г. Киров |
|
04 августа 2017 г. |
Дело N А82-1343/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Фатеевой Екатерины Александровны
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2017 по делу N А82-1343/2017, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Фатеевой Екатерины Александровны (ОГРН 313760931800022; ИНН 761601867750)
к Администрации городского поселения Гаврилов-Ям (ОГРН 1057601584105; ИНН 7616007334)
с участием в деле третьего лица: Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области
о признании незаконным решения комиссии и бездействия уполномоченного органа комиссии,
установил:
индивидуальный предприниматель Фатеева Екатерина Александровна (далее - заявитель, ИП Фатеева Е.А., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Администрации городского поселения Гаврилов-Ям (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным решения комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства моногорода Гаврилов-Ям Ярославской области (далее - Комиссия) от 22.12.2016 об отмене ранее принятого решения о предоставлении гранта и бездействия уполномоченного органа Комиссии, выразившегося в ненаправлении в адрес предпринимателя соглашения о предоставлении гранта.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Фатеева Е.А. обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрация считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по приведенным в отзыве доводам.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. ИП Фатеева Е.А. заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ИП Фатеева Е.А. в ноябре 2014 года представила в МУ "Центр развития и поддержки предпринимательства" пакет документов для участия в конкурсном отборе.
22.12.2014 Администрация городского поселения Гаврилов-Ям сообщила заявителю о том, что Комиссия по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства моногорода Гаврилов-Ям Ярославкой области (далее - Комиссия) приняла решение о выделении предпринимателю гранта в размере 300000 рублей (протокол от 17.12.2014 N 5). Также в письме указано, что деньги будут перечислены на расчетный счет заявителя из ассигнований, предусмотренных на реализацию в 2015 году муниципальной целевой Программы "Поддержки и развития малого и среднего предпринимательства моногорода Гаврилов-Ям Ярославской области на 2013-2015 годы".
Денежные средства в 2015 году предпринимателю не перечислялись.
22.12.2016 Комиссия, рассмотрев обращение ИП Фатеевой Е.А. от 24.11.2016 о выполнении обязательств по выплате средств гранта, приняла решение об отмене решения Комиссии от 17.12.2014 в связи с тем, что лимиты бюджетных средств на выделение грантов в 2014 уже были распределены.
Письмом от 26.12.2016 N 3839 Администрация сообщила ИП Фатеевой Е.А. об указанном выше решении Комиссии.
Не согласившись с бездействием Администрации, выразившемся в незаключении с предпринимателем соглашения о предоставлении гранта, а также с решением Комиссии от 22.12.2016, ИП Фатеева Е.А. обратилась в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Ярославской области при рассмотрении дела пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в том числе, физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства (часть 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ).
В части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Ярославской области от 06.05.2008 N 20-з "О развитии малого и среднего предпринимательства" условия и порядок предоставления поддержки в формах, предусмотренных частью 1 данной статьи, устанавливаются программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ярославской области.
Постановлением Правительства Ярославской области от 07.12.2012 N 1387-п утверждена Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2013 - 2015 годы, а также подпрограмма (далее - Программа). Целью Программы является формирование благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства, способствующих увеличению вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Ярославской области.
Финансирование программных мероприятий осуществляется в соответствии с Положением о порядке финансирования мероприятий подпрограммы государственной программы Ярославской области "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы "Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Положение), утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 07.12.2012 N 1387-п. Согласно Положению предоставление средств областного бюджета осуществляется, в частности, в форме грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Ярославской области.
В силу положений Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Ярославской области (приложение 4 к Положению о порядке финансирования) грант предоставляется начинающему субъекту малого предпринимательства в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основе. Гранты предоставляются начинающим предпринимателям (начинающим малым предприятиям) - внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц потребительским кооперативам и коммерческим организациям, заявки которых прошли конкурсный отбор в соответствии с требованиями Порядка.
Начинающий субъект малого предпринимательства - хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), соответствующий критериям субъекта малого предпринимательства, определенным статьей 4 N 209-ФЗ, зарегистрированный на территории Ярославской области и осуществляющий предпринимательскую деятельность на территории Ярославской области менее 12 календарных месяцев с момента государственной регистрации.
Субсидии (гранты) предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям инфраструктуры на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с порядком исполнения сводной бюджетной росписи в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в областном бюджете на данные цели.
Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства моногорода Гаврилов-Ям Ярославской области утвержден Постановлением Администрации от 26.02.2014 N 81 (далее - Порядок).
Названным Порядком предусмотрено, что в случае превышения объема заявок лимита бюджетных средств, грант предоставляется по заявке, набравшей наибольшее количество баллов, а при равном количестве баллов - грант предоставляется по ранее поданной заявке.
В данном случае ИП Фатеева Е.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 14.11.2013 и могла претендовать на получение гранта как начинающий субъект малого предпринимательства только в 2014 году. Пакет документов на участие в конкурсном отборе подан предпринимателем в ноябре 2014 года.
В 2015 году Фатеева Е.А. утратила статус субъекта малого и среднего предпринимательства.
В данном случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что лимиты бюджетных средств на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства в 2014 году составляли 1 200 000 руб.
17.06.2014 и 29.10.2014 Комиссией приняты решения о выделении грантов по заявкам ООО "Азимут" и ООО "Гудо-Чек" в размере 600 000 руб. по каждой заявке, соответствующие протоколы Комиссии размещены на официальном сайте Администрации. В соответствии с требованиями Порядка 18.12.2014 Администрация заключила соглашения с получателями грантов.
Об отсутствии лимитов бюджетных обязательств на 2014 год и о возможном выделении денежных средств только в 2015 году ИП Фатеева Е.А. извещена письмом Администрации от 22.12.2014.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что грант мог быть предоставлен ИП Фатеевой Е.А. только при отказе соискателей от заключения соглашения, что предусмотрено порядком предоставления грантов. Отсутствие в принятом по заявлению ИП Фатеевой Е.А. решении указания на данное обстоятельство не изменяет общий порядок предоставления грантов по мере поступления заявок в пределах лимитов бюджетных обязательств. Последующее принятие решения об отказе в предоставлении ИП Фатеевой Е.А. гранта также не является нарушением прав заявителя, поскольку спорные правоотношения фактически прекращены в 2014 году, когда Предпринимателю было сообщено о невозможности реализовать решение комиссии по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В силу положений статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2). В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, об отсутствии у суда первой инстанции, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Фатеевой Е.А требований ввиду отсутствия со стороны Администрации незаконного бездействия, нарушающего права и законные интересы заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2017 по делу N А82-1343/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Фатеевой Екатерины Александровны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1343/2017
Истец: ИП Фатеева Екатерина Александровна
Ответчик: Администрации городского поселения Гаврилов-Ям
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЯО