственной регистрации 02.09.1998 на основании Распоряжения Главы Люберецкого района Московской области от 01.07.1998 N 716-РГ.
В связи с непредставлением по требованию выписок из кадастровой палаты (кадастровых справок и других документов, содержащих сведения о кадастровой стоимости) на земельные участки за проверяемый период Инспекцией направлен запрос от 20.06.2013 N 13-16/02382 в Люберецкий отдел филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области.
В ответ на запрос инспекции Люберецкий отдел филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области письмом от 27.06.2013 N исх.22-1306 представил сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010307:16 по состоянию на 01.01.2009, на 01.01.2010 и по состоянию на 01.01.2011, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка в указанные периоды времени составляла 425 161 758 рублей и не изменялась.
Таким образом, в ходе выездной налоговой проверки инспекцией правомерно было установлено, что Общество в нарушение ст. 390 НК РФ включило в налоговые декларации по земельному налогу за 2009-2011 года неполную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010307:16 (в налоговой декларации отражен под предыдущим кадастровым номером 55:22:01:00120), в результате чего, занизило налогооблагаемую базу по земельному налогу 698 596 674 рублей, в том числе:
- за 2009 год - на 232 865 558 руб.;
- за 2010 год - на 232 865 558 руб.;
- за 2011 год - на 232 865 558 руб.
Данное нарушение привело к неуплате обществом земельного налога в размере 10 478 950 рублей, в том числе: за 2009 год - в размере 3 492 983 рублей и за 2010 год - в размере 3 492 983 рублей.
Доводы АО "Национальный научный центр горного производства - Институт горного дела им. А.А. Скочинского" о том, что: согласно по результатам проведенной ООО "Контур-1" при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции землеустроительной экспертизы N 18/08-2016 установлено наложение земельных участков заявителя на земельные участки ОАО "Завод ЭКОМАШ"; решением Арбитражного суда Московской области от 01.06.2015 по делу NА41-6883/15 признано отсутствующим зарегистрированное право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "НПЦ ГП ИГД им. А.А. Скочинского" на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:22:0010307:55 (предыдущий номер - 50:22:0010307:16), 50:22:0010307:4 и 50:22:0010203:27; фактическое пользование частью земельного участка осуществляло ОАО "Завод ЭКОМАШ" и ФГУП "Атекс" ФСО России, в связи с чем при расчете кадастровой стоимости для целей налогообложения из площади земельных участков 50:22:0010307:16 и 50:22:0010307:56 должна вычитаться площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010307:541 и 50:22:0010307:542, - отклонены арбитражным апелляционным судом по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 01.06.2015 по делу N А41-6883/15 зарегистрированное право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "НПЦ ГП ИГД им. А.А. Скочинского" на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, р-н Люберецкий, г. Люберцы, Октябрьский проспект, кадастровый номер 50:22:0010307:55 (предыдущий номер - 50:22:0010307:16) признано отсутствующим.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Таким образом, решение Арбитражного суда Московской области от 01.06.2015 по делу N А41-6883/15 вступило в законную силу только 17.08.2015.
При этом, в резолютивной части решения Арбитражного суда Московской области от 01.06.2015 отсутствует указание на то, что оно распространяет свое действие на предшествующие налоговые периоды, в том числе спорный период времени (2009 - 2011 гг.)
Основанием для принятия данного судебного акта послужили следующие обстоятельства.
Федеральному государственному унитарному предприятию "Атекс" принадлежат следующие объекты недвижимости:
- Здание - общежитие, 5- этажное, общая площадь 2793 кв.м, в том числе жилая 1741,40 кв.м, инв. N 1012, лиг. А, адрес объекта: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 405, корп. 3;
- Здание 4-х этажное нежилого назначения с цокольным, техническим этажами и газоубежищем общей площадью 3987,9 кв.м., Инв. N 4109, лит. А, объект 1, адрес объекта: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 213;
- Здание нежилого назначения (автогараж), назначение: нежилое, 1, антресоль -этажный, общая площадь 2214,1 кв.м, инв. N 124:039-5673, лит. Ж, Ж1, Ж2, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 411;
- Здание нежилого назначения (помещение конторы-бытовки строительного участка), назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 184,2 кв.м, инв.
N 124:039-5673, лит. И, и, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 411;
- Сооружение- навес, назначение: нежилое, общая площадь 298 кв.м, инв. N 124:039-5673, лит. Г13, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 411.
- Здание нежилого назначения, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 42,7 кв.м, инв. N 124:039-5673, лит. 2Р, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 411;
- Сооружение - навес, назначение: нежилое, 1-этажное, площадь застройки 312,3 кв.м, инв. N 124:039-5673, лит. Г14, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 411.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельных участках с кадастровым номером 50:22:0010307:4, N 50;22;0010203:27, 50:22:0010307:55 (предыдущий номер - 50:22:0010307:16).
Земельные участки принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "ННЦ ГП ИГД им. А.А. Скочинского".
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Правовая позиция, касающаяся толкования указанной нормы и определения круга лиц, признаваемых плательщиками земельного налога, сформулирована в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
В силу прямого указания закона владение участком на одном из перечисленных в п. 1 ст. 388 НК РФ прав является определяющим признаком плательщика земельного налога. При этом право на земельный участок должно быть зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 12992/12 по делу N А56-39448/11.
Вывод о том, что плательщиком земельного налога является исключительно титульный владелец, сведения о котором внесены Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 12992/12.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРП, собственником земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010307:55 в 2009, 2010, 2011 годах являлось ОАО "ННЦ ГП - ИГД им. А.А. Скочинского".
Таким образом, именно заявитель является плательщиком земельного налога в отношении всего спорного земельного участка, и именно его деятельность определяет налоговые последствия использования данного земельного участка.
Указанный вывод арбитражного апелляционного суда согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда РФ от 12.05.2017 N 301-КГ17-4068 по делу N А17-4082/2014; от 21.09.2015 N 309-КГ15-10978 по делу N А50-11789/14.
Согласно кадастровому паспорту от 27.12.2011 N МО-11/ЗВ/1-777680 площадь земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010307:55 составляет 7071 кв.м.
Данный земельный участок до разделения 20.03.2012 был частью земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010307:16.
Удельный показатель кадастровой стоимости составляет 3225,81 руб./кв.м. Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010307:55 составляет 22 809 702,51 руб. (3225,81*7071).
Таким образом, земельный налог по данному земельному участку составляет 342 145,54 руб. за год (22 809 702,51*1,5%).
Сумма земельного налога за 2009, 2010, 2011 год составляет 1 026 436,62 руб.
(342 145,54 *3).
Ссылка АО "Национальный научный центр горного производства - Институт горного дела им. А.А. Скочинского" на экспертное заключение N 18/08-2016, выполненное ООО "Контур-1" при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции, которым установлено наложение земельных участков заявителя на земельные участки ОАО "Завод ЭКОМАШ", также отклонена, поскольку противоречит пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ и разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", о том, что обязанность по уплате земельного налога лежит исключительно на лице, которое указано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве собственника земельного участка, которое обязано уплачивать земельный налог на всю площадь земельного участка, вне зависимости от использования части земельного участка иными лицами.
Поскольку согласно данным ЕГРП собственником земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010307:55 в 2009, 2010, 2011 годах являлось ОАО "ННЦ ГП - ИГД им. А.А. Скочинского", то обязанность по уплате земельного налога за указанный период времени за всю площадь земельного участка лежит именно на заявителе.
При этом арбитражный апелляционный суд принимает во внимание правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда РФ от 03.06.2015 N 309-ЭС15-6275 по делу N А60-23312/2014, а также постановлении Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 8251/11, согласно которой фактическое пользование земельным участком, который не принадлежит пользователю на каком-либо праве, является основанием для взыскания не земельного налога, а неосновательного обогащения по требованию собственника земельного участка.
Таким образом, АО "Национальный научный центр горного производства - Институт горного дела им. А.А. Скочинского" не лишено права обратиться с самостоятельным иском к ОАО "Завод "ЭКОМАШ" и ФГУП "Атекс" о взыскании неосновательного обогащения в размере уплаченного им земельного налога за ту часть земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010307:55, которая находилась в фактическом пользовании указанных лиц.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных обществом требований и признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области от 20.01.2014 N 15-33/002 не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями ч. 6.1 ст. 268, п. 4 ч. 4 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.11.2016 по делу N А41-29952/14 отменить.
В удовлетворении заявления АО "Национальный научный центр горного производства - Институт горного дела им. А.А. Скочинского" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29952/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 октября 2017 г. N Ф05-15523/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП "Национальный научный центр горного производства-Институт горного дела им. А. А. Скочинского"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОАО "Завод" Экомаш", ФГУП "Атекс", Магомед Х.С., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"