г. Санкт-Петербург |
|
04 августа 2017 г. |
Дело N А56-25985/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Маслов А.В., по доверенности от 01.07.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13868/2017) АО "Квантум" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2017 по делу N А56-25985/2017 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
к АО "Квантум"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 27, далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Квантум" (ОГРН 1027809170201, ИНН 7825098536, место нахождения: 199048, г. Санкт-Петербург, наб. р. Смоленки, д.19-21, лит. Б, далее - АО "Квантум", Общество, ответчик, лицензиат) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.05.2017 Общество привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым решением суда, АО "Квантум" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы Общество указывает на отсутствие ответственности, предусмотренной за совершение указанного правонарушения, поскольку Федеральный закон от 22.03.2017 N 18-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 18-ФЗ) на дату выявления правонарушения не вступил в силу. Кроме того, данные мониторинга, полученные при помощи АС "Ревизор", не переданного оператору связи, являются недопустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей административного органа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по оказанию телематических услуг связи на основании лицензии N 137519 от 11.04.2016 сроком действия до 11.04.2021.
В результате мониторинга выполнения оператором связи требований по ограничению доступа к ресурсам в сети Интернет, доступ к которым на территории Российской Федерации запрещен, проведенного филиалом ФГУП "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" в Северо-Западном федеральном округе (далее - филиал ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО) с использованием автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований по ограничению доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - АС "Ревизор"), составлен Акт мониторинга N78/329 от 28.02.2017 и протокол мониторинга N 78/299 от 28.02.2017.
В результате установлено, что оператор связи АО "Квантум" по месту своего нахождения не осуществил ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сети Интернет), распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, в результате чего нарушило:
-требования пунктов 1, 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее- Закон N 126-ФЗ);
- пп. "а" п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575;
- п. 4 раздела 16 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87;
- п. 5 лицензионных условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией на оказание телематических услуг связи.
Так, установлено неограничение лицензиатом доступа к информации, размещенной по адресам: http://www.888media-ru.com/ru/poker/best-poker-room.html?sr=1157957&flag= 000001&utm_medium=mb&utm_source=3900&utm_campaign=28984, http://www.hizbuttahrir.org, http ://www. igrovoy-avtomat.com/pl ay-money/, https://www.tradacasino.com/, http://www.sled.net.ua, http://www.igrovie-avtomati.su/.
Установив в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, должностным лицом Управления 30.03.2017 составлен протокол об административном правонарушении N АП-78/6/810.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, правомерно исходя из следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В целях оказания телематических услуг связи АО "Квантум" в соответствии с условиями лицензии и пункта 4 раздела 16 "Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю:
а) доступа к сети связи лицензиата;
б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) приема и передачи телематических электронных сообщений;
г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при введении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Оказание телематических услуг связи регулируется Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила).
В соответствии с пп. "а" п. 26 Правил оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, Правилами, лицензией и договором.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, установленных статьями 15.1-15.4 указанного Федерального закона требований.
На основании части 1 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создан и ведется "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр).
Единый реестр ведется в соответствии с "Правилами создания, формирования и ведения Единого реестра", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (далее - Правила ведения Единого реестра). Согласно п. 13 Правил ведения Единого реестра перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут московского времени.
Согласно части 10 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.
На основании пункта 3 "Порядка получения доступа к содержащейся в Едином реестре информации", утвержденного приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 N 169, получение доступа к информации из Единого реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на веб-сайте в сети Интернет: http://eais.rkn.gov.ru (http://vigruzki.rkn.gov.ru). Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.
Мониторинг проводился с использованием автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований, установленных статьями 15.1-15.6 Закона N 149-ФЗ (АС "Ревизор"), посредством запуска плановых задач на аппаратно-программных модулях (агентах).
В рамках проведения мониторинга нарушения фиксируются в результате получения прямого доступа при обращении к указанным интернет-ресурсам. Выявленные нарушения подтверждаются скриншотами страниц этих ресурсов.
В материалах мониторинга отмечено время фиксации выявленных нарушений.
АО "Квантум" обязано постоянно ограничивать доступ к информации, размещенной на сайте, до даты исключения данного сайта из "Единого реестра". В ходе мониторинга установлено, что запрещенная информация, размещенная на названных сайтах в сети "Интернет, была отображена. Аппаратно-программный комплекс "Ревизор" имеет сертификат соответствия.
Достоверность данных Управления о нарушении не опровергнута, представленные им доказательства соответствуют требованиям КоАП РФ и АПК РФ.
Приведенные в жалобе доводы о том, что для вменяемого Обществу правонарушения Законом N 18-ФЗ с 25.03.2017 в КоАП РФ введен самостоятельный состав (статья 13.34), не свидетельствует об отсутствии ответственности в спорный период (акт мониторинга от 28.02.2017) по общей норме об ответственности за ведение предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий лицензии. Доказательств улучшения положения Общества в связи с принятием специальной нормы Обществом не представлено. При этом норма статьи 13.34 устанавливает более строгую ответственность.
Общество, получив лицензию на оказание телематических услуг связи, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Несоблюдение Обществом лицензионных требований и условий свидетельствует о наличии вины в его действиях, поскольку доказательств принятия Обществом исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, которые позволили бы судить об отсутствии вины (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), в материалах дела не содержится.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства правонарушения, отсутствие исключительности, суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Назначенное судом наказание в виде предупреждения соответствует тяжести и характеру правонарушения, степени вины правонарушителя, принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является правильным и отмене либо изменению не подлежит.
Заявителю следует возвратить сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2017 по делу N А56-25985/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Квантум" из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 15.05.2017 N 5029.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25985/2017
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: АО "КВАНТУМ"