город Ростов-на-Дону |
|
07 августа 2017 г. |
дело N А53-609/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевой Н.В.
при участии:
от истца - представитель Дьяченко И.В. по доверенности N 125 от 18.05.2016;
от ответчика - представитель Машнев А.Э. по доверенности N 312 от 28.05.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Донэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.2017 по делу N А53-609/2017
по иску АО "Донэнерго"
к ответчику - ООО "Донэнерготранзит"
о признании договора частично недействительной сделкой
принятое в составе судьи Бутенко З.П.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Донэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Донэнерготранзит" о признании договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 26.12.2007 N 25-П/07 недействительным в части указанных в иске точек приема и точек поставки, применении последствий недействительности сделки в виде возврата денежных средств, полученных по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 26.12.2007 N 25-П/07 за оказание услуг по передаче электрической энергии по спорным точкам приема и точкам поставки с момента его заключения в размере 9266008 руб. 37 коп. (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 3 л.д. 53-56).
Решением от 18.05.2017 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что в обоснование своих требований истец ссылается на отсутствие у ответчика права собственности на спорные точки приема и точки поставки электрической энергии. По мнению истца, отсутствие права собственности свидетельствует об отсутствии у ответчика статуса сетевой организации. Между тем, отнесение владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям относится к исключительным полномочиям Региональной службы по тарифам Ростовской области. Для ООО "Донэнерготранзит" определен индивидуальный тариф для применения в расчетах с ООО "Донэнерго" в установленном порядке. Оснований для признания договора недействительным не имеется. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности по заявленному требованию.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что у ответчика отсутствуют документы, подтверждающие наличие права собственности на спорные точки приема электрической энергии и точки поставки. Государственная регистрация права собственности не осуществлена. Отсутствуют кадастровые паспорта на объекты недвижимого имущества, не указаны площади подстанций, не указаны собственники земельных участков, на которых расположены спорные объекты. В решении единственного участника ООО "Донэнерготранзит" от 20.05.2009 указаны не трансформаторные подстанции в целом, а их составные части (электрооборудование) без учета зданий трансформаторных подстанций. По мнению заявителя жалобы, переток по составным частям электрооборудования не является услугой по передаче электрической энергии. Кроме того, соглашение о передаче с баланса на баланс от 14.06.2007 между ЗАО "Рабочий" и ООО "Донэнерготранзит" является договором дарения, следовательно, соглашение ничтожно. При заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии 26.12.2007 ответчик не предоставлял документы, подтверждающие законность владения объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывались услуги по передаче энергии. Об отсутствии законных оснований владения объектами электросетевого хозяйства истец узнал только после ответа на запрос от 13.07.2016, то есть 06.09.2016, срок исковой давности истцом не пропущен.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, между АО "Донэнерго" (заказчик) и ООО "Донэнерготранзит" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 26.12.2007 N 25/П-07 (т. 1 л.д. 17-25) с протоколом разногласий (т. 1 л.д. 26-28), по условиям которого исполнитель обязался оказывать услуги заказчику по передаче электроэнергии (мощности), от точек приема до точек поставки путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии (мощности) через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности и (или) ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги по передаче электроэнергии (мощности) в порядке, установленном настоящим договором (пункт 2.1 договора).
Перечень точек приема, с указанием места установки приборов учета, их типы, номера, с указанием трансформаторов тока и трансформатора напряжения в сечении исполнителя-заказчика указаны в приложении N 2 к договору (т. 1 л.д. 29-32).
Перечень точек поставки, с указанием места установки приборов учета, их типов, номеров, с указанием трансформаторов тока и трансформатора напряжения в сечении исполнителя-потребителя и по присоединениям хозяйственных нужд исполнителя указаны в приложении N 4 к договору (т. 1 л.д. 33-38).
Письмом от 13.07.2016 заказчик запросил у исполнителя копии документов, подтверждающих право владения объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии (т. 1 л.д. 39).
Полагая, что право собственности на объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, у исполнителя отсутствует, АО "Донэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 167 Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 Кодекса).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Кодекса).
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что исходя из положений Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является использование сетевой организацией принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 1.3 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технических комплексов, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 01.08.2007 N 295, трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.
В соответствии с общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 329, воздушные и кабельные линии отнесены к группе "сооружения".
Права на данные сооружения, по мнению заявителя жалобы, подлежат государственной регистрации.
На необходимость государственной регистрации объектов электросетевого хозяйства, включая договоры аренды трансформаторных подстанций и линий электропередачи, с использованием которых сетевая организация планирует оказывать услуги по передаче электроэнергии, также указано в письме Федеральной антимонопольной службы от 14.09.2015 N АГ/49225/15.
В ответ на запрос заказчика (письмо от 13.07.2016 N 2061 - т. 1 л.д. 39) исполнитель 06.09.2016 предоставил документы, подтверждающие, по мнению ООО "Донэнерготранзит", его право собственности на объекты электросетевого хозяйства: решение единственного участника от 20.05.2009, акт приема-передачи от 20.05.2009, соглашение о передаче с баланса на баланс от 14.06.2007, акт приема-передачи воздушных и кабельных сетей электроснабжения г. Ростова-на-Дону от 14.06.2007, договор купли-продажи N П9-90/1507 от 13.08.2015, акт приема-передачи к договору N П9-90/1507 от 13.08.2015, договор купли-продажи N 1/07-КП от 01.06.2007, акт приема-передачи к договору N 1/07-КП от 01.06.2007 (т. 1 л.д. 41-58).
По мнению заявителя жалобы, решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Донэнерготранзит" от 20.05.2009 и соглашение о передаче с баланса на баланс от 14.06.2007, не подтверждают его право собственности и не предоставляют ООО "Донэнерготранзит" право оказания услуг по передаче электроэнергии через указанные в них объекты электросетевого хозяйства, в связи с чем договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 26.12.2007 N 25/П-07 в части точек приема и точек поставки, указанных в исковом заявлении, является недействительной сделкой, противоречащей пунктам 2, 34 и 35 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.
Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг (пункт 2 статьи 26 закона).
В соответствии со статьями 1 и 4 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановлением от 27.12.2004 N 861 утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, определяющие общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
В абзаце восьмом пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, определено, что сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
На основании пункта 8 Правил недискриминационного доступа в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, находящимся в собственности данной сетевой организации или на ином законном основании в соответствии с разделом III указанных Правил.
Согласно пункту 34 Правил недискриминационного доступа по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности в соответствующей точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.
При заключении договора между смежными сетевыми организациями стороны определяют принадлежащие им на праве собственности или на ином законном основании объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых необходимо осуществить взаимную координацию изменения эксплуатационного состояния, ремонтных работ, модернизацию оборудования и иные мероприятия (далее - объекты межсетевой координации).
Перечень объектов межсетевой координации является неотъемлемой частью договора между смежными сетевыми организациями (пункт 35 Правил).
Согласно статье 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" и пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче потребителям электроэнергии.
Из буквального толкования указанных норм следует, что обязательным условием для оказания услуг по передаче электрической энергии является принадлежность на законном основании технических устройств электрических сетей, посредством которых передается электрическая энергия организации, оказывающей данную услугу.
Спорное электрооборудование находится во владении ООО "Донэнерготранзит" на основании соглашения о передаче с баланса на баланс ЗАО "Рабочий", по условиям которого ЗАО "Рабочий" безвозмездно передает ООО "Донэнерготранзит" кабельные и воздушные электролинии, связанные с проживанием граждан, с целью их обслуживания и эксплуатации.
Указанное соглашение заключено на основании постановления мэра города Ростова-на-Дону от 19.11.2004 N 1883 с изменениями от 08.06.2007.
ЗАО "Рабочий" на момент заключения соглашения от 14.06.2007 не являлось собственником линий электропередач, а являлось балансодержателем, так как данное имущество не вошло в план приватизации МЖК "Рабочий", утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом Ростовской области от 10.05.2000.
В целях обеспечения эксплуатации и финансирования объектов жилищного и нежилого фонда, на основании постановления мэра города Ростова-на-Дону от 19.11.2004 N 1883 с изменениями от 08.06.2007, наружные сети электроснабжения переданы с баланса ЗАО "Рабочий" на баланс ООО "Донэнерготранзит".
Таким образом, осуществлена передача бесхозных сетей электроснабжения, которые не вошли в план приватизации МЖК "Рабочий", которые расположены на территории муниципального образования города Ростова-на-Дону, в безвозмездное пользование ООО "Донэнерготранзит" с целью обеспечения надежного энергоснабжения населения, недопущения перебоев в энергоснабжении, контроля за электропотреблением.
Следовательно, соглашение не может быть признано дарением по смыслу статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В период с 2007 года по настоящее время исполнитель добросовестно и надлежащим образом исполняет возложенные на него законом обязанности по ремонту и поддержанию в работоспособном состоянии указанных электросетей в целях надежного и бесперебойного обеспечения электроэнергией потребителей - жителей жилых домов, расположенных в г. Ростове-на-Дону по адресу: пр. 40 лет Победы, 9; пр. 40 лет Победы, 11; пр. 40 лет Победы, 11/1; пр. 40 лет Победы, 13; пр. 40 лет Победы, 13/1; пр. 40 лет Победы, 15; ул. 23 линия, 5; ул. 23 линия, 9; ул. 23 линия, 30; ул. 9 линия, 26; пр. 40 лет Победы, 73/14; пр. 40 лет Победы, 73/14; пр. 40 лет Победы, 73/13; пр. 40 лет Победы, 73/13; 20-я линия, 76/88; 18-я линия, 89; 16-я линия, 21/32; 16-я линия, 21/32; пр. Шолохова, 86/91; ул. Закруткина, 38/22.
Указанный комплекс электрооборудования и помещений, в котором оно расположено, представляют собой электроустановки в соответствии с пунктами 1.1.3 - 1.1.5 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 08.07.2002 N 204, предназначенных для трансформации, передачи, распределения электрической энергии.
Указанные электроустановки со всеми конструктивными элементами (в том числе здания и сооружения, в которых они расположены) включены в производственный цикл по передаче электрической энергии потребителям, что подтверждается сводным актом полезного отпуска из сети ООО "Донэнерготранзит" потребителями РМО ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону".
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
Основными критериями отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям являются:
1. Сетевая организация должна владеть на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования, в том числе силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА и линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, не менее 2 уровней напряжения из следующих уровней напряжения: высокое напряжение (ВН) - 110 кВ и выше; среднее первое напряжение (СН1) - 35 кВ; среднее второе напряжение (СН2) - 1-20 кВ; низкое напряжение (НН) - ниже 1 кВ.
2. Отсутствие за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных.
3. Наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
4. Наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Отсутствие во владении и (или) пользовании объектов электросетевого хозяйства, расположенных в административных границах субъекта Российской Федерации и используемых для осуществления регулируемой деятельности в указанных границах, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании иному лицу, владеющему объектом по производству электрической энергии (мощности), который расположен в административных границах соответствующего субъекта Российской Федерации и с использованием которого осуществляется производство электрической энергии и мощности с целью ее продажи на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и (или) розничных рынках электрической энергии.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации N 184 от 28.02.2015 критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства применяют к территориальным сетевым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования.
В Ростовской области указанным органом является Региональная служба по тарифам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" в отношении владельцев объектов электросетевого хозяйства, которые не соответствуют критериям, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям не устанавливаются.
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).
Экспертное заключение должно содержать анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (пункт 23 Правил государственного регулирования).
Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (абзац 2 пункта 23 Правил государственного регулирования).
Таким образом, исключительные полномочия проводить анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства на принадлежность к территориальным сетевым на территории Ростовской области и применять последствия данного заключения имеет Региональная служба по тарифам Ростовской области.
Информационными письмами Региональная служба по тарифам Ростовской области размещает информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 6 приложения к указанному информационному письму, ООО "Донэнерготранзит" является территориальной сетевой организацией, в отношении которого устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии в 2016 и в 2017 годах, то есть соответствует Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Информационное письмо от 31.10.2016 N 40.1/6894 с приложениями размещено на официальном сайте Региональной службы по тарифам Ростовской области.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области N 84/2 от 18.12.2014 установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между АО "Донэнерго" и ООО "Донэнерготранзит" на долгосрочный период регулирования с 2015 по 2019 годы, в том числе с учетом точек поставок, являющихся предметом настоящего спора.
Следовательно, регулирующий орган при оценке представленных ответчиком для утверждения индивидуального тарифа обосновывающих материалов признал их надлежаще оформленными и не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации.
Кроме того, в пункте 1 Критериев устанавливает обязанность сетевых организаций по владению на праве собственности и (или) ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных танинах субъекта РФ, - непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше: 35 кВ: 1-20 кВ: ниже 1 кВ -трехфазных участков линий электропередачи.
Спорные линии электропередачи принадлежат ООО "Донэнерготранзит" на праве собственности в результате внесения их в уставной капитал ответчика ООО "Сигма-Финанс" на основании решения единственного участника ООО "Донэнерготранзит" от 20.05.2009 в соответствии с договором купли-продажи N 1/07-КП от 01.06.2007, а также на праве бессрочного владения (пользования) в соответствии с соглашением о передаче с баланса на баланс от 14.06.2007, размещение электрооборудования подтверждено договорами аренды нежилых помещений.
Кроме того, от администрации города Ростова-на-Дону в материалы дела поступил ответ N 59-9.3/1588 от 15.05.2017 на запрос суда первой инстанции, из которого следует, что согласно постановлению мэра города Ростова-на-Дону от 19.11.2004 N 1883 "О передаче жилищного фонда, находящегося на балансе ЗАО "Рабочий" в муниципальную собственность на баланс МУРЗ в сфере ЖКХ Пролетарского района", наружные сети электроснабжения передавались с баланса ЗАО "Рабочий" в областную собственность на баланс ГУП Ростовской области "Донэнерго" на безвозмездной основе, согласно приложению N 3 (пункт 4.3 постановления N 1883 от 19.11.2004).
В данный пункт внесены изменения постановлением мэра города Ростова-на-Дону от 08.06.2007 N 562 "О несении изменений в постановление мэра города Ростова-на-Дону от 19.11.2004 N 1883 "О передаче жилищного фонда, находящегося на балансе ЗАО "Рабочий" в муниципальную собственность на баланс МУРЗ в сфере ЖКХ Пролетарского района" в пункте 4.3 слова "на баланс ГУП РО "Донэнерго" заменены словами ООО "Донэнерготранзит" (пункт 1.1 постановления).
Таким образом, спорные кабельные и воздушные линии находятся у ООО "Донэнерготранзит" в безвозмездном пользовании.
Существующие договоры аренды помещений, в которых расположено электрооборудование, сроком на 11 месяцев (с условием о пролонгации), в соответствии с Критериями не оцениваются, кроме того, данное обстоятельство не влечет признание сделки недействительный, поскольку заключение договоров аренды на срок 11 месяцев не противоречит действующему законодательству и не может исключить факт законного владения.
При таких условиях, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Довод заявителя жалобы о том, что право владения спорными точками приема и точками поставки электрической энергии не зарегистрировано в установленном порядке, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Объекты электросетевого хозяйства не являются объектом недвижимости, поскольку не отвечают критериям такого объекта по смыслу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (отсутствие фундамента, неповторимость, неразрывная связь с землей, перемещение связано с несоразмерным ущербом). Доказательств обратного заявителем жалобы не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе
В пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Объекты электросетевого хозяйства, которые представляют сборно-разборные сооружения и возможно их перемещение без ущерба их назначению, признаются движимыми объектами.
Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности по заявленному требованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в абзаце втором пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что пропуск стороной по делу срока исковой давности при наличии заявления надлежащего лица о ее применении позволяет суду отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Годичный срок исковой давности начинает свое течение со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Спорный договор исполнялся обеими сторонами с момента его заключения - январь 2008 года. Услуги по передаче электрической энергии оказаны в полном объеме, в том числе и по оспариваемым точкам поставки, что подтверждается актом сальдо-перетоков электрической энергии в январе 2008 года, оформленного по форме приложения N 7 к договору.
Таким образом, началом исполнения договора N 25/П-07 является 31.01.2008, следовательно, срок исковой давности по требованию о признании сделки недействительной истек 31.01.2009.
Между тем, АО "Донэнерго" обратилось в суд с иском только 23.01.2017, т.е. за пределами срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя жалобы на то, что ответчик направил ответ на запрос заказчика 06.09.2016, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, так как обращение заказчика с запросом о предоставлении документов не приостанавливает течение срока исковой давности и не прерывает его.
Направление запроса о предоставлении документов не является основанием для вывода о том, что срок давности и момент когда истец узнал о нарушении своего права начал течь с момента ответа на него.
Заказчик услуг не был лишен возможности направить запрос о предоставлении документов исполнителю услуг непосредственно перед заключением договора либо после его заключения в любое время.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.2017 по делу N А53-609/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-609/2017
Истец: АО "ДОНЭНЕРГО"
Ответчик: ООО "Донэнерготранзит"