г. Чита |
|
7 августа 2017 г. |
Дело N А78-12661/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 августа 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Гречаниченко А.В., при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Малановой А.А., после перерыва - секретарем Сукач Д.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Уют" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2017 года по делу N А78-12661/2016 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Уют" (ОГРН 1047550012740, ИНН 7534018328; г. Чита, п. Антипиха, 9) к Забайкальскому краю в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984; г. Чита, ул. Амурская, 68) о взыскании с Забайкальского края за счет казны Забайкальского края о взыскании пени в сумме 73 203, 84 руб.,
при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1047550012740, ИНН 7534018328; г. Чита, ул. Амурская, д.68); Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1047550012740, ИНН 7534018328; г. Чита, ул. Чкалова, д.136), Государственного казенного учреждения "Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края" (ОГРН 1047550012740, ИНН 7534018328; г. Чита, ул. Богомягкова, д.23, каб. 432), открытого акционерного общества "Силикатный завод" (ОГРН 1047550012740, ИНН 7534018328; г. Чита, Агинский тракт, д.27), общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Ласточка" (ОГРН 1047550012740, ИНН 7534018328; г. Чита, ул. Шилова, д.101/А. офис 1),
(суд первой инстанции: С.Д. Дамбаров)
в судебном заседании, назначенном на 25 июля 2017 года, объявлялся перерыв до 11 часов 05 минут 1 августа 2017 года
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от ООО ЖЭУ "Уют": представитель Сапожникова О.И., доверенность от 09.01.2017
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Уют" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к Забайкальскому краю в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о взыскании с Забайкальского края за счет казны Забайкальского края 252 446,20 руб. - задолженности за коммунальные услуги, оказанные в период с 26.12.2013 по 16.03.2014, пени за период с 16.02.2016 по 13.02.2017 в сумме 73 203,84 руб.
В ходе рассмотрения заявленного требования общество ЖЭУ "Уют" завило об отказе от иска в части требования о взыскании суммы основного долга с Забайкальского края в лице Департамента.
С учетом отказа от иска в части взыскания основного долга дело рассматривается по требованию о взыскании пени за период с 16.02.2016 по 13.02.2017 в сумме 73 203,84 руб.
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Забайкальского края; Министерство территориального развития Забайкальского края, Государственное казенное учреждение "Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края"), открытое акционерное общество "Силикатный завод", общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Ласточка".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2017 года принят отказ от иска в части требования о взыскании основного долга в сумме 252 446 руб. 20 коп., производство по делу в данной части прекращено, в остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части отказа во взыскании пени, ссылаясь на неверный вывод суда о предъявлении требования к ненадлежащему ответчику.
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края является главным распорядителем бюджетных средств на расходы по содержанию объектов недвижимости, переданных застройщиком в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса.
Обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ).26.12.2013 года по акту приема - передачи квартир, Министерству территориального развития Забайкальского края переданы 104 квартиры.
Момент возникновения у дольщика обязанности по оплате коммунальных услуг определяется не датой государственной регистрации права собственности на квартиру, а датой приемки объекта долевого строительства, поскольку обязанность по оплате коммунальных услуг возлагается на фактического пользователя данных услуг и в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях.
Из того, что оплату задолженности произвел не Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, а ГКУ "Центр обслуживания, содержания и продаж государственного казенного имущества Забайкальского края" невозможно сделать вывод о ненадлежащем ответчике по данным исковым требованиям.
В государственном контракте N 006 от 25.11.2016 г. не оговаривалось об отказе требований в отношении иных лиц, в т.ч. и к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Исковые требования по делу N А78-12661/2016 предъявлялись не по государственному контракту от 25.11.2016 г. N 006 к ГКУ "Центр обслуживания, содержания и продаж государственного казенного имущества Забайкальского края", а предъявлялись к собственнику - Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в силу закона.
ООО ЖЭУ "Уют" не согласно с отказом по взысканию пени в размере 73 203,84 руб. От Государственного казенного учреждения "Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края" поступила оплата платежным поручение N 58455 от 14.02.2017 г. по оплате задолженности коммунальных услуг по государственному контракту N 006 от 25.11.2016 г. в размере 308 233,38 руб. Данные денежные средства были учтены при взыскании задолженности с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в пользу ООО ЖЭУ "Уют" за коммунальные услуги в размере 252 446 руб. 20 коп. и за пени в размере 55 787 руб. 18 коп. Таким образом, задолженность за коммунальные услуги в размере 252 446,20 руб. была оплачена платежным поручением N 58455 только 14.02.2017 г. Следовательно, Истец имеет право начисления пени за несвоевременную оплату задолженности по день фактической оплаты.
За период с 16.02.2014 г. по 13.02.2017 г. пени были оплачены частично в размере 55 787,18 руб. На день вынесения решения пени не оплачены за период 19.02.2016 г. по 13.02.2017 г. в размере 73 203 руб. 84 коп.
Со стороны ООО ЖЭУ "Уют" в части взыскания пени произвело уточнение исковых требований на сумму 73 203 руб. 84 коп., что не может относится к злоупотреблению правом, так как произведено в соответствии с действующим законодательством.
Департамент, в письменных пояснениях на жалобу, не оспаривая, что является главным распорядителем бюджетных средств, указал на отсутствие у него возможности оплатить неустойку в отсутствие государственного контракта.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между государственным заказчиком - Министерством территориального развития Забайкальского края, (участник долевого строительства) действующим от имени Забайкальского края и общество "Силикатный завод" (застройщик) заключен государственный контракт N 531 от 05.09.2013 на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно государственному контракту (с учетом дополнительного соглашения от 29.11.2013) застройщик обязался в предусмотренный контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: Забайкальский край, г. Чита, "Жилой комплекс по ул. Казачья в п. Антипиха" многоквартирные малоэтажные жилые дома N 1, 2, 7, а после завершения строительства объектов - передать в собственность Забайкальского края квартиры в данных домах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
По актам приема-передачи от 26.12.2013 (с уточнениями) квартиры переданы в государственную собственность Забайкальского края.
Ссылаясь на то, что в связи с возникновением государственной собственности Забайкальского края в отношении переданных ему жилых помещений у данного публичного собственника до момента фактического заселения квартир, возникает обязанность оплатить потребленные коммунальные услуги и расходы на содержание общего имущества, общество ЖЭУ "Уют", как исполнитель коммунальных услуг, обратилось в департамент с претензией, содержащей требование о погашении образовавшейся задолженности.
В ходе рассмотрения настоящего спора стороны пояснили, что требование о погашении задолженности относилось к периоду до фактического предоставления квартир в пользование физическим лицам и перехода соответствующих многоквартирных домов в облуживание специализированной управляющей организации - обществу УК "Ласточка" - с 26.12.2013 по 16.03.2014.
К претензии об оплате общество ЖЭУ "Уют" приложило расчет основного долга за период с 26.12.2013 по 16.03.2014 в сумме 252 446, 20 руб., а также расчет начисленных штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств по оплате за период с 16.02.2014 по 27.06.2016 в сумме 55 787, 18 руб. (т. 3, л.д. 15). Всего на сумму 308 233, 38 руб.
Впоследствии между обществом ЖЭУ "Уют" (поставщик) и ГКУ "Центр обслуживания, содержания и продаж государственного казенного имущества Забайкальского края" (потребитель) заключен государственный контракт от 25.11.2016 N 006 на оплату задолженности за потребленные коммунальные услуги в твердой сумме 308 233, 38 руб. (т.2, л.д. 100-103).
Платежным поручением от 14.02.2017 N 58455 учреждение перечислило денежные средства в сумме 308 233, 38 руб. в оплату оказанных обществом ЖЭУ "Уют" коммунальных услуг и поставленных ресурсов, включающие в себя и сумму пени с 16.02.2014 по 27.06.2016 в размере 55 787,18 руб. (т. 2, л.д. 136).
В связи с получением денежных средств общество ЖЭУ "Уют" заявило об отказе от иска в части основного долга, уточнив размер пени, подлежащих взысканию, которые приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ, производство в части отказа от иска прекращено.
Спор возник относительно правомерности предъявления требования к собственнику имущества в части взыскания пени, рассчитанного истцом (ресурсоснабжающей организацией) в соответствии с п.14 ст.155 ЖК РФ, за период с 19.02.2016 по 13.02.2017 в размере 73 203 руб.84 коп.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из предъявления требования к ненадлежащему лицу и наличия в действиях истца признаков недобросовестности. К данному выводу суд пришел исходя из условий государственного контракта, заключенного истцом с учреждением 25.11.2016 года.
Между тем, данный вывод суда не основан на фактических обстоятельствах дела.
Как указано ранее учреждение приняло на себя обязательства оплатить задолженность по коммунальным ресурсам в твердой сумме за определенный период времени, никаких условий о том, что третье лицо взяло на себя обязанность регулировать все спорные правоотношения, возникшие между собственником помещений и поставщиком ресурса, и в дальнейшем, государственный контракт не содержит. (п.1.1 контракта).
В пункте 6.1 государственного контракта от 25.11.2016 N 006 стороны предусмотрели, что при полном погашении учреждением имеющейся задолженности общество ЖЭУ "Уют" отказывается от судебных требований к Потребителю (учреждению), так как оплата по контракту прекращает исполнение обязательства потребителем.
Доказательства, которые бы свидетельствовали о переходе к учреждению (третьему лицу) полномочий по распоряжению объектами, принадлежащему Забайкальскому краю, суду не представлено.
Согласно Положению о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 95 (находится в свободном доступе), пояснениям самого Департамента, именно Департамент осуществляет полномочия собственника спорного имущества (п.9.15.3) и является главным распорядителем бюджетных средств края.
Поэтому истец правильно в качестве надлежащего ответчика указал собственника имущества - Забайкальский край в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Учитывая, что задолженность образовалась в связи с несвоевременной оплатой собственником помещений за коммунальные услуги, предусмотренной ч.1 ст.155 Жилищного Кодекса РФ, истец вправе начислить пени, предусмотренные ч.14 ст.155 ЖК РФ. Стало быть, вывод суда о наличии в действиях истца признаков злоупотребления правом, ошибочен.
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В рассматриваемом случае за просрочку внесения платы за коммунальные услуги истец начислил 73 203,84 руб. за период с 16.02.2016 по 13.02.2017.
Проверив расчет неустойки, составленный истцом (т.3 л.д.10), суд апелляционной инстанции находит его арифметически правильно составленным, соответствующим положениям ч.14 ст.155 ЖК РФ. По существу расчет пени ответчиком не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
Истец при обращении в суд оплатил государственную пошлину в сумме 10 092, 94 руб., при обращении с апелляционной жалобой оплатил государственную пошлину в сумме 3000 руб.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 АПК РФ, арбитражным судом уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению из федерального бюджета.
В связи с отказом истца от иска в части требования о взыскании основного долга в сумме 252 446 руб. 20 коп., ему подлежит возвращению из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 7 164 руб. 94 коп, уплаченная чеком-ордером от 07.10.2016 года.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 5 928 рублей, с учетом результата рассмотрения дела, относятся на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2017 года по делу N А78-12661/2016 отменить.
Принять отказ от иска в части требования о взыскании основного долга в сумме 252 446 руб. 20 коп. Производство по делу в данной части прекратить.
Взыскать с Забайкальского края в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984; г. Чита, ул. Амурская, 68) в пользу общества с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Уют" (ОГРН 1047550012740, ИНН 7534018328; г. Чита, п. Антипиха, 9) пени в размере 73 203 руб. 84 коп. за счет казны Забайкальского края, судебные расходы в сумме 5 928 рублей
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Уют" (ОГРН 1047550012740, ИНН 7534018328) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7 164 руб. 94 коп, уплаченную чеком-ордером от 07.10.2016 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-12661/2016
Истец: ООО ЖЭУ "Уют"
Ответчик: Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Третье лицо: ГКУ "Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края", Министерство территориального развития Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, ОАО "Силикатный завод", ООО Управляющая компания "Ласточка"