г. Санкт-Петербург |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А56-17182/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Кондратьева Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13889/2017) ООО "ЗЭТ-Телеком" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2017 по делу N А56-17182/2017 (судья Тетерин А.М.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
к ООО "ЗЭТ-Телеком"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 27, далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЗЭТ-ТЕЛЕКОМ" (ОГРН 1107847197754, место нахождения: 198217, Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, д. 112, лит. А, пом. 4Н; далее - ООО "ЗЭТ-ТЕЛЕКОМ", Общество, ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 02.05.2017 заявленное требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "ЗЭТ-ТЕЛЕКОМ" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы Общество указывает на отсутствие своей вины во вменяемом административном правонарушении, так как дата и время внесения ресурса в сети интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которых запрещено, осуществлялось до выдачи лицензии Обществу, ввиду изложенного ограничение доступа к данным сайтам обязаны были осуществить другие операторы связи. Кроме того, в деле отсутствует план мониторинга и паспорт АС "Ревизор".
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей административного органа.
Управление направило правовую позицию, в которой, указывая на необоснованность доводов заявителя, просит решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате проведенного мониторинга запрещенных ресурсов доменных имен, согласно данным акта мониторинга N 78/216 от 13.02.2017, административным органом установлено, что оператор связи ООО "ЗЭТ-ТЕЛЕКОМ" не осуществляет ограничение доступа по адресам ресурсов в сети Интернет (https://donmai.us/posts/192630, https: //va-bank.org, https://profit-casino.com, https://nr2.com.ua, https://hromadskeradio.org/ru/programs/kyiv-donbas/rossiya-obyavilavoynu- vsyakomu-inakomysliyu-hizb-ut-tahrir), содержащих информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, что является нарушением п. 5 лицензионных условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией на оказание телематических услуг связи, требования пунктов 1, 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), пп. "а" п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575.
Установив в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, должностным лицом Управления 28.02.2017 составлен протокол об административном правонарушении N АП-78/6/418.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, правомерно исходя из следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Оператор связи ООО "ЗЭТ-ТЕЛЕКОМ" осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи в соответствии с лицензией N 129444 от 22.04.2015 (срок действия лицензии до 22.04.2020).
В целях оказания телематических услуг связи ООО "ЗЭТ-ТЕЛЕКОМ" в соответствии с условиями лицензии и пункта 4 раздела 16 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю:
а) доступа к сети связи лицензиата;
б) доступа к информационным системам информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) приема и передачи телематических электронных сообщений;
г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при введении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Оказание телематических услуг связи регулируется Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила).
В соответствии с пп. "а" п. 26 Правил оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, Правилами, лицензией и договором.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, установленных статьями 15.1-15.4 указанного Федерального закона требований.
На основании части 1 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создан и ведется "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр). Единый реестр ведется в соответствии с "Правилами создания, формирования и ведения Единого реестра", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (далее - Правила ведения Единого реестра).
Согласно п. 13 Правил ведения Единого реестра перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут московского времени.
Согласно части 10 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.
На основании пункта 3 "Порядка получения доступа к содержащейся в Едином реестре информации", утвержденного приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 N 169, получение доступа к информации из Единого реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на веб-сайте в сети Интернет: http://eais.rkn.gov.ru (http://vigruzki.rkn.gov.ru).Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.
Мониторинг проводился работниками филиала ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО с использованием автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований, установленных статьями 15.1-15.6 Закона N 149-ФЗ (АС "Ревизор"), посредством запуска плановых задач на аппаратно-программных модулях (агентах), установленных в сетях операторов связи.
В рамках проведения мониторинга нарушения фиксируются в результате получения прямого доступа при обращении к указанным интернет-ресурсам. В материалах мониторинга отмечено время фиксации выявленных нарушений.
На аппаратный агент АС "Ревизор" выдан сертификат соответствия.
Вопреки суждениям ответчика, приступить к ограничению доступа к информации, размещенной на данном сайте в сети "Интернет", ООО "ЗЭТ-ТЕЛЕКОМ" обязано в течение суток с даты внесения сайта в "Единый реестр", согласно части 10 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ. Далее ООО "ЗЭТ-ТЕЛЕКОМ" обязано постоянно ограничивать доступ к информации, размещенной на данном сайте, до даты исключения данного сайта из "Единого реестра".
Достоверность представленных в дело скриншотов страниц ресурсов ответчик не оспаривает, наличие доступа к ресурсам подтверждается на момент мониторинга. Приведенные в жалобе доводы не свидетельствует об отсутствии ответственности за ведение предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий лицензии.
Доказательства, представленные Роскомнадзором, подтверждают факт правонарушения применительно к требованиям КоАП РФ и АПК РФ.
Ссылка ответчика на внесение ресурсов в запрещенный список до выдачи лицензии Обществу отклоняется, поскольку не освобождает от обязанности соблюдения законодательства на момент осуществления своей деятельности.
Общество, получив лицензию на оказание телематических услуг связи, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Несоблюдение Обществом лицензионных требований и условий свидетельствует о наличии вины в его действиях, поскольку доказательств принятия Обществом исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, которые позволили бы судить об отсутствии вины (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), в материалах дела не содержится.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства правонарушения, отсутствие исключительности, суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Назначенное судом наказание в виде предупреждения соответствует тяжести и характеру правонарушения, степени вины правонарушителя, принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
Ссылка подателя жалобы на результат рассмотрения дела N А56-14139/2017 отклоняется, поскольку в другом деле рассматривался иной акт и протокол мониторинга, кроме того, в привлечении к административной ответственности суд отказал по малозначительности, а не в связи с отсутствием события либо состава правонарушения.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является правильным и отмене либо изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2017 по делу N А56-17182/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17182/2017
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "ЗЭТ-ТЕЛЕКОМ"