г. Томск |
|
3 августа 2017 г. |
Дело N А27-564/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 августа 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Павловой Ю.И.,
судей: Фертикова М.А., Шатохиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка (апелляционное производство N 07АП-3981/2017) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 марта 2017 года по делу N А27-564/2017 (судья Мишина И.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750, г. Кемерово, ул. Николая Островского, д. 32, пом. 209)
к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка (ОГРН 1094217012284, ИНН 4217121181, г. Новокузнецк, ул. Франкфурта, д. 9А)
об урегулировании разногласий при заключении договора аренды,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее по тексту - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка (далее - Комитет, ответчик) о принятии договора аренды земельного участка от 10.10.2016 N 628-04 (с кадастровым номером 42:30:0414051:727, для строительства ВЛ-6 кВ от опоры N 21 Ф-6-2-9 до КТП N 516-6/0,4 для обеспечения электроснабжения объектов по улице Промстроевская в Заводском районе г. Новокузнецка, общей площадью 2 651 кв. м) между обществом и Комитетом в редакции общества, а именно: пункт 3.1 договора изложить в следующей редакции: "Размер арендной платы за 2016 год, порядок и сроки внесения арендной платы установлены на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области", приказа Минэкономразвития РФ от 11.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее по тексту - Приказ N507). Годовой размер арендной платы на 2016 год составляет 15 826, 47 руб. (пятнадцать тысяч восемьсот двадцать шесть руб. 47 коп.)."; пункт 3.3 договора изложить в следующей редакции: "Размер арендной платы за период с 09.09.2016 по 31.12.2016 составляет 4 929, 56 руб. (четыре тысячи девятьсот двадцать девять руб. 56 коп.).".
Требования мотивированы тем, что арендная плата за спорные земельные участки должна определяться на основании пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее также - Правила), Приказа N 507.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30 марта 2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Комитет не согласен с выводами суда первой инстанции об отнесении спорной линии ЛЭП к объектам регионального значения, поскольку спорный объект отсутствует на схеме территориального планирования Кемеровской области. Более подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.
Общество в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда отставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении заседания не направляли. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и ответчика.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Комитет с 20.07.2006 наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании решения Комитета от 29.07.2016 N 851 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" в адрес общества для подписания направлен договор аренды земельного участка от 10.10.2016 N 628-04.
Согласно пункту 2.1 указанного договора срок аренды земельного участка устанавливается до 01.10.2017.
В соответствии с пунктом 3.1 договора размер арендной платы за 2016 год, порядок и сроки внесения арендной платы установлены на основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47. Годовой размер арендной платы на 2016 год составляет 327 674, 38 руб.
Согласно пункту 3.3 договора размер арендной платы за период с 09.09.2016 по 31.12.2016 составляет 102 062, 51 руб.
15.11.2016 общество направило в адрес Комитета протокол разногласий по пунктам 3.1, 3.3 договора, который Комитетом согласован не был.
В связи с тем, что сторонами договора не урегулированы разногласия по условиям договора о размере арендной платы, общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался статьями 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 39.7, 49 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами, Приказом N 507 и исходил из правильности представленного истцом расчета арендной платы.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 446 ГК РФ возникшие при заключении договора разногласия, могут быть переданы на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон. В этом случае условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если правоотношение регулируется императивной нормой закона и иного правового акта, действующих в момент его заключения, то стороны не вправе ее изменять и договор должен ей соответствовать. Соглашение сторон об изменении императивной нормы ничтожно.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как следует из части 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
С 01 марта 2015 года Федеральным законом Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым с 01 марта 2015 года размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определяется на основании пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации к таким объектам относятся, в том числе линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность естественных монополий, объекты систем электроснабжения федерального, регионального или местного значения.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"). Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Таким образом, размер арендной платы за земельный участок, предоставленный (занятый) для размещения линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность естественных монополий, объектов систем электроснабжения, после 01 марта 2015 года определяется с учетом положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение пункта 5 Правил принят Приказ N 507, которым утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), согласно которому ставка арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятыми такими объектами, устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка; при этом ставка арендной платы не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков, прилагаемых к приказу.
Пунктом 44 приложения к Приказу N 507 предусмотрено, что предельная ставка арендной платы для Кемеровской области составляет 5, 97 руб. за 1 кв. м.
Земельным законодательством не определены критерии отнесения объектов энергетических систем (объектов систем электроснабжения) к объектам регионального значения или местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют: единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Одним из критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является владение на праве собственности или на ином законном основании линиями электропередачи, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям").
Таким образом, из совокупности указанных норм следует, что объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи) территориальной сетевой организации являются объектами регионального значения, поскольку используются для оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах административных границ субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2013 N 724 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" истец относится к территориальным сетевым организациям.
Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (Раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", регистрационный N 42.1.53).
Следовательно, объект, для размещения (строительства) которого предоставляется спорный земельный участок, по технологическому критерию относится к линейным объектам регионального значения, обеспечивающим деятельность субъекта естественной монополии.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о том, что истцом не представлено сведений о том, что объект, для размещения которого предоставлен земельный участок, относится к объектам регионального значения.
Отсутствие спорного объекта на схеме территориального планирования Кемеровской области правомерно оценено судом как не имеющее для рассматриваемых правоотношений правового значения, поскольку данное обстоятельство не является бесспорным доказательством, опровергающим принадлежность спорного объекта к объектам регионального значения.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о правомерности исчисления обществом размера арендной платы в соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах ставок, утвержденных Правилами.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, выражают несогласие с судебной оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая, что приведенные в апелляционных жалобах доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 марта 2017 года по делу N А27-564/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
М.А. Фертиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-564/2017
Истец: ООО "Кузбасская энергосетевая компания"
Ответчик: Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3981/17