г. Пермь |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А71-1547/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.,
при участии:
от заявителя - Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго" (ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043): Мерзлякова Н.Н.. паспорт, доверенность от 14.12.2015;
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН 1831038485, ОГРН 1031800554610): не явились;
от третьего лица - Рудина А.В.: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 июня 2017 года
по делу N А71-1547/2017,
принятое судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
третье лицо: Рудин А.В.,
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго" (далее ПАО "МРСК Центра и Приволжья", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее управление, ответчик) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении 23.01.2017 N ЕС06-07/2016-192А, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Определением арбитражного суда от 16.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Рудин А.В.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.06.2017 (резолютивная часть решения объявлена 07.06.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель приведены доводы о том, что суд неправильно применил п. 1 ст. 21 Федерального закона "Об энергосбережении", п. 8, 8 (1) Правил N 861, что влечет отмену судебного акта; привлечение к административной ответственности считает незаконным, так как на наименьшем расстоянии от границ участка Рудина А.В. находятся объекты электросетевого хозяйства, указанного в заявке класса напряжения ООО "ЭСУ"; считает, что суд не оценил обстоятельства совершения правонарушения с точки зрения их соответствия критерию малозначительности и возможности снижения административного штрафа. В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ рассмотрено ходатайство общества о приобщении к материалам дела копии соглашения о расторжении договора с Рудиным А.В. от 21.07.2017, поступившее до начала судебного заседания, удовлетворено, документ приобщен к материалам дела на основании пункта 2 ст. 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Рудин А.В. 11.06.2016 обратился в ПАО "МРСК Центра и Приволжья" с заявкой на технологическое присоединение электропринимающих устройств объекта-жилого дома, расположенного по адресу: Завьяловский район, с.Ягул, ул.Касимова, д. 16, посредством официального сайта сетевой организации www.mrsk-cp.ru. Заявка получена представителем ПАО "МРСК Центра и Приволжья" 14.06.2016.
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" письмом от 21.06.2016 отказало Рудину А.В. в заключении договора в связи с тем, что минимальное расстояние от границы участка заявителя до электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Центра и Приволжья" напряжением 0,4 кВ составляет 1600 метров, а расстояние до сетей ООО "Электрические сети Удмуртии" составляет 950 метров.
25.07.2016 Рудин А.В. обратился в управление с заявлением о рассмотрении отказа о технологическом присоединении жилого дома.
При рассмотрении заявления управлением направлены запросы о предоставлении информации в Администрацию муниципального образования "Завьяловский район", Рудину А.В. и ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
Согласно ответу ПАО "МРСК Центра и Приволжья" ближайшим объектом электросетевого хозяйства, принадлежащим филиалу "Удмуртэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья", является ВЛ-0,4 от ТП N 273 фидер N 2 ПС "Русский Вожой", расстояние по прямой от границы участка заявителя до указанной ВЛ составляет 1600 метров. На наименьшем расстоянии от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ иных сетевых организаций - ООО "Электрические сети Удмуртии" расстояние 950 метров и ООО "Завьялово Энерго" расстояние 960 метров. Заявителем указано, что для технологического присоединения электропринимающих устройств по адресу: с.Ягул, ул.Касимова, д.16 Рудину А.В. необходимо обращаться в сетевую организацию, объекты которой находятся на наименьшем расстоянии от границ участка до электрических сетей с классом напряжения 0,4 кВ.
Согласно ответу Администрации муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики от 17.08.2016 расстояние энергопринимающего устройства объекта, расположенного по адресу: с.Завьялово, ул. Касимова, д.16 до сетей ПАО "МРСК Центра и Приволжья": ВЛ-10 кВ Ф 20.07 ПС Игерман наикратчайшее расстояние 400 метров; ВЛ-10 кВ Ф ПС Ижевск наикратчайшее расстояние 80 метров.
14.10.2016 управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N ЕС06-07/2016-192А, проведении административного расследования, назначении времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Определение получено ПАО "МРСК Центра и Приволжья" 24.10.2016.
09.11.2016 управлением в отсутствие представителя ПАО "МРСК Центра и Приволжья", потерпевшего, уведомленных надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении N ЕС06-07/2016-192А по факту совершения ПАО "МРСК Центра и Приволжья" административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.
10.11.2016 управлением вынесено определение о продлении срока рассмотрения административного дела до 24.12.2016.
Определением управления рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14.12.2016. Определение получено обществом 18.11.2016.
14.12.2016 управлением вынесено определение о продлении срока рассмотрения административного дела до 24.01.2017, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 23.01.2017. Определение получено обществом 21.12.2016.
23.01.2017 управлением в присутствии представителя общества Софронова В.В., действующего на основании по доверенности от 14.12.2015, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N ЕС06-07/2016-192А о наложении на ПАО "МРСК Центра и Приволжья" штрафа в размере 100 000 руб. по ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания правонарушения малозначительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закона о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ст. 4), которые обязаны предоставлять доступ на товарные рынки на недискриминационных условиях (п. 3 ст. 8) и обеспечивать свободный доступ к информации о своей регулируемой деятельности, в том числе о порядке выполнения мероприятий, связанных с технологическим присоединением к их инфраструктуре (п. 5 ст. 8).
На основании п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии осуществляется на основании публичного договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства. Стороной договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства выступают сетевые организации.
Под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (п. 2 Правил N 861).
В силу п. 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
В случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 5 дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Рудин А.В. 11.06.2016 обратился в ПАО "МРСК Центра и Приволжья" с заявкой на технологическое присоединение электропринимающих устройств объекта-жилого дома, расположенного по адресу: Завьяловский район, с.Ягул, ул.Касимова, д. 16, посредством официального сайта сетевой организации www.mrsk-cp.ru. Заявка получена представителем ПАО "МРСК Центра и Приволжья" 14.06.2016.
Письмом от 21.06.2016 ПАО "МРСК Центра и Приволжья" Рудину А.В. отказало в заключении договора в связи с тем, что минимальное расстояние от границы участка заявителя до электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Центра и Приволжья" напряжением 0,4 кВ составляет 1600 метров, а расстояние до сетей ООО "Электрические сети Удмуртии" составляет 950 метров.
Таким образом, проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в срок, установленный п. 15 Правил N 861, Рудину А.В. не направлен.
Факт нарушения заявителем Правил N 861, выразившийся в не направлении Рудину А.В. в установленном п. 15 Правил N 861 порядке и срок проекта договора в двух экземплярах и технических условий как неотъемлемого приложения к договору, установлен, подтвержден представленными в дело доказательствами и заявителем по существу не оспаривается, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Все обстоятельства и доводы, связанные с не направлением проекта договора и отказа в его заключении по причине нахождения на наименьшем расстоянии от границ участка Рудина А.В. объектов электросетевого хозяйства, указанного в заявке класса напряжения, были предметом исследования антимонопольного органа и суда первой инстанции, им в постановлении в судебном акте дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина общества установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств того, что юридическим лицом своевременно предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии в его действиях нарушения Правил N 861, со ссылкой на п. 8, 8 (1) Правил N861, письмо Министерства энергетики Российской Федерации от 20.03.2017 N 09-1026, апелляционным судом отклонены, как основанные на неверном толковании положений Правил N 861, в частности п. 3 Правил.
Невозможность исполнения обязательств по договору, вызванная обстоятельствами, за которые ни она их сторон договора не отвечает, а также расторжение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (соглашение о расторжении договора от 21.07.2017) не устраняет факта нарушения обществом нормативно установленного порядка заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, равно как и не устраняет ответственность за нарушение такого порядка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для признания правонарушения малозначительным и для применения ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено.
Довод заявителя об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам в области технологического присоединения в связи с не заключением договора с Рудиным А.В. и расторжением его в последующем соглашением от 21.07.2017, апелляционным судом отклонен, так как по смыслу вышеприведенных нормативных положений установленный Правилами N 861 срок для направления проекта договора на осуществление технологического присоединения к электрическими сетям является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
В данном случае нарушение заявителем установленного порядка направления проекта договора не соответствовало интересам Рудина А.В., являющегося юридически слабой стороной в рассматриваемых правоотношениях, следовательно, нарушало его права и законные интересы.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно указав на отсутствие признаков малозначительности противоправного деяния.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 июня 2017 года по делу N А71-1547/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю.Муравьева |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1547/2017
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: Рудин А. В.