г. Владимир |
|
01 августа 2017 г. |
Дело N А43-25303/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2017.
Полный текст постановления изготовлен 01.08.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.01.2017 по делу N А43-25303/2016,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области от 29.06.2016 N 186/1/106.
В судебном заседании принял участие представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области - Зайцев А.Д. по доверенности от 16.01.2017 N 3-гпн/123 сроком действия до 31.12.2017.
Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Управление, административный орган) в период с 01.06.2016 по 29.06.2016 в отношении Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство) проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки выявлен факт нарушения Министерством пунктов 3, 36, 61, 348, 349 требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), статьи 1, части 4 статьи 4, статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пунктов 4.3.3, 4.4.3, 4.4.4, 4.4.6, 8.1.8, 8.1.12 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009), пункта 4.4.4 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013), пункта 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 "Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт" (далее - ГОСТ Р 54101-2010) в помещениях, расположенных в здании по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Малая Ямская, д. 78.
По результатам проверки 29.06.2016 составлен акт N 186 и Министерству выдано предписание N 186/1/106, согласно которому Министерству необходимо в срок до 05.06.2017 устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
Не согласившись с выданным предписанием, Министерство обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным в части пунктов 1-4, 9, 11, 15, 17-20.
Решением от 23.01.2017 суд частично удовлетворил заявленные требования, признал недействительными пункты 9, 11, 18, 19 предписания административного органа от 29.06.2016 N 186/1/106. В удовлетворении остальной части заявленных требований Министерству было отказано.
Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отношении пункта 1 оспоренного предписания Министерство пояснило, что невозможно установить, какие двери не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Кроме того, вопреки результатам проверки, пожарные шкафы не соприкасаются с дверями.
Относительно пунктов 2 и 3 предписания заявитель жалобы отметил, что лестница и комната N 103 на 5 этаже находятся в ведении Министерства, переданы в оперативное управление в 2013 году.
В отношении пункта 4 предписания Министерство указало, что пункт 4.3.3 СП 1.13130.2009 содержит исключение - шкафы для коммуникаций и пожарных кранов. Согласно материалам проверки в коридорах размещены исключительно такие шкафы.
В материалы дела от заявителя жалобы поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копии письма от 05.04.2012 N 19-2-3-1236.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства ввиду отсутствия процессуальных оснований.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела декларации пожарной безопасности от 02.03.2010 N 22401374-203-31.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд удовлетворил заявленное ходатайство и приобщил к материалам дела указанный документ.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Министерства.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании пункта 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
По смыслу данной нормы при наличии специальных правил, содержащихся в федеральном законодательстве о пожарной безопасности, регулирующих перечисленные вопросы, соответствующие общие положения Закона N 294-ФЗ при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора не подлежат применению.
В силу статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Согласно статье 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции, в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
Осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности вправе следующие государственные инспекторы по пожарному надзору:
а) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;
б) заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;
в) государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору ;
г) главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители;
д) государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
е) главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители;
ж) государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору;
з) главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители;
и) государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
Согласно указанному постановлению должностные лица МЧС России вправе, в частности, проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
С учетом изложенного предписание от 29.06.2016 N 186/1/106 выдано административным органом в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены в Правилах N 390.
Наряду с упомянутыми Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно статье 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
В части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу статьи 1 Закона N 69-ФЗ в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, применяется Закон N 123-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 123 -ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу пункта 4.3.3 СП 1.13130.2009 в коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.
В соответствии с пунктом 4.4.3 СП 1.13130.2009 ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша, а перед входами в лифты с распашными дверями - не менее суммы ширины марша и половины ширины двери лифта, но не менее 1,6 м.
Пунктом 4.4.6 СП 1.13130.2009 предусмотрено, что лестничные клетки должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями, за исключением случаев, специально оговоренных в нормативных документах по пожарной безопасности. При устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из них, кроме выхода в вестибюль, должна иметь выход непосредственно наружу. Лестничные клетки типа Н1 должны иметь выход только непосредственно наружу.
Согласно пункту 8.1.8 СП 1.13130.2009 если лестница из подвала или цокольного этажа выходит в вестибюль первого этажа, то все лестницы надземной части здания, кроме выхода в этот вестибюль, должны иметь выход непосредственно наружу.
В силу пункта 8.1.12 СП 1.13130.2009 ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 человек.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, Министерству на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения общей площадью 2150,9 кв.м на 5 и 6 этажах, расположенные в здании по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Малая Ямская, д. 78, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.03.2012 серии 52 АД N 324717.
Следовательно, обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности в указанных помещениях возложена именно на заявителя жалобы.
В отношении пункта 1 предписания от 29.06.2016 N 186/1/106 Министерство утверждает, что двери левого и правового крыла здания и центрального вестибюля (5-6 этажей) не уменьшают расчетную ширину лестничных площадок.
Между тем из представленных в дело фотографий усматривается, что полному открыванию дверей (примыканию к стене) мешает размещенный по траектории раскрытия дверного полотна не встроенный шкаф для коммуникации и пожарных кранов (л.д.61 - верхний правый снимок), уменьшающий расчетную ширину лестничной клетки (л.д.57- верхний и нижний правые снимки).
Относительно пунктов 2 и 3 предписания от 29.06.2016 N 186/1/106 Министерство указало на то, что лестница и комната N103 не находятся в его владении.
Между тем в пунктах 2 и 3 предписания от 29.06.2016 N 186/1/106 Министерству предписано устранить нарушения, выразившиеся в том, что лестничные клетки в торцах здании не имеют выхода наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями (лестница из подвала выходит в вестибюль 1 -го этажа); ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки менее 1,2 м (у комнаты 103 на 5 этаже установлена решетка).
В рассматриваемом случае Министерство является лицом, у которого нежилые помещения на 5 и 6 этажах спорного здания находятся в оперативном управлении, в связи с чем в силу требований абзаца 5 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Министерство несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Положения пунктов 4.4.6 и 8.1.12 СП 1.13130.2009 направлены на обеспечение возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей.
Эксплуатируя помещения на 5 и 6 этажах здания, Министерство обязано обеспечить безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы (отвечающие вышеуказанным требованиям) из находящихся в его оперативном управлении помещений.
Как следует из акта проверки от 29.06.2016 N 186, Министерством допускается размещение в коридорах оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м (пункт 4 предписания от 29.06.2016 N 186/1/106).
Согласно представленных в материалы дела фотографий непосредственно на путях эвакуации в коридорах 5 и 6 этажей размещены не встроенные шкафы для коммуникации и пожарных кранов, выступающие из плоскости стен на высоте менее 2 м (л.д.60).
Буквальное прочтение пункта 4.3.3 СП 1.13130.2009 означает, что существует лишь одно исключение для размещения оборудования в коридорах на путях эвакуации. Таким исключением являются встроенные шкафы для коммуникаций и пожарных кранов.
Иное трактование приведенной нормы права не отвечает требованиям пожарной безопасности в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, поскольку размещение в коридорах на путях эвакуации оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м, создает препятствия для эвакуации людей.
С учетом изложенного пункты 1- 4 предписания от 29.06.2016 N 186/1/106 являются законными и исполнимыми.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что предписание от 29.06.2016 N 186/1/106 в части пунктов 1 - 4 соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы Министерства.
Доводов относительно остальной части судебного акта не заявлено.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.01.2017 по делу N А43-25303/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25303/2016
Истец: Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области
Ответчик: Главное управление МЧС России по Нижегородской области
Третье лицо: Управление по обеспечению деятельности ГО и ПБ НО, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Нижний Новгород
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2136/17