Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2017 г. N Ф04-4358/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
07 августа 2017 г. |
Дело N А03-6846/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Полосина А. Л., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е. Г. без использования средств аудиозаписи,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 31 мая 2017 года по делу N А03-6846/2016 (судья Куличкова Л. Г.)
по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (65054, г. Кемерово, Пионерский б-р, 4а, ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090)
к Администрации Михайловского района Алтайского края (ОГРН 1022202376124, ИНН 2258001073, (658960, Алтайский край, с. Михайловское, ул. Садовая, 15)
о признании незаконными действий (бездействия) Администрации Михайловского района Алтайского края по исполнению исполнительных листов серии N АС 006775781 и АС N 005144569, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов серии N АС 006775781 и АС N 005144569, в порядке, установленном статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
третьи лица: Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 9);
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Михайловского района Алтайского края (658960, Алтайский край, с. Михайловское, ул. Садовая, 15),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - заявитель, Общество, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Михайловского района Алтайского края (далее - Администрация района) о признании незаконными, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, действий (бездействия) Администрации Михайловского района Алтайского края (далее - Администрация) по исполнению исполнительных листов серии N АС 006775781 и АС N 005144569, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов серии АС N 006775781 и АС N 005144569, в порядке, установленном статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - Управление), Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Михайловского района Алтайского края (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 31.05.2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", ссылаясь на неполное исследование обстоятельств дела и нарушение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на апелляционную жалобу от третьих лиц не представлены.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.08.2013 по делу N А03-6443/2013 удовлетворены требования общества к Администрации района, с последней, как муниципального заказчика по муниципальному контракту от 26.06.2012 N 2012.61401 взыскано 3 795 661 руб. 28 коп. долга, 224 978 руб. 17 коп. пени, 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
25.09.2013 судом выдан исполнительный лист АС N 006775781 по делу N А03-6443/2013 на взыскание с Администрации района в пользу общества 3 795 661 руб. 28 коп. долга, 224 978 руб. 17 коп. пени, 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Указанный исполнительный лист общество 08.10.2013 направило на исполнение в Отделение по Михайловскому району УФК по АК, в порядке статьи 242.5 БК РФ.
15.10.2013 в адрес Управления поступил на исполнение исполнительный лист серии АС N 006775781.
16.10.2013 в адрес должника направлено уведомление N УПЛ-13-1371 о поступлении исполнительного документа и необходимости представления в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Письмом от 21.10.2013 N 1854 должником представлена информация об источнике образования задолженности.
21.10.2013 Администрацией Михайловского района Алтайского края направлен запрос - требование N 1855 в адрес Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Михайловского района о выделении финансирования для погашения задолженности по исполнительному документу.
15.01.2014 Администрацией Михайловского района Алтайского края направлен запрос - требование N 40 в адрес Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Михайловского района о выделении финансирования для погашения задолженности по исполнительному документу.
16.01.2014 направлено Уведомление N УБЛ-13-9061 в адрес должника о приостановлении операций по расходованию средств.
16.01.2014 в адрес заявителя направлено уведомление N УНЛ-13-1372 о неисполнении должником требований исполнительного документа.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17.11.2014 по делу N А03-18660/2014 удовлетворены требования общества к Администрации района, с последней, как муниципального заказчика по муниципальному контракту N 4394/13-2 от 25.09.2013 взыскано 4 846 599 руб. 92 коп., в том числе 4 558 927 руб. 07 коп. долга и 287 672 руб. 85 коп. законной неустойки, а также 9 020 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, проценты на случай неисполнения судебного акта, подлежащие начислению и уплате в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России на всю взысканную сумму - 4 855 619 руб. 92 коп. с даты вступления настоящего решения в законную силу и по дату его фактического исполнения.
26.12.2014 судом выдан исполнительный лист АС N 005144569 по делу N А03-18660/2014 на взыскание с Администрации района в пользу общества 4 846 599 руб. 92 коп., в том числе 4 558 927 руб. 07 коп. долга и 287 672 руб. 85 коп. законной неустойки, а также 9 020 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, проценты на случай неисполнения судебного акта, подлежащие начислению и уплате в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России на всю взысканную сумму - 4 855 619 руб. 92 коп. с даты вступления настоящего решения в законную силу и по дату его фактического исполнения.
Указанный исполнительный лист общество 04.02.2015 направило на исполнение в Отделение N 23 УФК по АК, в порядке статьи 242.5 БК РФ.
09.02.2015 в адрес Управления поступил на исполнение исполнительный лист серии АС N 005144569.
09.02.2015 в адрес должника направлено уведомление N УПЛ-15-9814 о поступлении исполнительного документа и необходимости представления в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Письмом от 18.02.2015 N 223 должником представлена информация об источнике образования задолженности.
13.05.2015 направлено Уведомление N УБЛ-15-4360 в адрес должника о приостановлении операций по расходованию средств.
13.05.2015 в адрес заявителя направлено уведомление N УНЛ-15-9815 о неисполнении должником требований исполнительного документа.
15.04.2016 общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными, как несоответствующих Бюджетному кодексу Российской Федерации действий (бездействия) Администрации Михайловского района Алтайского края по исполнению исполнительных листов серии N АС 006775781 и АС N 005144569, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов серии N АС 006775781 и АС N 005144569, в порядке, установленном статьей 242.5 БК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Алтайского края исходил из следующего.
По правилам статей 198 и 201 АПК РФ признание оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными возможно при несоответствии таких актов, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что данный федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий, предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий воздержанию от совершения определенных действий.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса (пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 242.2 названного Кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете только в определенных, предусмотренных данным пунктом, случаях, в том числе в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.2009 N 1312-О-О, направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Конституционным Судом Российской Федерации разъяснено, что из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что возложенные на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета, положениями статей 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанности финансовое управление Администрации выполняет; между тем средств, предусмотренных в бюджете, недостаточно для полного погашения всей задолженности по судебному акту.
Доводы заявителя относительно бездействия Администрации опровергаются предоставленными доказательствами: платежными документами о частичном исполнении исполнительного листа серии АС N 006775781 по делу N А03-6443/2013 на сумму 10 000 рублей, серии АС N 005144569 по делу N А03-18660/2014 на сумму 10 000 рублей; запросом в финансовый орган района, решениями Михайловского районного собрания депутатов о районных бюджетах на 2014, 2015 и 2016 годы, с учетом пояснительных записок, которыми не утверждены лимиты бюджетных ассигнований на исполнение спорных исполнительных листов в полном объеме, письмами собрания депутатов.
Кроме того, законами Алтайского края о бюджете на 2014 г., 2015 г. и 2016 г. не предусмотрены соответствующие субсидии и дотации бюджету Михайловского района на погашение исполнительных листов.
Судом первой инстанции также установлен пропуск Обществом срока для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением (пункт 4 статьи 198 АПК РФ).
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что бездействие Администрации является длящимся, суд апелляционной инстанции исходит из того обстоятельства, что законом определен срок, в течение которого Администрация обязана была совершить действия, установленные статьей 242.5 БК РФ, в связи с чем, по истечение указанного срока начинает течь срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия, который заявителем пропущен.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьями 65, 66, 67, 68, 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил отсутствие незаконного бездействия Администрации и УФК по Алтайскому краю.
При установленных обстоятельствах судом правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 31 мая 2017 года по делу N А03-6846/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
А. Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6846/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2017 г. N Ф04-4358/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Ответчик: Администрация Михайловского района АК
Третье лицо: Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Михайловского р-на Алтайского края, УФК по Алтайскому краю, УФК по Алтайскому краю.