Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф06-26080/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
04 августа 2017 г. |
Дело N А49-15958/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Пензасервисстрой" - Усача П.В. (доверенность от 30.03.2017),
представитель Администрации г. Пензы - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управления муниципального имущества администрации города Пензы - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 июля 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пензасервисстрой"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 мая 2017 года по делу N А49-15958/2016 (судья Стрелкова Е.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пензасервисстрой" (ОГРН 1025801207871, ИНН 5835039575), г.Пенза,
к Администрации г. Пензы, г.Пенза,
третье лицо:
Управление муниципального имущества администрации города Пензы, г.Пенза,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пензасервисстрой" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Пензы (далее - ответчик, Администрация) в выдаче разрешения на строительство здания кафе, расположенного на земельном участке площадью 5895,00 кв.м с кадастровым номером 58:29:4003002:310, по адресу: г. Пенза, ул. Карпинского - ул. 8 Марта, изложенного в уведомлении N 2-01Р-985 от 11.11.2016, и возложении на ответчика обязанности выдать заявителю разрешение на строительство здания кафе на указанном земельном участке (т.1 л.д.4-8).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено - Управление муниципального имущества администрации города Пензы (далее - третье лицо, УМИ).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.05.2017 по делу N А49-15958/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2 л.д.97-104).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство может служить лишь отсутствие какого-либо документа, предусмотренного ч.7 ст. 51 ГрК РФ. Администрация города Пензы обязана проверить наличие документов из указанного перечня, и не имеет права требовать наличия или предоставления документов, не предусмотренных данным перечнем. Следовательно, Администрация также не уполномочена проводить какую-либо содержательную оценку таких документов, если они даже и оказались в ее распоряжении, и обосновывать этой оценкой отказ в выдаче разрешения на строительство.
Кроме того, суд, давая оценку данному основанию, фактически вышел за его пределы и сделал выводы о несоответствии проектной документации требованиям технических регламентов, строительных норм и правил об обеспечении доступа инвалидов.
В частности, суд посчитал, что проект по своему содержанию не обеспечивает доступность проектируемого здания для инвалидов, и нарушает требования ФЗ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Свода Правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Фактически суд по собственной инициативе сформулировал иное основание для отказа в выдаче разрешения на строительство, не указанное Администрацией в оспариваемом письме N 2-01Р-985 от 11.11.2016.
В любом случае, доводы о несоответствии проектных решений требованиям технических регламентов и строительных норм и правил не могут быть основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Действующим законодательством не предусмотрено право органа местного самоуправления проверять проектную документацию на предмет соответствия строительным нормам и правилам либо техническим регламентам и отказывать в выдаче разрешения на строительство по мотиву такого несоответствия (т.2 л.д.111-114).
Администрация г. Пензы и третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Администрации г. Пензы и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Пензасервисстрой" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 23.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025801207871 (т. I л.д. 27-35).
17.12.2004 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пензы (правопредшественником Управления муниципального имущества администрации города Пензы) и Мурашкиной Ниной Александровной заключен договор N 6106 аренды земельного участка с кадастровым номером 58:29:04003002:0109 площадью 5895кв.м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Карпинского - 8 Марта для проектирования и строительства детского парка с размещением на его территории кафе, бара, магазина.
21.10.2005 Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы, Мурашкина Н.А. и ООО "Артстрой" заключили договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 6106 от 17.12.2004, в соответствии с которым Мурашкина Н.А. уступила ООО "Артстрой" свои права и обязанности по договору аренды.
Дополнительным соглашением от 03.02.2014 стороны (Управление муниципального имущества Администрации города Пензы и ООО "Артстрой") внесли изменения в договор аренды в части кадастрового номера земельного участка, переданного в аренду, 58:29:04003002:0310 (предыдущий номер земельного участка 58:29:04003002:0109), а также целей использования земельного участка - для размещения кафе, бара, магазина в составе жилого комплекса.
Пунктом 3.1 договора установлен срок действия договора до 03.02.2017.
14.03.2014 Управлением муниципального имущества Администрации города Пензы, ООО "Артстрой" и Обществом заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 6106 от 17.12.2004, по условиям которого ООО "Артстрой" уступил Обществу в полном объеме свои права и обязанности арендатора по указанному договору (т.1 л.д. 92-108).
12.09.2016 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Предприятие общественного питания, расположенное по адресу: г. Пенза, ул. Карпинского - ул. 8 Марта" (т.1 л.д. 14).
Администрация письмом N 2-01р-771 от 21.09.2016 сообщила об отказе в выдаче разрешения на том основании, что испрашивается разрешение на строительство объекта, не предусмотренного видам разрешенного использования; в отношении земельного участка зарегистрировано ограничение права - ипотека, но согласие залогодателя не представлено; проектная документация не соответствует требованиям законодательства по составу и содержанию (т. 1 л.д. 12).
03.11.2016 Общество вновь обратилось с заявлением о выдаче разрешения на строительство (т.1 л.д. 13).
Письмом от 11.11.2016 N 2-01Р-985 Администрация сообщила, что замечания устранены не в полном объеме, проектная документация не соответствует виду разрешенного использования земельного участка и не содержит необходимых сведений в разделе "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" (т. I л.д. 11).
29.11.2016 Общество вновь обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Администрация письмом от 02.12.2016 N 2-01Р-1098 сообщила об отказе в выдаче разрешения на строительство на том основании, что 03.02.2017 истекает срок действия договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства, арендодателем направлено уведомление о возврате арендованного участка, в то время как проектной документацией предусмотрен общий срок строительства продолжительностью 9 месяцев, что превышает срок аренды. Этот отказ оспаривался заявителем в деле N А49-15586/2016.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27.02.2017 в удовлетворении требований заявителю отказано (т.1 л.д. 84-91).
Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, полагая, что отказ от 11.11.2016 не соответствует законодательству и нарушает его права в сфере экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное наличие двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом, действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения требований заявителя и при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя за разрешением на строительство и дату выдачи оспариваемого отказа) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51).
Перечень документов, подлежащих представлению для получения разрешения на строительство, установлен в частях 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 названной статьи документов.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство установлены частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к ним относятся:
- отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи,
- несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51).
В соответствии с частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Как следует из оспариваемого отказа, одним из оснований отказа в выдаче разрешения на строительство является несоответствие проектной документации разрешённому использованию земельного участка.
Проверив данное основание для отказа в выдаче разрешения на строительство, суд первой инстанции приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешённого использования земельного участка устанавливаются применительно к территориальным зонам градостроительным регламентом. В свою очередь, градостроительный регламент содержится в Правилах землепользования и застройки территории.
Нормами статей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из действующей градостроительной документации применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки земельного участка и имеющихся в отношении него строительных ограничений. При этом градостроительный план не является документом, устанавливающим градостроительные регламенты, а лишь отражает действующий в отношении конкретного земельного участка градостроительный режим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли населённых пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно градостроительному плану земельного участка N RU 58304000-1426 от 09.03.2011, утверждённому постановлением Главы администрации города Пензы от 23.03.2011 N 274, среди основных видов разрешённого использования спорного земельного участка предусмотрены предприятия общественного питания (т. I л.д. 125-135).
В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также с приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков" Администрацией принято постановление от 12.10.2016 N 1758 "Об установлении соответствия между существующим видом разрешённого использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Пенза, ул.Карпинского - ул. 8 Марта, и видами разрешённого использования земельного участка, установленными классификатором видов разрешённого использования земельных участков", которым вид разрешённого использования спорного земельного участка приведён в соответствие с кодами Классификатора 4.4. "магазины" и 4.6 "общественное питание" (т. I л.д. 15).
В приложении к приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 в описании вида разрешённого использования земельного участка код 4.6 "общественное питание" указано: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Из материалов дела следует, что заявитель представил в Администрацию проектную документацию на строительство здания кафе, что соответствует установленному виду разрешённого использования земельного участка.
Доводы Администрации о том, что указанный вид разрешённого использования земельного участка "для размещения кафе, бара, магазина в составе жилого комплекса", указанный в договоре аренды N 6106 от 17.12.2004, не предусматривает строительство кафе без строительства жилого комплекса, а поэтому проект не соответствует виду разрешённого использования земельного участка, суд первой инстанции признал необоснованным с учётом приведённых выше норм законодательства.
Вид разрешённого использования земельного участка устанавливается не договором аренды, а градостроительными регламентами.
Поэтому в данном случае установленный договором вид разрешённого использования земельного участка, не имеет правового значения и не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Вторым основанием для оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство указано, что в разделе "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" на поэтажных планах не указаны пути перемещения инвалидов по объекту, а также пути их эвакуации, не представлен поэтажный план второго этажа.
Проверив данное основание для отказа в выдаче разрешения на строительство, суд первой инстанции приходил к следующему.
В соответствии с подпунктом "з" части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе материалов представляемой для выдачи разрешения на строительство проектной документации должен содержаться перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации согласно части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение N 87).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 87 проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Согласно пункту 27 Положения N 87 раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" должен содержать:
в текстовой части:
а) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам, предусмотренным в пункте 10 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) обоснование принятых конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решений, обеспечивающих безопасное перемещение инвалидов на объектах, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также их эвакуацию из указанных объектов в случае пожара или стихийного бедствия;
в) описание проектных решений по обустройству рабочих мест инвалидов (при необходимости);
в графической части:
г) схему планировочной организации земельного участка (или фрагмент схемы), на котором расположены объекты, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, с указанием путей перемещения инвалидов;
д) поэтажные планы зданий (строений, сооружений) объектов капитального строительства с указанием путей перемещения инвалидов по объекту капитального строительства, а также путей их эвакуации.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действующей с 01.01.2016) установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Из указанного следует, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Статьей 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Свод правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605 и вступившие в действие с 01.01.2013) разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Впервые в российский нормативный документ введен новый прогрессивный принцип "универсальный проект (дизайн)", который заявлен в Конвенции, как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.
Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.
В настоящем нормативном документе реализованы требования Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Данным Сводом правил установлено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН (маломобильных групп населения): входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов (п.1.2).
В приложении Б, в п. Б.18 указано, что маломобильные группы населения (МГН) это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п.
Требования нормативного документа не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов (п. 1.4).
Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении:
досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;
эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;
своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;
удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения (п. 1.5).
В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объёме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, в также эвакуации в случае экстренной ситуации (пункт 5).
Из указанного следует, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в полном объёме всех помещений, связанных с получением соответствующих услуг.
Ограниченное приспособление зданий и сооружений для МГН возможно только в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений.
В рассматриваемом случае представлен проект на новое строительство, который, в соответствии с приведёнными выше нормами закона должен содержать сведения о доступе МГН ко всем помещениям объекта, предназначенным для получения социально значимой услуги.
Из материалов дела следует, что общество представило в составе материалов проектной документации раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" в составе текстовой части и графической части: схемы планировочной организации земельного участка и поэтажного плана 1-го этажа. При этом проектной документацией предусмотрено строительство 2-х этажного здания кафе с количеством посадочных мест - 84. На первом этаже запроектировано строительство обеденного зала площадью 57,61 кв.м., а также санузел для маломобильных групп населения. На втором этаже, кроме обеденного зала площадью 102,41 кв.м., запроектировано строительство детской комнаты, женской и мужской раздевалок (т. II л.д. 63-93). Следовательно, отсутствие доступа МГН к помещениям 2 этажа препятствует их пользованию помещениями детской комнаты, женской и мужской раздевалок, что не отвечает приведённым выше требованиям законодательства.
Принимая во внимание, что представленная для получения разрешения на строительство проектная документация должна соответствовать требованиям законодательства, несоответствие представленного раздела "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" проектной документации требованиям законодательства свидетельствует о непредставлении заявителем документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Это нарушение согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Доводы заявителя об отсутствии необходимости представлять графическую часть раздела "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" суд не принимает, как противоречащие приведённым выше нормам части 13 статьи 48, пункта "з" части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 27 Положения N 87.
С учётом изложенного отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство по данному основанию соответствует закону, и его обоснованность подтверждена материалами дела.
Кроме того, при принятии решения суд первой инстанции учитывал следующие обстоятельства.
Судебной защите подлежит нарушенное законное право, т.е. право, возникшее у заинтересованного лица в силу закона или юридического факта и реализованное им в установленной законом процедуре. Судебное разбирательство должно повлечь восстановление этого нарушенного права. При этом суд должен обеспечить баланс законных интересов спорящих сторон.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации возможность получения разрешения на строительство объекта недвижимости обусловлена предоставлением застройщику в установленном законом порядке для этой цели земельного участка, правоустанавливающие документы на который направляются им в орган, уполномоченный выдавать такие разрешения.
Как указано выше, в соответствии с частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Как видно из материалов дела, заявитель обратился в Администрацию за разрешением на строительство после обращения Администрации в арбитражный суд с исковым заявлением о расторжении договора аренды земельного участка и за три месяца до истечения срока действия договора аренды N 6106 от 17.12.2004 земельного участка, на котором предполагается строительство. При этом срок строительства согласно представленной проектной документации составляет 9 месяцев, и в соответствии с пунктом 4.2.7 договора к этому сроку он должен был представить доказательства освоения земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно статье 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Соглашением сторон от 03.02.2014 срок действия договора предусмотрен до 03.02.2017 (т. I л.д. 99).
02.12.2016 УМИ в адрес Общества направлено уведомление об отсутствии намерения продлить срок действия договора аренды N 6106 от 17.12.2004, которое получено Обществом 26.12.2016, что подтверждается уведомлением о вручении заказной корреспонденции.
03.02.2017 договор аренды земельного участка прекратил свое действие в связи с истечением срока его действия.
Таким образом, на момент обращения в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство срок строительства значительно превышал оставшийся срок действия договора аренды земельного участка. На момент рассмотрения дела судом договор аренды земельного участка прекратил действие.
С учётом положений пункта 1 части 7, части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства препятствуют выдаче заявителю испрашиваемого разрешения на строительство.
Доводы заявителя о вине Администрации в несвоевременно освоении земельного участка суд первой инстанции отклонил как противоречащие материалам дела.
Ранее в судебном порядке заявитель (арендатор) какие-либо действия (бездействие) Администрации, исключающие для Общества возможность освоения земельного участка и его использования по целевому назначению в указанном периоде, не оспаривал.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что отказ в выдаче разрешения на строительство вызван нарушениями самого заявителя, допущенными в проектной документации.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и установленные на их основании фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемый отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем в удовлетворении требований Общества должно быть отказано в полном объёме.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300 руб. для физических лиц и 3000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 150 руб. для физических лиц и 1500 руб. для юридических лиц.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "Пензасервисстрой" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 06.06.2017 государственную пошлину в размере 1600 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 мая 2017 года по делу N А49-15958/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Пензасервисстрой" (ОГРН 1025801207871, ИНН 5835039575), г.Пенза, из федерального бюджета излишне уплаченную по чек - ордеру от 06 июня 2017 года государственную пошлину в размере 1 600 (Одна тысяча шестьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-15958/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф06-26080/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ПЕНЗАСЕРВИССТРОЙ"
Ответчик: Администрация города Пензы
Третье лицо: Управление муниципального имущества администрации г. Пензы, Управление муниципальным имуществом администрации города Пензы