г. Москва |
|
07 августа 2017 г. |
Дело N А40-201336/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Бодровой Е.В.,
Судей: Комарова А.А., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калюжным А.Н.,
рассмотрев дело по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (ОГРН 1022700931220; ИНН 2700001660; дата регистрации 14.09.1999; адрес: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул. Дзержинского, д.43) к Федеральному казенному учреждению "Дирекция Космодрома "Восточный" (129110, г. Москва, ул. Щепкина, д.58, стр.3)
о взыскании 238 637 543 руб. 22 коп. стоимости выполненных работ;
третье лицо: Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" (ОГРН 1157700012502; ИНН 7702388027; дата регистрации 06.08.2015; адрес: 129110, г. Москва, ул. Щепкина, д.42, стр.1, 2);
при участии:
от истца: Черняков Д.А. по доверенности от 31.03.2017.
от ответчика: Садовникова В.Я. по доверенности от 10.01.2017.
от третьего лица: Мешалкин А.А. по доверенности от 02.12.2016.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" к Федеральному казенному учреждению "Дирекция Космодрома "Восточный" о взыскании 238 637 543 руб. 22 коп. стоимости выполненных работ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2017 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что спорные работы истцом выполнены, мотивированного отказа ответчика от подписания акта по форме N КС-2 в установленный государственным контрактом срок не было, соответственно работы должны быть оплачены, просит решение отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Определением от 31.07.2017 г. Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований, согласно доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица в судебное заседание явился, возражал против заявленных исковых требований истца по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, поддержал позицию ответчика.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Из материалов дела следует, что 01.07.2012 г. между ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" и Федеральным космическим агентством (Роскосмос) был заключен государственный контракт N 873-ИВ 106/12 на выполнение работ для федеральных государственных нужд "Космодром "Восточный". "Стартовый комплекс". Амурская обл., Свободненский район, ЗАТО Углегорск".
Во исполнение условий государственного контракта N 873-ИВ 106/12 ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" были выполнены работы для федеральных государственных нужд "Космодром "Восточный". "Стартовый комплекс". Амурская обл., Свободненский район, ЗАТО Углегорск".
В соответствии с п. 12.1.2. Государственного контракта генподрядчик предоставляет Государственному заказчику первичные учетные документы, а также Исполнительную документацию на выполненные Работы, оформленные должным образом, с сопроводительным письмом в срок не позднее 25 числа текущего месяца.
Согласно п. 12.1.3 Государственного контракта заказчик в течение 5 рабочих дней с момента получения данных документов рассматривает их и направляет генподрядчику подписанный со своей стороны 1 экземпляр указанных документов или мотивированный отказ от приемки выполненных работ с перечнем необходимых к устранению недостатков и замечаний и сроков их устранения. При отсутствии замечаний производит оплату.
В соответствии с п. 6.2.6 Контракта заказчик передает до начала производства работ генподрядчику в установленном порядке на период строительства объекта строительную площадку по акту передачи строительной площадке, а также всю необходимую для строительства объектов документацию (проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, рабочую документацию, журнал производства работ, разрешение на строительство объекта, геодезическую разбивочную основу с закрепленными на местности знаками этой основы, порубочный билет, технические условия на временные присоединения в соответствии с НОС.)
Однако, в нарушение условий контракта заказчик не обеспечил генподрядчика проектно-сметной документацией, в связи с чем, ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" был произведен пересчет по временным зданиям и сооружениям составленный по норме, выраженной в процентах от выполненного объема строительно-монтажных работ на общую сумму 238 637 543,22 руб.
Письмом N 39/3554 от 10.05.2016 г. ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в адрес ФКУ "Дирекция Космодрома "Восточный" были направлены акты и реестры актов о приемке выполненных работ (ф КС-2), рассчитанные процентом от выполненных строительно-монтажных работ на общую сумму 238 637 543, 22 руб. с НДС, в соответствии с положительным заключением экспертизы и МДС 81-35.2004 (п.4.84).
Ссылаясь на то, что задолженность в размере 238 637 543 руб. 22 коп. ответчиком до настоящего времени не оплачена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела в объеме представленных доказательств, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Порядок оплаты установлен в ст. 711 ГК РФ, согласно которой в случае, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Вместе с тем, 01.07.2012 между Федеральным космическим агентством (Роскосмос) (далее по тексту - Государственный заказчик) и ФГУП ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" (далее по тексту - Генподрядчик) был заключен государственный контракт N 873-ИВ106/12 на выполнение работ для федеральных государственных нужд космодрома "Восточный" по объекту "Стартовый комплекс".
Дополнительным соглашением от 14.06.2013 N 2 к государственному контракту от 03.07.2012 N 873-ИВ 106/12 ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" было включено в вышеуказанный Контракт в качестве "Заказчика-застройщика".
Позднее дополнительным соглашением от 15.09.2014 N 4 "Государственный заказчик" был исключен из числа Сторон Контракта и все функции Государственного заказчика в полном объеме его прав и обязанностей, установленных Контрактом перешли Заказчику - ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный".
Истец в исковом заявлении ссылается на тот факт, что письмом от 10.05.2016 N 39/3554 направленные им акты и реестры актов о приемке выполненных работ (ф. КС-2), рассчитанные процентом от выполненных строительно-монтажных работ на общую сумму 238 637 543 рублей 22 копейки с НДС, со стороны Дирекции не подписаны. Претензия, направленная в адрес Заказчика исх. 4/6204 от 29.08.2016, также оставлена без ответа.
Вместе с тем, направленные письмом от 10.05.2016 N 39/3554 акты о приемке выполненных работ (ф. КС-2), рассчитанные процентом от выполненных строительно-монтажных работ на общую сумму 238 637 543 рублей 22 копейки с НДС, не могли быть подписаны и оплачены по причине нарушения условий государственного контракта от 01.07.2012 N 873-ИВ106/12 строительство объекта - "Стартовый комплекс".
В ответ на письмо истца от 10.05.2016 N 39/3554 дирекцией был дан ответ от 02.06.2016 исх. N 381/1131, в котором генподрядчику было сообщено, что представленные акты выполненных работ не могут быть приняты на проверку, в связи с отсутствием исполнительной документации. Акты принимаются к оплате в соответствии с регламентом, по которому необходимо в адрес дирекции предоставлять полный комплект документов: исполнительные схемы, акты о фактически выполненных работах и т.д. (перечень указан в Приложении N 2 к регламенту).
Контрактом предусмотрена оплата за фактически выполненные работы (п. 4.5 Контракта) при условии наличия исполнительной документации, а в случае отсутствия исполнительной документации заказчик имеет право отказать генподрядчику в рассмотрении форм КС-2 и КС-3 за проверяемый заказчиком период (п. 6.2.7 Контракта).
Такой же порядок оплаты предусмотрен согласованным между ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" и ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" Регламентом оплаты временных зданий и сооружений на объектах космодрома "Восточный".
Также п. 12.1.2. предусмотрено, что генподрядчик представляет заказчику -застройщику первичные учетные документы, а также исполнительную документацию на выполненные работы, оформленные должным образом.
В соответствии с п. 3.2. ГСН 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений" - расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
Такой же порядок предусмотрен письмом Министерства регионального развития РФ от 23 июня 2009 г. N 19269-ИП/08, в котором указано, что несмотря на различные способы взаиморасчетов за временные здания и сооружения, они должны производиться за фактически построенные временные здания и сооружения.
В акте Счетной палаты Российской Федерации от 06.06.2014 по результатам контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования средств
федерального бюджета, выделенных в рамках подпрограммы Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы" на объекте Федеральное космическое агентство указано, что в соответствии с письмами Минрегиона Российской Федерации (от 09.04.2009 N 10259-СМ/08, от 23.06.2009 N 19269-И/08), а также в соответствии с ГЭСН 81-05-01-2001 (п.3.2) расчеты за временные здания и сооружения должны производиться за фактически построенные временные здания и сооружения.
Как уже было указано выше, такой порядок предусмотрен пунктами Государственного контракта от 01.07.2012 N 873-ИВ106/12, подписанного между ФКУ "Дирекцией космодрома "Восточный" и ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России".
Ссылка истца на то, что спорные работы выполнены истцом, не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии со ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат).
В пункте 12.1.2. Государственного контракта предусмотрено, что истец представляет ответчику первичные учетные документы (формы N N КС-2, КС-3), а также исполнительную документацию на выполненные работы, оформленные должным образом.
На основании ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Пунктом 4.2 Государственного контракта предусмотрена оплата за фактически выполненные работы при условии наличия исполнительной документации. В случае отсутствия исполнительной документации заказчик имеет право отказать генподрядчику в рассмотрении форм N N КС-2 и КС-3 за проверяемый заказчиком период (п. 6.2.8 Государственного контракта).
В соответствии с п. 3.2. ГСН 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений" расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
На основании указанного сборника утвержден регламент оплаты временных зданий и сооружений на объектах космодрома "Восточный", подписанный ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" и ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России"
Согласно приложению 2 регламента генподрядчик для оплаты затрат на временные здания и сооружения должен представить исполнительную документацию, включающую план-схемы расположения временных зданий и сооружений с указанием характеристик каждого сооружения (площадь, объем, протяженность и т.п.), другие документы, позволяющие определить объем работ, подлежащих выполнению по возведению временных зданий и сооружений; акты о фактически выполненных работах, подтвержденные инспекторами технического надзора филиала дирекции.
В силу п. 2.2 регламента расчеты между заказчиком и генподрядчиком за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
Такой же порядок предусмотрен письмом Министерства регионального развития РФ от 23 июня 2009 N 19269-ИП/08, в котором установлено, что несмотря на различные способы взаиморасчетов за временные здания и сооружения, они должны производиться за фактически построенные временные здания и сооружения.
Истец направил в адрес ответчика акты и реестры актов о выполнении спорных работ по форме N КС-2, рассчитанные процентом от выполненных строительно-монтажных работ.
Следовательно, доказательства выполнения спорных работ истцом в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, довод истца о том, что спорные работы выполнены истцом, не соответствует обстоятельствам дела, доказательства фактического исполнения работ истцом в материалы дела не представлены.
Ссылка истца на то, что претензия, направленная в адрес заказчика исх. 4/6204 от 29.08.2016, оставлена последним без ответа, противоречит материалам дела.
Письмом от 10.05.2016 N 39/3554 истец направил в адрес ответчика акты и реестры актов о приемке выполненных работ по строительству временных зданий и сооружений по форме N КС-2, полученные ответчиком.
В ответ на данное письмо ответчиком был направлен мотивированный отказ от подписания актов выполненных работ (письмо от 02.06.2016 исх. N 381/1131) в связи с отсутствием исполнительной документации (копия ответа на претензию имеется в материалах дела). Акты принимаются к оплате в соответствии с регламентом, на основании которого в адрес ответчика предоставляется полный комплект документов: исполнительные схемы, акты о фактически выполненных работах и т.д. (в соответствии с приложением N 2 к регламенту).
Кроме того, ответчиком также направлен ответ на претензию истца от 28.09.2016 N 381/2095 с аналогичной позицией.
Следовательно, ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" в адрес ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" направлен мотивированный отказ от подписания актов о выполнении работ по форме N КС-2, рассчитанных процентом от выполненных строительно-монтажных работ (письмо от 02.06.2016 исх. N 381/1131); спорные работы не приняты, основания для оплаты спорных работ отсутствуют.
Кроме того, факт своевременного направления Ответчиком мотивированного отказа от приемки работ Истцу установлен вступившими в законную силу решениями суда по делам N А40-201342/16, N А40- 201163/16, А40-201153/16 которыми была дана оценка письму от 02.06.2016 исх. N381/1131.
Дирекцией неоднократно запрашивалась информация по оборудованию, материальным средствам, а также временным зданиям и сооружениям письмами от 12.12.2016 N 860/6243, от 19.12.2016 N 860/6377, от 19.12.2016 N 860/6378, от 19.12.2016 N 860/6380, от 26.12.2016 N 860/6522, от 13.01.2017 N 381/56, однако до настоящего времени соответствующие сведения не были предоставлены Заказчик) (копии писем имеются в материалах дела).
Таким образом, основания для принятия работ и их оплаты ответчиком отсутствуют.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2017 г. по делу N А40- 201336/16 отменить.
В иске отказать в полном объеме.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Бодрова |
Судьи |
А.А. Комаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-201336/2016
Истец: ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", ФГУП "ГУСС "ДАЛЬСПЕЦСТРОЙ" ПРИ СПЕЦСТРОЕ РОССИИ
Ответчик: ГК "Роскосмос", ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный"
Третье лицо: ГК "Роскосмос"