г. Санкт-Петербург |
|
07 августа 2017 г. |
Дело N А56-67080/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Винниковым А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Симонян А.С. по доверенности от 02.04.2017,
от ответчика (должника): Мушниковой Е.А. по доверенности от 18.07.2017,
от 3-их лиц: 1. Земцовой И.В. по доверенности от 22.06.2017,
2. Шаровой Н.В. по доверенности от 05.06.2017,
3. Шаровой Н.В. по доверенности от 08.06.2017,
4. не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13093/2017) Общества с ограниченной ответственностью "Родниковый край" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2017 по делу N А56-67080/2016(судья Заварзина М.А.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Родниковый край"
заинтересованное лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области
3-и лица: 1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области,
2. Министерство обороны Российской Федерации,
3. Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны,
4. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области
о признании незаконным отказа, обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Родниковый край" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд горда Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - Управление) от 12.09.2016 N 01-5559, об обязании Управления утвердить схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 95 000 кв.м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 47:07:0155001:15 и принять решение о предварительном согласовании предоставления данного участка в собственность заявителя.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Министерство обороны Российской Федерации; Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области.
Решением суда от 15.04.2017 в удовлетворении заявления отказано.
ООО "Родниковый край" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны в отзывах на апелляционную жалобу возражали против ее удовлетворения.
Управление Росреестра по Ленинградской области в письменной позиции по делу оставило судьбу апелляционной жалобы на усмотрение суда.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, приобретенные на основании договора купли-продажи высвобождаемого военного имущества от 19.05.2004 N 92-ВВИ и договорам купли-продажи от 22.03.2011 N 15 и N 16:
- здание казармы-столовой с кадастровым номером 47:07:0000000:77166, расположенное по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Васкелово, Благодатный ключ, д. 1, площадь. 736,2 кв.м,
- здание склада тип 1 с кадастровым номером 47:07:0000000:77232, по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Куйвозовская волость, в/г N 18 (Васкелово - 4), площадью 1056 кв.м,
- здание проходного пункта с кадастровым номером 47:07:0000000:77233, по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Куйвозовская волость, в/г N 18, площадью 17,2 кв.м.
Как указывает Общество, данные объекты недвижимости расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 47:07:0155001:15 общей площадью 220 000 кв.м. по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Васкелово, статус сведений о земельном участке: ране учтенный, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для спецнадобностей, границы земельного участка установлены.
Для целей оформления прав на землю под указанными объектами недвижимости, Обществом подготовлена схема расположения земельного участка площадью 95 000 кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:0155001:15 с сохранением последнего в измененных границах (л.д. 60, том 1).
В связи с высвобождением военного имущества и его выбытием из состава собственности, находящейся в распоряжении Министерства обороны Российской Федерации, Общество обратилось в Управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 12.09.2016 N 01-5559 Управление отказало Обществу в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления образуемого земельного участка в собственность. В данном письме Управление указало на то, что в отношении исходного земельного участка право собственности Российской Федерации не зарегистрировано в установленном порядке; земельный участок не учтен в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Территориальное управление; Положением о Территориальном управлении, утвержденном приказом Росимущества от 05.03.2009 N64 (далее - Положение) не предусмотрены полномочия Территориального управления по предварительному согласованию предоставления земельных участков, площадь которых превышает десять гектаров; представленная Обществом схема расположения земельных участков не соответствует требованиям пунктов 1 и 3 части 16 статьи 11.10, части 2 статьи 11.3, части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Общество указывает на то, что отказ Управления не соответствует закону и нарушает права Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 названного Кодекса.
В случае, когда для решения вопроса о предоставлении земельного участка требуется испрашиваемый земельный участок образовать, то первоначальным этапом в получении права на земельный участок является процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.3, положениям статей 11.9 и 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации одним из документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельного участка, является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема участка), которая представляет собой изображение его границ, содержит указание на его площадь. Схема участка может быть подготовлена лицом, заинтересованным в предоставлении участка, и подлежит утверждению уполномоченным органом, если отсутствуют предусмотренные законом основания для отказа в ее утверждении.
В соответствии с положениями статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, к которому, среди прочего, должна быть приложена схема участка. Уполномоченный орган рассматривает данное заявление в срок не более чем тридцать дней со дня поступления и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает одно из следующих решений: о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом в ситуации, когда для предоставления земельного участка требуется его образовать, а к рассмотренному заявлению прилагалась схема участка, названные решения должны также содержать соответственно указание на утверждение схемы участка или на отказ в утверждении схемы участка.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Данное решение может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской:
1) схема участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 названной статьи).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенных норм суд апелляционной инстанции исходит из того, что уполномоченный орган обязан рассмотреть обращение заинтересованного лица по вопросу предоставления земельного участка, соблюдая при этом определенную процедуру. В частности, при предоставлении земельного участка без проведения торгов с предварительным согласованием и утверждением схемы участка уполномоченный орган обязан проверить наличие либо отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а при выявлении таковых оснований вправе принять мотивированное отказное решение. Основания отказа должны быть документально подтверждены.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 47:07:0155001:15 (Участок) поставлен на государственный кадастровый учет 20.03.2007. Сведений о земельном участке, являющемся исходным по отношению к Участку, Единый государственный реестр недвижимости не содержит. По состоянию на дату постановки Участка указание в межевом деле и, впоследствии, в государственном земельном кадастре сведений об исходном земельном участке не являлось нормативно установленной основной характеристикой земельного участка.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 47:07:0155001:43, по мнению ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, являющийся исходным по отношению к Участку, не имеет надлежащего описания местоположения границ, его площадь является декларированной. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (статья 8), как и ранее Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 7), относит местоположение границ объекта кадастрового учета к уникальным характеристикам, позволяющим назвать такой объект индивидуально-определенной вещью. Отсутствие в землеустроительном деле Участка сведений о существующем исходном земельном участке вызвано ненадлежащей индивидуализацией участка с кадастровым номером 47:07:0155001:43.
Площадь и конфигурация участка с кадастровым номером 47:07:0155001:43 может быть приведена в соответствие с площадью, фактически относящейся к ведению Минобороны России, посредством уточнения местоположения границ за вычетом площади Участка. Земельный участок площадью 9,5 гектара испрашивается ООО "Родниковый край" к образованию из Участка, что подлежит отражению в соответствующем межевом плане после утверждения представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке, из которого образован Участок, не препятствует разделу Участка.
Высвобождение военного имущества подразумевает собой прекращение потребности структур Минобороны России в использовании такого имущества и последующее вовлечение данного имущества в хозяйственный оборот. Вовлечение в оборот федерального недвижимого имущества (в том числе, в рассматриваемом случае) посредством продажи его частному лицу не порочит ранее возникшего права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка, расположенного под таким имуществом. Данный вывод вытекает из возмездности выбытия имущества, которая обусловливает неприменение норм о неразграниченной собственности и условия договора купли-продажи высвобождаемого военного имущества о праве выкупа соответствующего земельного участка с определением его параметров. Вместе с тем, полномочия Минобороны России по распоряжению таким земельным участком прекращаются ввиду отпадения специального основания их возникновения - предназначения удовлетворять нужды структур обороны Российской Федерации.
Таким образом, титульным собственником имущества при прекращении его военного статуса остается Российская Федерация по основаниям возникновения права, предусмотренным статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 Положения о Росимуществе, последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Таким образом, Росимущество наделено общей компетенцией в сфере отношений, связанных с собственностью Российской Федерации. Указанное означает, что после прекращения специальных распорядительных полномочий Минобороны России (а равно - Росавтодора, Росморречфлота, Рослесхоза) в отношении федерального имущества, право распоряжения им по нормативно обусловленному "остаточному" принципу приобретает Росимущество.
Ввиду изложенного, полномочиями по распоряжению Участком в настоящее время наделено Росимущество в лице МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
В силу части 1 статьи 11.9 Земельного кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Из представленной Обществом схемы следует, что общая площадь предполагаемого к формированию земельного участка равняется 95 000 кв.м. площадь расположенных на нем объектов недвижимого имущества - 1810,2 кв.м.
Из материалов дела усматривается, что на испрашиваемом ООО "Родниковый край" земельном участке расположены исключительно объекты недвижимости, принадлежащие праве собственности заявителю, данный факт лицами, участвующими в деле не оспаривается. Как следует из пояснений Общества, объекты недвижимости, расположенные на всей территории Участка (22 гектара), представляют собой руины, они не внесены в Единый государственный реестр недвижимости и не имеют балансовой принадлежности. С учетом фактической утраты данными объектами физических свойств недвижимой вещи, кадастровый учет их в таком качестве, и, соответственно, регистрация прав в их отношении, не представляются осуществимым в дальнейшем.
Соразмерность испрашиваемого ООО "Родниковый край" складывается не только из фактической площади приобретенных объектов недвижимости, но и из планируемого использования земель и их развития. Кроме того, следует принимать во внимание определенность в вопросе о праве на приобретение земельного участка площадью до 22 гектаров - соответствующая площадь была предусмотрена планом продажи высвобождаемых объектов недвижимости и не могла не являться одним из факторов возникновения интереса ООО "Родниковый край" приобрести такие объекты. Существенное превышение площади участка общей площади объектов недвижимости не могло не быть известно продавцу (Российской Федерации) к моменту подготовки документации о проведении торгов, ввиду чего охватывалось его волей. В связи с этим, все участники торгов могли законно рассчитывать на приобретение земель соответствующей площади (равно и в меньшей площади, не ниже минимального размера).
Таким образом, отказ в утверждении схемы расположения земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка по мотиву несоразмерности его площади повлечет нарушение законного интереса ООО "Родниковый край", так как уполномоченное на продажу участка лицо определило судьбу участка уже к моменту высвобождения расположенных на нем объектов недвижимости, хотя бы участок к тому моменту и не был образован.
Кроме того, в судебном заседании представитель Управления, а также представители третьих лиц пояснили, что в отношении площади предполагаемого к формированию земельного участка какие-либо возражения у них отсутствуют.
С учетом всех приведенных выше обстоятельств в их совокупности суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15, пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку отказ Управления в утверждении схемы расположения земельного участка и в принятии решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность не соответствует положениям статей 1, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и создает препятствия в использовании объектов недвижимости, находящихся в собственности Общества, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2017 по делу N А56-67080/2016 отменить.
Признать недействительным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области от 12.09.2016 N 01-5559. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области утвердить схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 95 000 кв.м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 47:07:0155001:15 и принять решение о предварительном согласовании предоставления данного участка в собственность заявителя.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67080/2016
Истец: ООО "РОДНИКОВЫЙ КРАЙ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ