город Ростов-на-Дону |
|
04 августа 2017 г. |
дело N А32-5440/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Герасименко А.Н., Стрекачёва А.Н.
при ведении протокола судебного заседания Бабаян В.Г.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Инвест Проект 27": представитель Вилисова Н.В. по доверенности от 11.01.2017 г.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю: представитель Мерешкина Е.В. по доверенности от 09.01.2017 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвест Проект 27"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.05.2017 по делу N А32-5440/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест Проект 27"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю
об оспаривании решения налогового органа,
принятое в составе судьи Хмелевцевой А.С.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест Проект 27" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.09.2016 N 10-12/75559.
Решением от 27.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что применение обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков неправомерно.
ООО "Инвест Проект 27" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что пользователями указанных земельных участков выступают физические лица, которые используют земельные участки по назначению. Вывод о том, что общество не имеет право на применение ставки 0,045 процента как коммерческая организация, неправомерен.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю провела камеральную проверку налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, представленной ООО "Инвест Проект 27" 29.01.2016, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 18.05.2016 N 10-11/40863.
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, акта, возражений налогоплательщика и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция приняла решение от 27.09.2016 N 10-12/75559 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением обществу доначислено к уплате в бюджет 164 676 рублей земельного налога; 21 491 рубль 73 копейки пени; 32 935 рублей 20 копеек штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю от 08.12.2016 N 22-12-1329 решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 27.09.2016 N 10-12/75559 отменено в части:
- подпункта 3.1 пункта 3 в отношении штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 2 363 рублей 12 копеек;
- подпункта 3.2 пункта 3 в отношении доначисления 815 рублей 60 копеек земельного налога.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 27.09.2016 N 10-12/75559.
Как следует из материалов дела, Основанием для вынесения спорного решения явился вывод налогового органа о том, что в нарушение статей 394, 396, 397 НК РФ налогоплательщик занизил земельный налог за 2015 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:49:0401006:2396, 23:49:0401006:2397, 23:49:0401006:2398, 23:49:0401006:2399, 23:49:0401006:2400, 23:49:0401006:2401, 23:49:0401006:2402, 23:49:0401006:2403, 23:49:0401006:2404, 23:49:0401006:2405, 23:49:0401006:2406, 23:49:0401006:2407, 23:49:0401006:2408, 23:49:0401006:2409, 23:49:0401006:2410, 23:49:0401006:2411, 23:49:0401006:2412, 23:49:0401006:2413, 23:49:0401006:2414, 23:49:0401006:2415, 23:49:0401006:23, 23:49:0401006:22, 23:49:0401006:2393, 23:49:0401006:2394, 23:49:0401006:2395 в результате неправомерного применения налоговой ставки в размере 0,045 %.
В обоснование своей позиции ООО "Инвест Проект 27" указало, что спорные земельные участки имеют виды разрешенного использования: "для ведения личного подсобного хозяйства и приусадебного участка", а также "для индивидуального жилищного строительства", в связи с чем, по спорным земельным участкам общество вправе применять пониженную ставку 0,045 %, установленную решением городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи", в отношении земельных участков для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства, для размещения индивидуальной жилой застройки и (или) приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства. Отсутствуют ограничения на применение ставок земельного налога в зависимости от субъекта уплаты земельного налога - физического лица или организации. Заявитель указывает, что пользователями земельных участков являются физические лица, которым общество передало их по договорам аренды для использования по назначению.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 15 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, а в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, с учетом коэффициента 4 вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 394 НК РФ представительным органам муниципальных образований предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением городского Собрания Сочи N 231 на 2015 год в отношении земельных участков для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства, для размещения индивидуальной жилой застройки и (или) приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства установлена ставка земельного налога 0,045%.
Как следует из материалов дела, ООО "Инвест Проект 27" на праве собственности принадлежат 24 земельных участка с кадастровыми номерами 23:49:0401006:2396, 23:49:0401006:2397, 23:49:0401006:2398, 23:49:0401006:2399, 23:49:0401006:2400, 23:49:0401006:2401, 23:49:0401006:2402, 23:49:0401006:2403, 23:49:0401006:2404, 23:49:0401006:2405, 23:49:0401006:2406, 23:49:0401006:2407, 23:49:0401006:2408, 23:49:0401006:2409, 23:49:0401006:2410, 23:49:0401006:2411, 23:49:0401006:2412, 23:49:0401006:2413, 23:49:0401006:2414, 23:49:0401006:2415, 23:49:0401006:22, 23:49:0401006:2393, 23:49:0401006:2394, 23:49:0401006:2395, расположенные по тому же адресу: Краснодарский край, г. Сочи, с. Каштаны, ул. Михайловская с видом разрешенного использования: "для ведения личного подсобного хозяйства".
Установлено, что указанные земельные участки переданы на основании договоров аренды физическим лицам во временное пользование и владение. Вместе с тем, согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в частности, 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 решения городского Собрания Сочи N 231 в отношении земельных участков для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства, для размещения индивидуальной жилой застройки и (или) приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства установлена ставка в размере 0, 045%.
Определение понятия "личное подсобное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно статье 1 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Указанные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
В силу пункта 6 статьи 4 Закона N 66-ФЗ оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
При этом действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом землепользования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим личное подсобное хозяйство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Таким образом, по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения личного подсобного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реализацией цели, указанной в Законе о личном подсобном хозяйстве -удовлетворении личных потребностей посредством производства и переработки сельскохозяйственной продукции, которая присуща только физическим лицам.
Переход имущественных прав по договору купли-продажи не влечет перехода всего комплекса публичных прав к новому собственнику. Публичные права и обязанности покупателя земельного участка возникают независимо от объема прав и обязанностей прежнего собственника и устанавливаются с учетом особенностей правового режима объекта, приобретенного по договору купли-продажи.
Таким образом, правовой режим земельного участка при ведении личного подсобного хозяйства определен в Законе о личном подсобном хозяйстве только для физических лиц. Данным законом не предусмотрено использование всего объема прав юридическими лицами. Также законодательство не предусматривает возможность применения налоговых ставок, установленных в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного (подсобного) хозяйства в тех случаях, когда условия их использования предусмотренные Законом о личном подсобном хозяйстве не соблюдаются в связи с переходом права собственности не к физическим лицам.
Изложенное позволяет сделать вывод, что юридические лица, приобретающие в собственность земельные участки с разрешенным видом землепользования - "для личного подсобного хозяйства", вправе реализовать весь объем имущественных прав, за исключением тех, которые установлены Законом о личном подсобном хозяйстве для граждан или граждан и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ними ведение личного подсобного хозяйства.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Указанная позиция изложена в Определениях Верховного суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502, от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101 по результатам рассмотрения дела N А41-63325/2013.
Суд первой инстанции верно указал, что поскольку плательщиком земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ является ООО "Инвест Проект 27", вне зависимости от передачи участков физическим лицам в аренду, применение пониженной налоговой ставки по земельному налогу в размере 0, 045% неправомерно.
Доводы подателя жалобы о том, что суд первой инстанции не учел, что пользователями указанных земельных участков выступают физические лица, которые используют земельные участки по назначению, подлежат отклонению.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
Плательщиком земельного налога является собственник земельных участков - ООО "Инвест Проект 27", а не физические лица - арендаторы. Следует отметить, что собственник (титульный владелец) данных участков не занимается ведением личного подсобного хозяйства, а сдает участки в аренду, что не соответствует условиям применения пониженной ставки налога.
Как следует из материалов дела, ООО "Инвест Проект 27" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401006:23, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, с. Каштаны, ул. Михайловская. Указанный земельный участок принадлежит обществу на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 26.10.2008 серия 23-АЕ N 239266. Земельный участок на основании договора аренды от 30.01.2014 N 24/01 передан обществом в аренду Беловой И.А., из чего следует, что жилищного строительства на нем заявитель не ведет. Данное обстоятельство также подтверждается протоколом осмотра от 18.08.2016 N 046438, из которого следует, что на данном земельном участке строительные работы не ведутся.
В пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 НК РФ.
Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации не связывает право применения пониженной ставки налога с фактическим наличием на нем объектов жилищного фонда, следовательно, правовых оснований для применения ставки земельного налога по спорному земельному участку в размере 0,7 % не имеется.
Таким образом, исчисление земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401006:23 с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" должно осуществляться с учетом соответствующей указанному виду налоговой ставки (0,045%), установленной решением городского Собрания Сочи N 231, и повышающих коэффициентов, установленных пунктом 15 статьи 396 НК РФ (указанная позиция отражена в письме Министерства финансов России от 09.12.2015 N 03-05-05-02/71996 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 304-КГ16-2281).
Следовательно, по земельному участку с кадастровым номером 23:49:0401006:23 сумма земельного налога за 2015 год составит 4 477 рублей 40 копеек (2 487 450,00 х(0,045% х 4 - коэффициент), штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ составит 895 рублей 48 копеек (4 477,40 х 20%).
В части доначисления 2 363 рублей 12 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ (подпункт 3.1 пункта 3) и 815 рублей 60 копеек земельного налога (подпункт 3.2 пункта 3) суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований ООО "Инвест Проект 27", поскольку решением Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю от 08.12.2016 N 22-12-1329 решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 27.09.2016 N 10-12/75559 в отношении доначисления указанных сумм отменено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований ООО "Инвест Проект 27".
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2017 по делу N А32-5440/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5440/2017
Истец: ООО "Инвест Проект 27"
Ответчик: Межрайонная МФНС России N 8 по Краснодаскому краю