Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2017 г. N Ф07-12503/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А56-88733/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Сомовой Е.А., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от истца (заявителя): Морковских К.Д. - доверенность от 30.05.2017;
от ответчика (должника): Серебрякова А.С. - доверенность от 09.01.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4892/2017) СПб ГУПП "Полигон "Красный Бор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.17 по делу N А56-88733/2016 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
к СПб ГУПП "Полигон "Красный Бор"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Санкт-Петербургского государственного унитарного природоохранного предприятия "Полигон "Красный Бор" (далее - Предприятие, Полигон, СПБ ГУПП "Полигон "Красный Бор") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 03.02.2017 заявленные требования удовлетворены, Предприятие привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ее податель указывает, что срок действия заключения экспертной государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов на СПб ГУПП "Полигон "Красный Бор" от 14.11.2008 истек 20.11.2013 до момента выдачи ответчику лицензии от 09.12.2014.
Определением апелляционного суда от 19.04.2017 производство по настоящему делу приостановлено до разрешения по существу спора по делу N А56-41617/2016, поскольку предмет спора по настоящему делу, обстоятельства совершения правонарушения и собранные по делу доказательства идентичны. Определением суда от 26.06.2017 производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Предприятие извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с уставом СПБ ГУПП "Полигон "Красный Бор", утвержденным распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 09.07.2003 N 208-рз, видом деятельности Предприятия является сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение опасных отходов.
09.12.2014 Департаментом СПБ ГУПП "Полигон "Красный Бор" выдана лицензия серии 78 N 00097 на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов II-IV классов опасности и размещению отходов I-IV классов опасности.
Для приема и обезвреживания отходов неорганического состава на Предприятии имеются сооружения (оборудование) - карты N N 59, 66, 67, представляющие собой открытые котлованы, отрытые в толще кембрийских глин. Обезвреживание и размещение отходов неорганического состава в картах производится каскадным методом.
По результатам внеплановой выездной проверки исполнения предписания от 28.07.2016 N ВВ-35/13 Департаментом установлено, что Полигон грубо нарушает условия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов II-IV класса опасности в части обезвреживания неорганических отходов II-IV класса опасности по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, Любанское лесничество, Ульяновское участковое лесничество, кварталы 21 (ч. выд. 20), 22 (выд. 4, ч. выд. 5), 23 (ч. выд. 1,2), кадастровый номер участка: 47:26:0219001:11.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 21.11.2016 N ВВ-58/13, согласно которому Полигон не обеспечивает необходимые условия для выполнения заявленных к лицензированию работ по обезвреживанию отходов неорганического состава II-IV класса опасности каскадным методом очистки.
Согласно Заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, материалов обоснования лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов на СПб ГУПП "Полигон "Красный Бор" от 14.11.2008 (далее - Заключение ГЭЭ) рН в картах не должен снижаться ниже 6.0, так как кислые среды разрушают монолитную структуру кембрийских глин в толще которых они отрыты, снижение уровня рН ниже 6.0 может привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни, граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Полигоном утвержден Технологический регламент (ТР-2014), согласно требованиям которого:
рН в карте N 67 = 3.0-5.0
рН в карте N 66 = 9.0-10.0
рН в карте N 59 = 8.0-8.5
В ходе проверки было установлено, что:
На 10.11.2016:
рН в карте N 67 = 5.0 (ниже 6.0)
рН в карте N 66 = 6.5 (не соответствует ТР 2014).
Также согласно данным, имеющимся на Полигоне, представленным проверяющим (журналы "Контроля химического состава жидкой среды карт N 66, 67,59"):
рН в карте N 67 по состоянию на 05.10, 13.10 составило 4.4, а на 17. 10 = 4.3 (то есть ниже 6.0);
рН в карте N 66 по состоянию на 05.10 = 4.7, по состоянию на 13.10 = 4.6, по состоянию на 17.10 = 4.5 (то есть ниже 6.0, а также не соответствует требованиям ТР 2014);
рН в карте N 59 на 05.10 =6.5, на 13.10=6.5, на 17.10=6.5 (не соответствует требованиям ТР 2014).
Учитывая изложенное, административный орган пришел к выводу о том, что Предприятием нарушены лицензионные требования ввиду нарушения технологии обезвреживания и безопасного размещения отходов, технологического процесса, что свидетельствует о несоблюдении лицензиатом необходимых условий для выполнения заявленных работ по обезвреживанию отходов, отсутствие сооружений, оборудования и установки, необходимых для выполнения работ по обезвреживанию отходов неорганического состава каскадным методом, которые соответствовали бы установленным требованиям.
По результатам проверки Департаментом составлен протокол от 30.11.2016 N АД-13-295/2016 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Предприятия к административной ответственности.
Суд первой инстанции, привлекая СПБ ГУПП "Полигон "Красный Бор" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб., правомерно руководствовался следующим.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу пункта 1 части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом, к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 данного Положения грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения.
Подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
В силу подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований относится использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в силу которого к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что Полигоном нарушены показатели Заключения ГЭЭ по уровню рН в картах N 59, 66, 67, что создает угрозу возникновению угрозы причинения вреда жизни, граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Более того, данное обстоятельство установлено судами в рамках дела N А56-41617/2016. При вынесении постановления Тринадцатого арбитражного суда от 21.02.2017 и постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2017 судами приняты во внимание результаты внеплановой проверки исполнения СПб ГУПП "Полигон Красный Бор" ранее выданного предписания от 28.07.2016 N ВВ-35\13, в ходе которой 10.11.2016 произведены измерения показателя рН в картах, а также проанализированы имеющиеся на полигоне журналы контроля химического состава жидкой среды карт NN 66, 67, 59, и установлено, что в октябре - ноябре 2016 года Предприятием не было обеспечено наличие необходимых условий для выполнения заявленных работ по обезвреживанию отходов неорганического состава каскадным методом очистки, что отражено в акте проверки от 21.11.2016 N ВВ-58\13, а также в постановлении Тосненского городского суда ЛО от 27.12.2016 по делу N 3-514\16 о привлечении СПб ГУПП "Полигон Красный Бор" к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Факт осуществления СПБ ГУПП "Полигон "Красный Бор" лицензируемой деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, а также факт неустранения выявленных нарушений, установлен судами в рамках дела N А56-41617/2016.
Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А56-41617/2016, имеют в силу части 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора и не подлежат доказыванию вновь.
Довод подателя жалобы о том, что срок действия Заключения ГЭЭ составляет 5 лет, на момент проверки срок истек, был предметом исследования судами в рамках дела N А56-41617/2016 и правомерно ими отклонен. Достоверность требований к показателям, указанным в Заключении ГЭЭ, на настоящий момент не опровергнута.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях Полигона имеется событие правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Полигоном требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Полигоном необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Полигона во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Указанное свидетельствует о наличии в действиях Полигона состава вмененного ему правонарушения.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Полигоном правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда сделан с учетом официального толкования по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащегося в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Предприятием правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности. Наказание назначено в размере санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы СПБ ГУПП "Полигон "Красный Бор" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 февраля 2017 года по делу N А56-88733/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного природоохранного предприятия "Полигон "Красный Бор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88733/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2017 г. N Ф07-12503/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРИРОДООХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ПОЛИГОН "КРАСНЫЙ БОР"