Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 ноября 2017 г. N Ф08-8429/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
03 августа 2017 г. |
дело N А32-41251/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: Фендриков А.Б. - представитель по доверенности от 08.11.2016,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Князева Сергея Ивановича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.05.2017 по делу N А32-41251/2016,
принятое судьей Миргородской О.П.,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Князева Сергея Ивановича
к заинтересованному лицу - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьих лиц: Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, Администрации Ладожского сельского поселения
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Князев Сергей Иванович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) в предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:35:1001000:42, площадью 32,7152 га., выраженного в письме от 24.08.2016 N 52-22066/16-32.20; об обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату по цене равной кадастровой стоимости земельного участка и об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район, Администрация Ладожского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивированно тем, что на спорном земельном участке предполагается размещение автомобильной дороги, участок расположен в границах горного отвода месторождения нефти и газа.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Князев Сергей Иванович обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что земельный участок не переведен из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", на спорном земельном участке не может планироваться размещение автомобильной дороги.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованного лица, третьих лиц, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Главы Усть-Лабинского района Краснодарского края от 27.09.2002 г. N 1527 и постановлением главы Усть-Лабинского района Краснодарского края от 28.08.2003 г. N 1264 КФХ "Князев С.И." предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 32,7152 га., расположенный к северу от ст. Ладожской (участок 27 секция 8) из фонда перераспределения района, в аренду сроком на 10 лет для сельскохозяйственного производства.
Между Администрацией Усть-Лабинского района и КФХ "Князев С.И." заключен договор аренды N 169 от 25.10.2002. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.
В дальнейшем в договор вносились изменения и дополнения в части размера арендной платы, сроков действий договора, изменения номера договора (дополнительные соглашения от 02.06.2003 г., от 10.06.2006 г., от 06.05.2007 г.). Дополнительным соглашением от 30.08.2012 г срок договора аренды продлен до 27.09.2032 года.
25.07.2016 ИП Глава КФХ Князев С.И. обратился в департамент с заявлением (регистрационный N 25072016-412783-23-144 от 25.07.2016 г.) о приобретении данного участка в собственность на основании пункта 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 21 Закона от 05.11.2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
Департамент письмом от 24.08.2016 г. N 52-22066/16-32.20 отказал предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов на основании пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что данный отказ департамента не соответствует действующему законодательству, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-Ф "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В соответствии со статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон Краснодарского края N 532-КЗ) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением земельных участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется надлежаще (в соответствии с его целевым назначением); заявление о заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16.
Подпунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации также запрещена приватизация земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами
В силу абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
В соответствии со статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером 23:35:1001000:42 используется предпринимателем по назначению - для сельскохозяйственного производства на основании действующего свыше трех лет и зарегистрированного в установленном порядке договора аренды N 169 от 25.10.2002.
Отказ департамента в предоставлении земельного участка в собственность обоснован тем, что в соответствии с генеральным планом Ладожского сельского поселения, утвержденным решением Совета Ладожского сельского поселения Усть-Лабинского района от 04.04.2011 N 3, схемой территориального планирования муниципального образования Усть-Лабинский район, утвержденной решением Совета муниципального образования Усть-Лабинский район от 18.11.2010 N 25 на земельном участке с кадастровым номером 23:35:1001000:42 предполагается размещение автомобильной дороги. Кроме того, земельный участок расположен в границах горного отвода месторождения нефти и газа. Согласно акту обследования земельного участка, составленного ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 08.08.2016 г. N 240, через земельный участок проходят две высоковольтные линии электропередач, напряжением 110 кВ.
Выводы департамента соответствуют информации, предоставленной Департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в письме исх. от 12.08.2016 N 71-9067/16-04-01 (т. 1 л.д. 142-143).
В подтверждение указанного в материалы дела представлены фрагмент генерального плана (т. 1 л.д. 90), сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, содержащейся в разделе IV, "Правила землепользования и застройки" от 13.01.2017 (т. 1 л.д. 91-94), карта (план) границ сельского поселения Усть-Лабинского района (лист N 29) (т. 1 л.д. 136), землеустроительное дело по подготовке карты (плана) границ Ладожского сельского поселения Усть-Лабинского района (т. 1 л.д. 144-148), распечатка публичной кадастровой карты в сети Интернет (т. 1 л.д. 149).
Таким образом, департамент подтвердил достоверность представленных сведений, свидетельствующих о невозможности передачи спорного земельного участка в собственность.
Судебная коллегия отклоняет доводы предпринимателя, изложенные в апелляционной жалобе.
На основании пункта 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу положений статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации на стадии утверждения схемы земельного участка выяснение вопросов о возможности формирования земельного участка в испрашиваемых границах, о существующих ограничениях и наложениях на испрашиваемом земельном участке является обязательным, поскольку при установлении законных ограничений по использованию земельного участка проведение последующих процедур по оформлению земельного участка не приведет к достижению цели, для которой испрашивается земельный участок, и повлечет необоснованные расходы заявителя.
Согласно части 1 статьи 18 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 N 1540-КЗ схема территориального планирования муниципального района содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района.
В силу части 3 статьи 18 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 N 1540-КЗ на указанной в пункте 2 части 1 настоящей статьи карте соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, в том числе автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
В соответствии со статьей 18.1 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 N 1540-КЗ на схеме территориального планирования муниципального района подлежат отображению, в том числе автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Согласно абзацу 4 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Из письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар от 12.08.2016 N 71-9067/16-04-01 следует, что в соответствии с генеральным планом и схемой территориального планирования Ладожского сельского поселения Усть-Лабинского района, спорный земельный участок входит в границы зон планируемого размещения объекта местного значения (автомобильная дорога). В подтверждение указанного представлена выкопировка из схемы генерального плана.
В силу положений пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в абзаце 4 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции пришел к верному выводу о невозможности отчуждения в собственность предпринимателя спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах отказ департамента, выраженный в письме от 24.08.2016 N 52-22066/16-32.20, соответствует нормам земельного и градостроительного законодательства.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2017 по делу N А32-41251/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41251/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 ноября 2017 г. N Ф08-8429/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП глава крестьянско фермерского хозяйства Князев Сергей Иванович, КФХ Глава Кфх Князев Сергей Иванович
Ответчик: Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район, Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация Ладожского сельского поселения, Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район