г. Томск |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А27-3593/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Сбитнева А. Ю., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Горбачевой А. Г.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 мая 2017 года по делу N А27-3593/2017 (судья Конарева И. А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания", г. Кемерово (ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска, г. Прокопьевска, Кемеровская область (ОГРН 1034223000327, ИНН 4223020921)
о признании незаконным отказа в разрешении размещения объекта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - заявитель, Общество, ООО "КЭнК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска (далее - Комитет) в разрешении размещения объекта "Воздушно-кабельная ЛЭП-0,4кВ от ТП-338" на земельном участке с кадастровым номером 42:32:0102012:2610, изложенный в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска от 23.11.2016 N 4349, об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска принять решение о разрешении размещения объекта "Воздушно-кабельная ЛЭП-0,4кВ от ТП-338" на земельном участке с кадастровым номером 42:32:0102.612:2610.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12.05.2017 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что спорное сооружение принадлежит на истцу на праве собственности, а земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, предоставляются собственникам этих зданий и сооружений в собственность за выкуп, либо в долгосрочную аренду на основании статей 39.3, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
ООО "КЭнК" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает решение не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, 08.11.2016 Общество обратилось к Комитету с заявлением о разрешении размещения объекта "Воздушно-кабельная ЛЭП-0,4кВ от ТП-338" на земельном участке с кадастровым номером 42:32:0102012:2610.
Письмом от 23.11.2016 N 4349 Обществу в выдаче разрешения было отказано в связи с тем, что ЛЭП находится в собственности заявителя, соответственно земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости могут быть предоставлены в аренду или собственность.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) урегулирован порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 3 данной статьи определено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, вступившим в силу 01.03.2015, утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с пунктом 5 Перечня N 1300 к указанным видам объектов отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В силу пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Пунктом 1 статьи 4 - 5 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 98-ОЗ "О градостроительной деятельности" предусмотрено, что получение разрешения на строительство, кроме случаев, установленных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется также в случаях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к электроустановкам напряжением до 20 киловольт включительно (по каждому отдельному объекту капитального строительства):
линий электропередачи (воздушных, кабельных, кабельно-воздушных, одно-, двух- и многоцепных линий электропередачи, комбинированных линий электропередачи, компактных линий электропередачи, отпаек и ответвлений от линий электропередачи);
электрических подстанций (в том числе открытых, закрытых, встроенных, опорных, трансформаторных, преобразовательных, инверторных, мачтовых трансформаторных, комплектных трансформаторных, столбовых трансформаторных);
электрических распределительных устройств (в том числе электрических распределительных пунктов, комплектных распределительных устройств, открытых и закрытых распределительных устройств);
трансформаторных пунктов, пунктов секционирования, реклоузеров, переключательных пунктов, щитов управления.
Строительство (реконструкция) объектов, указанных в настоящем подпункте, допускается без получения разрешения на строительство при условии, если в отношении таких объектов осуществляется государственный энергетический надзор, а также в случае, если такие объекты считаются введенными в эксплуатацию с даты направления в орган федерального государственного энергетического надзора уведомления о готовности на ввод в эксплуатацию объекта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
Как обоснованно указал суд первой инстанции, объект, с заявлением на разрешение размещения которого обратилось общество, относится к объектам, размещение которых в соответствии со статьями 39.33 и 39.36 ЗК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление от 01.07.2015 N 213 об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Положение N 213).
Положение N 213 разработано в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и применяется при размещении объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Как следует из отказа 23.11.2016 N 4349 в выдаче разрешения на размещение объекта "Сооружение линейное электротехническое: "Воздушно-кабельная ЛЭП-0,4кВ от ТП-338" на земельном участке с кадастровым номером 42:32:0102012:2610, основанием для отказа явилось то, что заявитель является собственником объекта недвижимости, поэтому ему необходимо обратиться с заявлением о приобретении прав на земельный участок в аренду или в собственность.
Статьи 39.3 и 39.6 ЗК РФ предусматривают случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставления таких земельных участков в аренду на торгах или без проведения торгов, а подпункт 2 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ - срок, на который заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для размещения линейных объектов.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, названные нормы не регулируют правоотношения, связанные с использованием земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, правовое регулирование которых осуществляется специальными нормами - нормами главы V.6 Земельного кодекса РФ.
Нормами указанной главы не установлен запрет на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в целях эксплуатации соответствующих объектов, права на которые зарегистрированы, и речь не идет исключительно об объектах, которые только будут построены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что соответствующее разрешение может быть выдано для эксплуатации уже существующих объектов, предусмотренных Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
С учетом изложенного оспариваемый отказ в размещении объекта не основан на законе, поскольку такое основание, как наличие зарегистрированных прав на объект, действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрено.
Каких-либо иных оснований решение Комитета от 23.11.2016 N 4349 об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка не содержит.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Доводы Комитета о невозможности размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута, как и земельные участки для размещения линий электропередачи могут быть предоставлены только в аренду, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается как основанные на неправильном толковании норм права.
Фактически доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, выражают несогласие с выводами суда, что не является основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений примененных судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права и не являются основанием к отмене законного и обоснованного судебного акта.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, в связи, с чем оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 мая 2017 года по делу N А27-3593/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
А. Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3593/2017
Истец: ООО "Кузбасская энергосетевая компания"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска