Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2017 г. N Ф09-7336/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
04 августа 2017 г. |
Дело N А07-24901/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского поселения Чишминский поссовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Шагиева Рустэма Рифовича, Ахмадеева Радмира Раисовича, Ахмадеева Руслана Раисовича, Борисовой Татьяны Степановны, Башировой Диляфруз Махмутовны, Лукмановой Минегуль Абулгасовны, Лукманова Фарита Ярулловича, Кандаровой Розы Назимовны, Нигматуллиной Гузаль Мунировны, Лещенко Ольги Геннадьевны, Козловой Тамары Александровны, Мусина Вадима Фанильевича, Рыжова Евгения Владимировича, Рыжова Александра Евгеньевича, Рыжовой Анны Сергеевны, Киору Светланы Евгеньевны, Шагиевой Фагимы Рахматулловны, Ивановой Лидии Григорьевны, Шагиевой Альфиры Миниахметовны, Шагиева Радмира Рустэмовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2017 по делу N А07-24901/2016 (судья Архиереев Н.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
федерального государственного бюджетного учреждения "Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - Сабиров Ф.Р. (доверенность от 06.07.2017 N 1-18-2477);
Администрации городского поселения Чишминский поссовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан - Шагиев Р.Р. (доверенность от 17.04.2017);
Борисовой Татьяны Степановны - Шагиев Р.Р. (доверенность от 14.04.2017);
Ахмадеева Руслана Раисовича и Ахмадеева Радмира Раисовича - Шагиев Р.Р. (доверенность от 13.04.2017);
Башировой Диляфруз Махмутовны, Лукмановой Минегуль Абулгасовны, Лукманова Фарита Ярулловича, Кандаровой Розы Назимовны, Нигматуллиной Гузаль Мунировны, Лещенко Ольги Геннадиевны - Шагиев Р.Р. (доверенность от 12.04.2017);
Мусина Вадима Фанильевича - Шагиев Р.Р. (доверенность от 12.04.2017);
Рыжова Евгения Владимировича, Рыжовой Анны Сергеевны, Киору Светланы Евгеньевны, Рыжова Александра Евгенььевича - Шагиев Р.Р. (доверенность от 12.04.2017);
Шагиевой Фагимы Рахматулловны, Ивановой Лидии Григорьевны, Шагиевой Альфиры Миниахметовны, Шагиева Радмира Рустэмовича - Шагиев Р.Р. (доверенность от 06.04.2017);
Козловой Тамары Александровны - Шагиев Р.Р. (доверенность от 31.01.2017),
Шагиев Рустэм Рифович лично.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Башкирское УГМС", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского поселения Чишминский поссовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Администрации в установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы и в порядке устранения допущенного нарушения законных интересов заявителя обязании Администрации в семидневный срок издать постановление об установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы, по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский р-н, р.п. Чишмы, ул. Опытная, площадью 168 173 кв. м, со следующими характерными точками границы объекта землеустройства в системе координат МСК-02, зона 1:
точка границы 1, координаты, м - Х 642484,47; Y 1325347,87
точка границы 2, координаты, м - Х 642495,81; Y 1325361,70
точка границы 3, координаты, м - Х 642505,87; Y 1325376,49
точка границы 4, координаты, м - Х 642514,57; Y 1325392,11
точка границы 5, координаты, м - Х 642521,84; Y 1325408,45
точка границы 6, координаты, м - Х 642527,61; Y 1325425,38
точка границы 7, координаты, м - Х 642531,86; Y 1325442,75
точка границы 8, координаты, м - Х 642534,53; Y 1325460,44
точка границы 9, координаты, м - Х 642535,25; Y 1325469,01
точка границы 10, координаты, м - Х 642537,87; Y 1325511,00
точка границы 11, координаты, м - Х 642539,38; Y 1325537,28
точка границы 12, координаты, м - Х 642539,61; Y 1325555,16
точка границы 13, координаты, м - Х 642538,24; Y 1325572,99
точка границы 14, координаты, м - Х 642535,28; Y 1325590,63
точка границы 15, координаты, м - Х 642530,75; Y 1325607,93
точка границы 16, координаты, м - Х 642524,70; Y 1325624,76
точка границы 17, координаты, м - Х 642517,17; Y 1325640,98
точка границы 18, координаты, м - Х 642508,22; Y 1325656,47
точка границы 19, координаты, м - Х 642497,93; Y 1325671,09
точка границы 20, координаты, м - Х 642489,01; Y 1325681,83
точка границы 21, координаты, м - Х 642476,53; Y 1325694,63
точка границы 22, координаты, м - Х 642462,95; Y 1325706,27
точка границы 23, координаты, м - Х 642448,38; Y 1325716,65
точка границы 24, координаты, м - Х 642432,95; Y 1325725,69
точка границы 25, координаты, м - Х 642416,77; Y 1325733,31
точка границы 26, координаты, м - Х 642399,98; Y 1325739,54
точка границы 27, координаты, м - Х 642482,70; Y 1325744,07
точка границы 28, координаты, м - Х 642365,08; Y 1325747,13
точка границы 29, координаты, м - Х 642350,43; Y 1325748,46
точка границы 30, координаты, м - Х 642324,17; Y 1325749,87
точка границы 31, координаты, м - Х 642306,29; Y 1325750,03
точка границы 32, координаты, м - Х 642288,46; Y 1325748,59
точка границы 33, координаты, м - Х 642270,84; Y 1325745,57
точка границы 34, координаты, м - Х 642253,55; Y 1325740,98
точка границы 35, координаты, м - Х 642236,75; Y 1325734,87
точка границы 36, координаты, м - Х 642220,55; Y 1325272,28
точка границы 37, координаты, м - Х 642205,10; Y 1325718,27
точка границы 38, координаты, м - Х 642190,52; Y 1325707,92
точка границы 39, координаты, м - Х 642179,81; Y 1325698,96
точка границы 40, координаты, м - Х 642167,06; Y 1325686,43
точка границы 41, координаты, м - Х 642155,47; Y 1325672,81
точка границы 42, координаты, м - Х 642145,14; Y 1325658,20
точка границы 43, координаты, м - Х 642136,17; Y 1325642,74
точка границы 44, координаты, м - Х 642128,60; Y 1325626,53
точка границы 45, координаты, м - Х 642126,48; Y 1325621,16
точка границы 46, координаты, м - Х 642118,51; Y 1325605,15
точка границы 47, координаты, м - Х 642112,01; Y 1325588,49
точка границы 48, координаты, м - Х 642107,02; Y 1325571,31
точка границы 49, координаты, м - Х 642103,58; Y 1325553,76
точка границы 50, координаты, м - Х 642102,05; Y 1325540,55
точка границы 51, координаты, м - Х 642098,65; Y 1325499,20
точка границы 52, координаты, м - Х 642097,99; Y 1325481,33
точка границы 53, координаты, м - Х 642098,92; Y 1325463,47
точка границы 54, координаты, м - Х 642101,44; Y 1325445,76
точка границы 55, координаты, м - Х 642105,54; Y 1325428,35
точка границы 56, координаты, м - Х 642111,17; Y 1325411,38
точка границы 57, координаты, м - Х 642118,30; Y 1325394,98
точка границы 58, координаты, м - Х 642126,86; Y 1325379,28
точка границы 59, координаты, м - Х 642136,80; Y 1325364,41
точка границы 60, координаты, м - Х 642148,02; Y 1325350,48
точка границы 61, координаты, м - Х 642160,44; Y 1325337,61
точка границы 62, координаты, м - Х 642173,96; Y 1325325,91
точка границы 63, координаты, м - Х 642188,47; Y 1325315,46
точка границы 64, координаты, м - Х 642203,86; Y 1325306,34
точка границы 65, координаты, м - Х 642220,00; Y 1325298,64
точка границы 66, координаты, м - Х 642236,76; Y 1325292,41
точка границы 67, координаты, м - Х 642254,02; Y 1325287,70
точка границы 68, координаты, м - Х 642271,62; Y 1325284,55
точка границы 69, координаты, м - Х 642290,87; Y 1325282,94
точка границы 70, координаты, м - Х 642328,53; Y 1325281,60
точка границы 71, координаты, м - Х 642346,41; Y 1325281,76
точка границы 72, координаты, м - Х 642364,21; Y 1325283,52
точка границы 73, координаты, м - Х 642381,78; Y 1325286,86
точка границы 74, координаты, м - Х 642398,98; Y 1325291,76
точка границы 75, координаты, м - Х 642415,67; Y 1325298,18
точка границы 76, координаты, м - Х 642431,72; Y 1325306,06
точка границы 77, координаты, м - Х 642447,01; Y 1325315,35
точка границы 78, координаты, м - Х 642461,40; Y 1325325,96
точка границы 79, координаты, м - Х 642471,94; Y 1325335,11
точка границы 1, координаты, м - Х 642484,47; Y 1325347,87 (с учётом уточнений заявленных требований, принятых судом, т. 1, л. д. 119, 120).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура, государственное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Башкирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства", Абуталипов Тагир Курбанович, Абуталипова Альбина Тагировна, Аделгареев Эрнест Марсович, Александров Игорь Вячеславович, Асадуллин Абузар Анварович, Асадуллина Сагида Сагитовна, Ахмадеев Радмир Раисович, Ашиева Галина Изиляевна, Байкова Татьяна Ивановна, Баширова Диляфруз Махмутовна, Бикбулатова Рима Зуфаровна, Борисова Марина Ивановна, Борисова Татьяна Степановна, Валиев Роберт Фаузиевич, Валиева Алина Рафаэлевна, Возжаева Алевтина Ивановна, Габбасова Назифа Фатхулловна, Гильмутдинова Альбира Ильдусовна, Гумеров Мунир Назятович, Давлетов Фаниль Нурфаязович, Давлетова Фания Файзелгаяновна, Даутова Ксения Михайловна, Даутова Роза Шамсетдинова, Ибраев Айрат Анусович, Ибраев Айрат Анусович, Иванова Лидия Григорьевна, Иванова Наталья Викторовна, Кандарова Роза Назимовна, Карачурин Айдар Ахнафович, Козлов Виктор Александрович, Козлова Тамара Александровна, Колесникова Наталья Владимировна, Курбангулова Назиба Фанисовна, Лещенко Ольга Геннадиевна, Лукманов Фарит Яруллович, Лукманова Минегуль Абулгасовна, Лукманова Фатима Хабибулловна, Митусов Олег Николаевич, Мусин Вадим Фанильевич, Нигматуллина Гузаль Мунировна, Нуриахметов Дим Фазлиахметович, Рыжов Александр Евгеньевич, Рыжов Евгений Владимирович, Рыжова Анна Сергеевна, Рыжова Светлана Евгеньевна, Сабитов Альберт Мидхатович, Сайфуллина Миляуша Ханифовна, Семенова Светлана Петровна, Тарзимин Алик Ханифович, Туктаров Тимур Филюзович, Туктаров Филюз Фанусович, Тухватуллина Фания Гатиятулловна, Уразбахтина Светлана Салаватовна, Файрузова Надежда Васильевна, Хазиев Амир Филюсович, Хазиева Адэля Филюсовна, Хафизов Зенфир Тимерьянович, Цой Бун Не, Шагиев Радмир Рустэмович, Шагиев Рустэм Рифович, Шагиева Альфира Миниахметовна, Шагиева Фагима Рахматулловна, Шакирзянов Айдар Анварович, Шакирзянов Анвар Хафизович, Шакирьзянов Ильдар Анварович, Яковлева Нина Ивановна, Ямалетдинов Ильяс Мансурович, Ямалетдинов Мансур Мавлютович, Гафарова Нурия Архамовна, Ахмадеев Руслан Раисович, Аделгареев М.Ю., Аделгареева З.П. (далее также - третьи лица).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.05.2017 (резолютивная часть объявлена 03.05.2017) требования заявителя удовлетворены: суд признал незаконным, не соответствующим статьям 11, 56, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 N 972 "Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением" отказ Администрации в установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы, выраженный в письме от 10.08.2016 исх. N 1060, и в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязал Администрацию в течение тридцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление учреждения от 15.07.2016 исх. N 1-18-2887 об установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
С вынесенным решением не согласились заинтересованное лицо, а также Шагиев Рустэм Рифович, Ахмадеев Радмир Раисович, Ахмадеев Руслан Раисович, Борисова Татьяна Степановна, Баширова Диляфруз Махмутовна, Лукманова Минегуль Абулгасовна, Лукманов Фарит Яруллович, Кандарова Роза Назимовна, Нигматуллина Гузаль Мунировна, Лещенко Ольга Геннадьевна, Козлова Тамара Александровна, Мусин Вадим Фанильевич, Рыжов Евгений Владимирович, Рыжов Александр Евгеньевич, Рыжова Анна Сергеевна, Киору Светлана Евгеньевна, Шагиева Фагима Рахматулловна, Иванова Лидия Григорьевна, Шагиева Альфира Миниахметовна, Шагиев Радмир Рустэмович и обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права. Так, податель жалобы отмечает, что пунктами 1, 4, 6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 N 972 (далее - Положение N 972), предусмотрено, что размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий, как правило, на расстоянии 200 метров от границ этих пунктов. Между тем, заявитель не обосновал необходимость установления именно 200-метровой охранной зоны для метеорологической станции Чишмы. Также податель жалобы указывает, что установление границы охранной зоны приведет к ограничению законных прав и интересов пользователей объектов недвижимости, которые окажутся в охранной зоне. В настоящий момент в предполагаемой 200-метровой охранной зоне метеорологической станции Чишмы располагаются здания, сооружения, земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам, а также земельные участки, на которых ведётся сельскохозяйственная деятельность. При этом во время выделения земельных участков под индивидуальную жилую застройку и возведения различных объектов капительного строительства какие-либо претензии и иные письма со стороны заявителя не поступали. По мнению подателя жалобы, установлением охранной зоны не будут достигнуты условия, направленные на обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении.
В апелляционной жалобе Шагиев Рустэм Рифович, Ахмадеев Радмир Раисович, Ахмадеев Руслан Раисович, Борисова Татьяна Степановна, Баширова Диляфруз Махмутовна, Лукманова Минегуль Абулгасовна, Лукманов Фарит Яруллович, Кандарова Роза Назимовна, Нигматуллина Гузаль Мунировна, Лещенко Ольга Геннадьевна, Козлова Тамара Александровна, Мусин Вадим Фанильевич, Рыжов Евгений Владимирович, Рыжов Александр Евгеньевич, Рыжова Анна Сергеевна, Киору Светлана Евгеньевна, Шагиева Фагима Рахматулловна, Иванова Лидия Григорьевна, Шагиева Альфира Миниахметовна, Шагиев Радмир Рустэмович (далее также - податели жалобы) просят решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податели ссылаются на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права. Так, податели жалобы настаивают на пропуске заявителем трехмесячного срока, предусмотренного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обжалование спорного отказа. Также полагают, что суд вышел за пределы заявленных по делу требований. Вынесенное решение суда, по мнению подателей жалобы, ограничивает их конституционные права как собственников домов, квартир, земельных участков, так как практически установлением охранной зоны запрещается использовать объекты недвижимости в пределах зоны по их прямому назначению. Кроме того, по мнению подателей жалобы, из смысла Положения N 972 следует, что обременения земельных участков (охранные зоны) должны устанавливаться применительно к вновь образующимся метеостанциям, а не к ранее действовавшим. Податели жалобы указывают, что заявитель не обосновал необходимость именно 200-метровой охранной зоны, а также не доказал каким образом нахождение объектов недвижимости может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Третьи лица также считают, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, иных собственников жилых домов и административных зданий и сооружений, входящих в 200-метровую охранную зону, а также граждан, зарегистрированных в жилых домах по адресу Республика Башкортостан, р.п. Чишмы, ул. Опытная: дом 2 кв. 2; дом 2А кв. 1, 2; дом 3 кв. 1, 2; дом 4 кв.1, 2; дом 5 кв. 1, 2; дом 6 кв. 1, 2, 3; дом 7 (местонахождение сотрудников метеостанции); дом 8 кв. 1, 2, 3, 4; дом 8Б; дом 9А; дом 16 кв. 1, 2, 3, 4, 5; дом 16А кв. 1, 2; дом 26 кв. 1 - 12; дом 27 кв. 1 - 12; дом 34А (здание детского сада); дом 41 кв. 1, 2, 3, 4; дом 42 кв. 1, 2; дом 43 кв. 1, 2; дом 44 кв. 1, 2; дом 44А; дом 45 кв. 1, 2; дом 45А; дом 46 кв. 1, 2, 3, 4; дом 47 кв. 1, 2; дом 48 кв. 1; дом 50 кв. 1, 2; дом 51 кв. 1, 2; дом 52 кв. 1, 2; дом 53 кв. 1, 2; дом 54 кв. 1, 2; дом 80 (31 дом, 84 квартиры). Податели жалобы также настаивают на том, что суд необоснованно не удовлетворил заявление о применении срока исковой давности, поскольку отдельные здания в пределах 200-метровой зоны возведены еще в 1910-1912 годах.
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 18.07.2017 судебное разбирательство было отложено до 03.08.2017.
От ФГБУ "Башкирское УГМС" поступил отзыв на апелляционную жалобу третьих лиц, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Также от Сабитова Альберта Мидхатовича и Лукмановой Фатимы Хабибулловны поступили отзывы на апелляционные жалобы, в которых указанные третьи лица поддержали доводы апелляционных жалоб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители иных третьих лиц не явились. С учетом мнения представителей заявителя и подателей жалоб и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных третьих лиц.
В судебном заседании представитель подателей жалоб поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по доводам, изложенным в отзыве.
Также в судебном заседании арбитражный суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела представленные Сабитовым Альбертом Мидхатовичем и Лукмановой Фатимой Хабибулловной дополнительные доказательства: план полей севооборота Чишминского опытного хозяйства БНИИСХ, копию карты (плана) охранной зоны объекта государственной наблюдательной сети "План границ объекта землеустройства", копию письма Управления по землеустройству при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан директору ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Башкортостан от 20.02.2009 N 02-11-1852, копию распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.11.2008 N 1360-р, копию заключения по отводу земельных площадей центрального отделения ОПХ "Чишминское" на постоянное пользование БНИИСХ, копию статьи от 17.01.2012.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:52:140601:0056, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский р-н, р.п. Чишмы, ул. Опытная, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.12.2007 серии 04АБ N 189370 (т. 1, л. д. 14).
Данный земельный участок был передан заявителю в постоянное (бессрочное) пользование на основании решения Исполнительного комитета Чишминского районного Совета народных депутатов БАССР от 13.11.1978 (т. 1, л. д. 16), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.12.2007 серии 04АБ N 189357 (т. 1, л. д. 15).
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26.11.2015 по делу N 2а-10964/15 удовлетворен административный иск прокурора Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры к учреждению, суд признал незаконным бездействие учреждения по неустановлению охранной зоны вокруг метеорологической станции, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский р-н, р.п. Чишмы, ул. Опытная, суд обязал учреждение для установления 200-метровой охранной зоны вокруг метеорологической станции, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский р-н, р.п. Чишмы, ул. Опытная, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить землеустроительное дело и предоставить его на согласование в Администрацию муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан (т. 1, л. д. 28-30).
Во исполнение указанного решения суда ФГБУ "Башкирское УГМС" заключило с государственным унитарным предприятием "Башземоценка" Республики Башкортостан договор от 10.12.2015 N 05/0052 на выполнение землеустроительных работ.
Государственное унитарное предприятие "Башземоценка" Республики Башкортостан направило в адрес Администрации проект постановления по установлению охранных зон объекта стационарного пункта наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением для их утверждения постановлением Администрации (т. 1, л. д. 37).
В ответ на указанное письмо Администрация письмом от 15.04.2016 N 449 сообщила, что проект постановления об установлении охранных зон объекта стационарного пункта наблюдении за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением находится на стадии согласования (т. 1, л. д. 34).
Заявитель направил в адрес Администрации претензию от 15.07.2016 N 1-18-2887 с требованием в течение семи календарных дней рассмотреть настоящее письмо, а также письмо государственного унитарного предприятия "Башземоценка" Республики Башкортостан от 15.03.2016 N 280/8 об установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы и издать соответствующее постановление (т. 1, л. д. 35, 36).
Письмом от 10.08.2016 N 1060 (т. 1, л. д. 33) Администрация сообщила ФГБУ "Башкирское УГМС", что в радиусе 200 метров от земельного участка с кадастровым номером 02:52:140601:56 расположены здания, сооружения, земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам, а также земельные участки, на которых ведется сельскохозяйственная деятельность. Установление границы охранной зоны предусматривает установление ограничений на хозяйственную деятельность, что, в свою очередь, приведет к ограничению законных прав и интересов пользователей вышеуказанных объектов недвижимости. На основании изложенного Администрация отказала в утверждении границы охранной зоны стационарного пункта наблюдений за состоянием окружающей среды в радиусе 200 метров от земельного участка с кадастровым номером 02:52:140601:56.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с названными выше требованиями.
В ходе рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции заинтересованным лицом было заявлено о пропуске заявителем срока исковой давности (т. 3, л. д. 41-45).
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, заслушав пояснения представителей заявителя и подателей жалоб, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 названного Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа изложенных норм следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность оспариваемого решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 названного Кодекса могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю, среди прочего: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно пункту 3 указанной статьи ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
В соответствие со статьей 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон о гидрометеорологической службе) гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.
Под стационарным пунктом наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения.
Наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства.
Согласно уставу ФГБУ "Башкирское УГМС", утвержденному приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 06.10.2015 N 609, заявитель является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, на территории Республики Башкортостан, а также для выполнения отдельных функций, установленных уставом (т. 1, л. д. 42-55).
На заявителя как организацию, подведомственную Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, возложена обязанность, кроме прочего, по обеспечению выполнения государственного задания на оказание услуг, выполнение работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторингу окружающей среды, ее загрязнения (пункт 5.2.1 устава) и по осуществлению подготовки и представления необходимых документов по отводу земельных участков и созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (пункт 5.2.19 устава).
Согласно пункту 2.7 устава заявитель имеет обособленные подразделения (наблюдательная сеть заявителя), расположенные вне места нахождения учреждения, которые составляют систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе посты, станции, лаборатории и др., предназначенные для наблюдений за гидрометеорологическими процессами, состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе за возникновением опасных природных (гидрометеорологических) явлений, согласно приложению к уставу.
Метеорологическая станция Чишмы как обособленное подразделение заявителя указано в пункте 41 приложения к уставу.
Таким образом, в соответствии с Законом о гидрометеорологической службе метеорологическая станция Чишмы является стационарным пунктом наблюдения государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (т. 1, л. д. 25, 26).
Согласно приказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 23.03.2016 N 128 "Об утверждении перечня климатических станций Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, не подлежащих закрытию и сокращению объемов и программ метеорологических наблюдений" метеорологическая станция Чишмы вошла в Перечень климатических станций Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, не подлежащих закрытию и сокращению объемов и программ метеорологических наблюдений (т. 1, л. д. 27).
Частью 3 статьи 13 Закона о гидрометеорологической службе установлено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.
Пунктом 2 постановления Совмина СССР от 06.01.1983 N 19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды" предусмотрено установить вокруг гидрометеорологических станций любых видов, производящих метеорологические, морские гидрометеорологические, аэрологические и другие наблюдения, охранные зоны в виде участка земли (водного пространства), ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны.
Согласно пункту 3 названного постановления земельные участки (водные объекты), входящие в охранные зоны гидрометеорологических станций, не изымаются у землепользователей (водопользователей) и используются ими с соблюдением указанных в данном пункте требований.
В силу пункта 4 названного постановления гидрометеорологические станции переносу не подлежат.
Земельные участки, занятые гидрометеорологическими станциями, не входящими в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, а также земельные участки, находящиеся в пределах охранной зоны таких станций, могут быть изъяты для государственных или общественных нужд в установленном порядке только в исключительных случаях. При этом перенос указанных станций на новое место (строительство их зданий, сооружений и других объектов) производится силами и за счет средств предприятий, организаций и учреждений, для которых изымаются земельные участки.
Пунктом 3 Положения N 972 установлено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.
Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий (пункт 4 названного Положения).
В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (пункт 6 названного Положения).
Утверждение подателей жалобы - третьих лиц о том, что из смысла Положения N 972 следует, что обременения земельных участков (охранные зоны) должны устанавливаться только применительно к вновь образующимся метеостанциям, а не к ранее действовавшим, не соответствует приведенным нормам права.
Как указано ранее, решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26.11.2015 по делу N 2а-10964/15 удовлетворен административный иск прокурора Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры к учреждению, суд признал незаконным бездействие учреждения по неустановлению охранной зоны вокруг метеорологической станции, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский р-н, р.п. Чишмы, ул. Опытная, суд обязал учреждение для установления 200-метровой охранной зоны вокруг метеорологической станции, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский р-н, р.п. Чишмы, ул. Опытная, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить землеустроительное дело и предоставить его на согласование в Администрацию муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан (т. 1, л. д. 28-30).
Заявитель направил в адрес Администрации письмо от 15.07.2016 N 1-18-2887 с требованием в течение семи календарных дней рассмотреть настоящее письмо, а также ранее направленное письмо государственного унитарного предприятия "Башземоценка" Республики Башкортостан от 15.03.2016 N 280/8 об установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы и издать соответствующее постановление (т. 1, л. д. 35, 36).
Письмом от 10.08.2016 N 1060 (т. 1, л. д. 33) Администрация отказал заявителю в удовлетворении указанного заявления, сославшись на то, что в радиусе 200 метров от земельного участка с кадастровым номером 02:52:140601:56 расположены здания, сооружения, земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам, а также земельные участки, на которых ведется сельскохозяйственная деятельность. Установление границы охранной зоны предусматривает установление ограничений на хозяйственную деятельность, что, в свою очередь, приведет к ограничению законных прав и интересов пользователей вышеуказанных объектов недвижимости.
Между тем, из приведенных ранее норм права следует обязательность создания охранных зон в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений.
Кроме того, из указанных норм права следует, что размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий. Границы охранных зон отстоят от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.
На указанное ссылаются сами податели жалоб в своих апелляционных жалобах.
Из содержания же оспариваемого отказа Администрации, в частности, следует, что заинтересованное лицо не рассмотрело заявление учреждения по существу (а именно, не рассмотрело вопрос об установлении охранной зоны с учетом особенностей соответствующей местности), отказав в согласовании охранной зоны, что не соответствует приведенным выше требованиям законодательства.
В связи с изложенным, в частности, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верным избрание в настоящем случае арбитражным судом первой инстанции в обжалуемом решении такого способа восстановления нарушенного права заявителя как обязание Администрации повторно рассмотреть заявление учреждения от 15.07.2016 исх. N 1-18-2887 об установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Конкретные границы охранной зоны арбитражный суд первой инстанции обжалуемым решением не установил, так как, как отмечено выше, Администрация не рассмотрела заявление учреждения по существу.
Соответственно, арбитражный суд апелляционной инстанции не принимает в качестве обоснованной ссылку подателей жалоб на то, что заявитель не обосновал необходимость установления именно 200-метровой охранной зоны для метеорологической станции Чишмы.
По указанной же причине являются необоснованными ссылки третьих лиц в своей апелляционной жалобе на то, что вынесенное решение суда ограничивает их права как собственников домов, квартир, земельных участков, а также на то, что суд необоснованно не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц иных собственников жилых домов и административных зданий и сооружений, входящих в 200-метровую охранную зону, а также граждан, зарегистрированных в жилых домах.
Третьи лица в своей апелляционной жалобе также настаивают на пропуске заявителем трехмесячного срока, предусмотренного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обжалование спорного отказа.
Между тем, учреждение обратилось в суд с оспариванием отказа Администрации, оформленного письмом от 10.08.2016 N 1060, в пределах указанного процессуального срока (03.11.2016, т. 1, л. д. 5).
Доказательства того, что Администрация отказала учреждению по заявлению последнего в установлении охранной зоны ранее, в материалах дела не содержатся.
При этом третьи лица в апелляционной жалобе утверждают, что арбитражный суд первой инстанции вышел за пределы заявленных по делу требований, указав в резолютивной части решения на незаконность отказа, выраженного именно в письме от 10.08.2016 N 1060, в то время как заявитель в просительной части заявления по делу не указал данное письмо.
Между тем, то обстоятельство, что заявителем оспаривался именно названный отказ Администрации, следует из содержания заявления учреждения по делу.
Ссылка физических лиц в апелляционной жалобе на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно не удовлетворил заявление о применении срока исковой давности, поскольку отдельные здания в пределах 200-метровой зоны возведены еще в 1910-1912 годах, также не может быть принята в качестве обоснованной, так как в рамках настоящего спора какие-либо исковые требования учреждение не заявляло.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты в качестве верных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2017 по делу N А07-24901/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации городского поселения Чишминский поссовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Шагиева Рустэма Рифовича, Ахмадеева Радмира Раисовича, Ахмадеева Руслана Раисовича, Борисовой Татьяны Степановны, Башировой Диляфруз Махмутовны, Лукмановой Минегуль Абулгасовны, Лукманова Фарита Ярулловича, Кандаровой Розы Назимовны, Нигматуллиной Гузаль Мунировны, Лещенко Ольги Геннадьевны, Козловой Тамары Александровны, Мусина Вадима Фанильевича, Рыжова Евгения Владимировича, Рыжова Александра Евгеньевича, Рыжовой Анны Сергеевны, Киору Светланы Евгеньевны, Шагиевой Фагимы Рахматулловны, Ивановой Лидии Григорьевны, Шагиевой Альфиры Миниахметовны, Шагиева Радмира Рустэмовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24901/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2017 г. N Ф09-7336/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГБУ "БАШКИРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Ответчик: Администрация ГП Чишминский поссовет
Третье лицо: 11. баширова Диляфруз Махмутовна, 12. бикбулатова Рима Зуфаровна, 14. борисова Татьяна Степановна, 23. даутова Ксения Михайловна, 26. ибраев Айрат Анусович, 27. иванова Лидия Григорьевна, 29. кандарова Роза Назимовна, 30. карачурин Айдар Ахнафович, 31. козлов Виктор Александрович, 32. козлова Тамара Александровна, 36. лукманов Фарит Яруллович, 37. лукманова Минегуль Абулгасовна, 38. лукманова Фатима Хабибулловна, 4. абуталипова Альбина Тагировна, 42. нигматуллина Гузаль Мунировна, 54. туктаров Филюз Фанусович, 64. шагиева Альфира Миниахметовна, 65. шагиева Фагима Рахматулловна, 66. шакирзянов Айдар Анварович, 67. шакирзянов Анвар Хафизович, 68. шакирьзянов Ильдар Анварович, 71. ямалетдинов Мансур Мавлютович, Абуталимов Тагир, Абуталимов Тагир Курбанович, Абуталипова Альбина Тагировна, Аделгареев МЮ, Аделгареев Эрнест Марсович, Аделгареева З.П., александров Игорь Вячеславович, асадуллин Абузар Анварович, асадуллина Сагида Сагитовна, ахмадеев Радмир Раисович, Ахмадеев Руслан Раисович, Ашиева Галина Изиляевна, Байкова Т.И., баширова Диляфруз Махмутовна, Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура, Бикбулатова Рима Зуфаровна, борисова Марина Ивановна, Борисова Татьяна Степановна, Валиев Роберт Фаузиевич, валиева Алина Рафаэлевна, возжаева Алевтина Ивановна, габбасова Назифа Фатхулловна, Гафарова Нурия Архамовна, гильмутдинова Альбира Ильдусовна, Гумеров Мунир Назятович, ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан, давлетов Фаниль Нурфаязович, Давлетова Фания Файзелгаяновна, Даутова Ксения Михайловна, даутова Роза Шамсетдинова, Ибраев Айрат Анусович, Иванова Лидия Григорьевна, Иванова Наталья Викторовна, Кандарова Роза Назимовна, Карачурин Айдар Ахнафович, Козлов Виктор Александрович, Козлова Тамара Александровна, Колесникова Наталья Владимировна, Курбангулова Назиба Фанисовна, Лещенко Ольга, Лещенко Ольга Геннадьевна, Лукманов Фарит Яруллович, Лукманова Минегуль Абулгасовна, Лукманова Фатима Хабибулловна, МЗИО РБ, Митусов Олег Николаевич, Мусин Вадим Фанильевич, нигматуллина Гузаль Мунировна, Нуриахметов Дим Фазлиахметович, рыжов Александр Евгеньевич, рыжов Евгений Владимирович, Рыжова Анна Сергеевна, рыжова Светлана Евгеньевна, Сабитов Альберт, Сабитов Альберт Мидхатович, Сайфуллина Миляуша Ханифовна, Семенова Светлана Петровна, Тарзимин Алик Ханифович, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, Туктаров Тимур Филюзович, Туктаров Филюз Фанусович, тухватуллина Фания Гатиятулловна, Уразбахтина Светлана Салаватовна, Файрузова Надежда Васильевна, ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БАШКИРСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", хазиев Амир Филюсович, Хазиева Адэля Филюсовна, хафизов Зенфир Тимерьянович, цой Бун Не, Шагиев Радмир, Шагиев Радмир Рустэмович, Шагиев Рустэм, Шагиев Рустэм Рифович, Шагиева Альфира Миниахметовна, Шагиева Фагима Рахматулловна, Шакирзянов Айдар Анварович, Шакирзянов Анвар Хафизович, Шакирьзянов Ильдар Анварович, Яковлева Нина Ивановна, ямалетдинов Ильяс Мансурович, Ямалетдинов Мансур Мавлютович, Шарифуллина Лира Фаткисовна