г. Пермь |
|
07 августа 2017 г. |
Дело N А60-6854/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.,
при участии:
от заявителя МАУ "Карпинский спортивно-оздоровительный комплекс" (ОГРН 1096617001029, ИНН 6617017735) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) (ОГРН1026604952252, ИНН 7736056647) - Вальтер Н.Л., паспорт, доверенность от 28.12.2016;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2017 года
по делу N А60-6854/2017,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.
по заявлению МАУ "Карпинский спортивно-оздоровительный комплекс"
к ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1)
о признании недействительными решений,
установил:
МАУ "Карпинский спортивно-оздоровительный комплекс" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительными решений о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 08.02.2017 N 127, о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 08.02.2017 N 127 н/с.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2017 заявленные требования удовлетворены. Решения Фонда от 08.02.2017 N 127 и N 127 н/с признаны недействительными. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы настаивает на том, что действия исполнительного органа Фонда основаны на правильном толковании норм материального права, принимая оспариваемые заявителем решения, заинтересованное лицо руководствовалось действующим законодательством и обоснованно привлекло плательщика страховых взносов к ответственности.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда поддержал доводы жалобы.
Заявитель о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, отделением Фонда проведена плановая выездная проверка учреждения по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, а также правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя за указанный период.
По результатам проверки составлены акты от 19.12.2016 N 127 н/с и N 127/ВНиМ соответственно.
Фондом вынесено решение от 08.02.2017 N 127 н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 148,63 руб., страхователю предложено перечислить недоимку в размере 743,15 руб., пени в размере 237,78 руб.
Также Фондом вынесено решение от 08.02.2017 N 127 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 2 155,13 руб., страхователю доначислены взносы в размере 10 775,65 руб., начислены пени в размере 1 196,85 руб.
Основанием для привлечения МАУ "Карпинский спортивно-оздоровительный комплекс" к ответственности и начислении страховых взносов послужил вывод Фонда о том, что учреждением в качестве страхователя в проверенном периоде расходы по питанию работников, участвующих в спортивных соревнованиях, не были учтены и по ним не начислялись страховые взносы.
Полагая, что решения Фонда от 08.02.2017 N 127 и N 127 н/с являются незаконными, нарушают права учреждения, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании указанных решений недействительными.
Признав заявленные требования обоснованными, суд первой инстанции их удовлетворил.
Заинтересованное лицо по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивает на том, что решение подлежит отмене как принятое с нарушениями норм материального права.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Как следует из части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, в том числе организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Статья 9 Закона N 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Подпунктом "г" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат, связанных, в частности, с оплатой стоимости питания, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях.
Федеральный закон N 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
В соответствии со статьей 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
В силу пунктов 1, 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Согласно абз. 4, п. 2, ч. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях.
Основные принципы законодательства о физкультуре и спорте определяются Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона N 329-ФЗ определен круг субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации. К ним, в частности, относятся физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта (п. 1 ст. 5); граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (п. 12 ст. 5).
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона о спорте N 329-ФЗ организаторы физкультурных или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, в т.ч. условия и порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях.
Таким образом, компенсационные выплаты, предусмотренные рассматриваемым пунктом, освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм.
В ходе проведенных проверок установлено, что МАУ "Карпинский спортивно-оздоровительный комплекс", являющееся физкультурно-спортивной организацией, при проведении физкультурных и спортивных мероприятий выплачивало своим работникам, которые принимали участие в соревнованиях как судьи, тренеры и представители команд, денежные средства на питание.
Посчитав, что указанные выплаты осуществлялись в связи с наличием трудовых отношений, фонд произвел доначисление страховых вносов, включив в соответствующую базу означенные выплаты.
Однако, подобные выводы проверяющих прямо противоречат вышеприведенным императивным нормам права.
Кроме того, в оспариваемых учреждением решениях, Фонд сослался на то, что заявителем подтверждена квалификация судьи Савчук В.П., который является спортивным судьей всероссийской категории и имеет соответствующее удостоверение. По остальным спортивным судьям, по мнению заинтересованного лица, квалификация не подтверждена, и как следствие, на выплаты доначислены страховые взносы.
Между тем, возражая по акту выездной проверки от 29.12.2016 N 127 н/с, учреждение представляло в Фонд, копии книжек спортивных судей Майоровой О.С., Гаязова Д.Ш., Ильицкого О.С., Куренкова В.Ф., Функ С.В., Васюкова В.И., Кирилова В.Г., Громова В.В., однако указанные документы Фондом не были учтены с указанием на то, что эти копии документов не являются документами, дающими право на освобождение от обложения страховыми взносами плательщиков страховых взносов, т.к. они не соответствуют требованиям, указанным в Положении.
При принятии решения суд первой инстанции признал обоснованными доводы учреждения о том, что книжки спортивного судьи и значки спортивного судьи были выданы с учетом требований Положения о спортивных судьях, утвержденного Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 27.11.2008 N 56, лицами наделенными полномочиями на принятие подобного рода решений.
Кроме того, фонд не наделен полномочиями на проведение проверки правильности выдачи книжек и значков спортивного судьи, в том числе при присвоении определенной категории.
Также суд апелляционной инстанции указывает, что спорные выплаты произведены судьям, являющимся работниками учреждения, то есть безусловно, независимо от наличия статуса судьи, попадают под действие абз. 4, п. 2, ч. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, подпункта "г" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Нормы расходов средств на проведение физкультурных и спортивных мероприятий утверждены Постановлением Администрации ГО Карпинск от 04.05.2011 N 488 "Об утверждении порядка материального обеспечения и норм расходования средств на проведение физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в календарный план городского округа Карпинск".
Поскольку расходы учреждения, связанные с оплатой стоимости питания, получаемого работниками в период участия в спортивных соревнованиях, не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение трудовой функции в рамках трудовых отношений (по трудовым договорам), то они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды как в силу характера этих выплат, так и в силу положения п.п. "г" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и абз. 4, п. 2, ч. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Фондом не представлено достоверных и достаточных доказательств законности оспариваемых ненормативных правовых актов.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
Учитывая, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Фонда, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2017 года по делу N А60-6854/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-6854/2017
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КАРПИНСКИЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС"
Ответчик: ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации