Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф06-26658/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
07 августа 2017 г. |
Дело N А49-860/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от ОАО "Т ПЛЮС ТЕПЛОСЕТЬ ПЕНЗА" - Басманов Е.В., доверенность от 11.05.2017 г.,
от ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы - Шикина Н.В., доверенность от 31.07.2017 г., Разина Т.А., доверенность от 24.11.2016 г.,
от УФНС России по Пензенской области - Разина Т.А., доверенность от 28.02.2017 г,
рассмотрев в открытом судебном заседании, путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пензенской области, апелляционную жалобу ОАО "Т ПЛЮС ТЕПЛОСЕТЬ ПЕНЗА" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.05.2017 по делу N А49-860/2017 (судья Колдомасова Л.Д.)
по заявлению ОАО "Т ПЛЮС ТЕПЛОСЕТЬ ПЕНЗА"
к ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы,
третье лицо: УФНС России по Пензенской области,
об оспаривании решений налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Т ПЛЮС ТЕПЛОСЕТЬ ПЕНЗА" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы о признании незаконными ее решений от 07.04.16 N 553 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 29 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.05.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Т ПЛЮС ТЕПЛОСЕТЬ ПЕНЗА" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.05.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили отзывы ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы и УФНС России по Пензенской области на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.05.2017 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители налоговых органов напротив, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 11.08.2015 г. общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2015 года, по которой сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета, составила 26.444.898 руб.
В ходе камеральной проверки Инспекция пришла к выводу о том, что у общества отсутствует реализация тепловой энергии, приобретенной у ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", изменившей наименование на ПАО "Т плюс" (далее по тексту - ПАО "Т плюс"), по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь тепловой энергии N 3922 от 17.03.15, в связи с чем отсутствует объект обложения НДС. Документы, подтверждающие обоснованность предъявления к вычету НДС по данной хозяйственной операции в размере 28648849,56 руб., обществом не представлены. Сделка совершена между взаимозависимыми лицами, целью заключения договоров между данными лицами является получение налоговой выгоды в виде возмещения из бюджета НДС. По мнению Инспекции, неправомерное применение налоговых вычетов привело к неполной уплате налога в сумме 2494650 руб. (сумма НДС определена с учетом имевшейся по лицевому счету налогоплательщика переплаты в размере 5571 руб.).
Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 25.11.15 N 2237, на который обществом представлены возражения.
По результатам проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля исполняющим обязанности руководителя Инспекции 07.04.16 вынесены Решения N 553 и N 29.
Решением N 553 с учетом частично принятых возражений обществу доначислен НДС в сумме 2203952 руб. и уменьшен НДС, излишне заявленный к возмещению из бюджета, в сумме 26444898 руб. Одновременно общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в общей сумме 73334 руб. 13 коп. и ему начислены пени по состоянию на 07.04.16 в сумме 155679 руб. 83 коп. При этом размер санкций определен Инспекцией с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, приведенных на странице 29 Решения N 553, и снижен в 6 раз.
Решением N 29 применение налоговых вычетов по НДС в сумме 28648850 рублей признано необоснованным, и обществу отказано в возмещении НДС в сумме 26444898 руб.
Поданная обществом апелляционная жалоба Решением Управления от 11.07.16 N 06-10/128 оставлена без удовлетворения.
07.10.16 общество обратилось в ФНС России с жалобой на принятые Инспекцией решения. Решением ФНС России от 13.12.16 N СА-4-9/23811@ его жалоба оставлена без удовлетворения.
Считая Решения Инспекции N 553 и N 29 незаконными и нарушающими интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в период спорных правоотношений (далее -Кодекс), объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Исходя положений статей 171, 172 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на налоговые вычеты, которые производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Статья 169 Кодекса предусматривает, что основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету является счет-фактура.
Из приведенных норм законодательства следует, что для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость необходимо приобретение товаров (работ, услуг) с целью осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, принятие данных товаров (работ, услуг) на учет и наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры. При этом первичные документы должны отражать реально существовавшие хозяйственные операции.
Налоговые последствия в виде применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость правомерны лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции. Данная правовая позиция ВАС РФ выражена в постановлении Президиума от 11.11.08 N 9299/08.
В соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
В связи с тем, что применение вычетов направлено на уменьшение налогового обязательства налогоплательщика, то правомерность их предъявления подлежит доказыванию налогоплательщиком. При этом документы, в подтверждение исполнения такой обязанности, должны достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия.
Из материалов дела видно, что Инспекцией не приняты налоговые вычеты на общую сумму 28648849 руб. 56 коп. по 4-м счетам-фактурам, описание которых приведено на странице 12 акта проверки, выставленным по договору N 3922 от 17.03.15 (далее - Договор N 3922) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь тепловой энергии, заключенному с ПАО "Т плюс".
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность энергоснабжающей организации по подаче абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергии и обязанность абонента по оплате принятой энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии регулируются Федеральным законом от 27.07.10 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 13 Закона N 190-ФЗ).
В силу части 11 статьи 15 Закона N 190-ФЗ теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
Из приведенных норм законодательства следует, что приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь в тепловых сетях предусмотрено законодательством. Данные операции осуществляются на возмездной основе с переходом права собственности, в связи с чем подлежат обложению НДС.
Поскольку услуги по передаче тепловой энергии являются операциями, облагаемыми НДС, а приобретение тепловой энергии для компенсации сверхнормативных потерь в сетях непосредственно связано с этой деятельностью и осуществляется в силу прямого указания закона, постольку сетевая организация вправе принять к вычету НДС, предъявленный поставщиком тепловой энергии.
Данная правовая позиция ВС РФ содержится в определении от 29.07.15 N 303-КГ15-1752.
При таких обстоятельствах довод Инспекции об отсутствии объекта обложения суд первой инстанции обоснованно отклонил. Однако данный довод не привел к вынесению незаконных решений.
Принимая оспариваемые решения Инспекция исходила, в том числе из того, что общество не доказало достоверность объема понесенных потерь, учтенная операция не соответствует действительному экономическому смыслу и что главной целью общества является получение дохода преимущественно за счет налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета.
Исходя из пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 53) под налоговой выгодой для целей настоящего постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
В силу пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
Порядок организации заключения договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями установлен Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.12 N 808 (далее - Правила).
Исхода из пункта 54 Правил объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.
В силу пункта 55 Правил потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении". В случае если единая теплоснабжающая организация не владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, она закупает тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для компенсации потерь у владельцев источников тепловой энергии в системе теплоснабжения на основании договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.13 N 1034 (далее - Правила коммерческого учета), коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
В соответствии с пунктом 31 Правил коммерческого учета коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
а) отсутствие в точках учета приборов учета;
б) неисправность прибора учета;
в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 114 Правил коммерческого учета).
Согласно пункту 6 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.14 N 99/ПР (далее - Методика), коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется во всех точках поставки и точках приема, включая:
а) границы балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) между источником тепловой энергии, теплоносителя и тепловой сетью, или потребителем, непосредственно присоединенным к коллекторам (выходным трубопроводам) источника тепловой энергии, теплоносителя;
б) границы балансовой принадлежности между смежными тепловыми сетями;
в) границы балансовой принадлежности между тепловой сетью и потребителем;
г) границы балансовой принадлежности между ЦТП и потребителем. Пункт 7 Методики определяет, что для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя применяются следующие методы:
а) приборный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета, получены путем измерений (регистрации) приборами на узлах учета тепловой энергии, теплоносителя на источниках тепловой энергии, теплоносителя;
б) расчетный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета при отсутствии приборов или в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме, принимаются по расчету, по средним показателям предыдущего периода, приведенным к условиям рассматриваемого периода, по справочным источникам и косвенным показателям;
в) приборно-расчетный метод - в случаях, когда недостаточность величин измеренных параметров восполняется полученными расчетным методом.
В силу пункта 8 Методики метод осуществления коммерческого учета фиксируется сторонами договора теплоснабжения (поставки; оказания услуг по передаче тепловой энергии по тепловым сетям).
Из приведенных норм законодательства следует, что учет тепловой энергии должен осуществляться, как правило, на основании приборов учета. Метод коммерческого учета должен быть определен договором теплоснабжения.
По условиям заключенного Договора N 3922 ПАО "Т плюс" как поставщик приняло на себя обязательство подавать через присоединенную сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии и (или) теплоносителя в тепловых сетях общества, а общество - принять и оплатить тепловую энергию и (или) теплоноситель (пункт 1.1.).
Пункт 2.3.9 Договора N 3922 устанавливает, что в случае возникновения аварии составляется акт, подписываемый ПАО "Т плюс" и обществом, в котором отражаются, в том числе сведения о неисправности, дата и время обнаружения, дата и время устранения, дата и время повышенного расхода теплоносителя.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (включая организацию учета, измерение, регистрацию и расчет объемов потерь тепловой энергии и (или) теплоносителя) производятся в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 3.1 договора).
В силу пункта 3.2 Договора N 3922 точки поставки (точки приема) тепловой энергии, теплоносителя должны быть оборудованы приборами учета тепловой энергии, теплоносителя, допущенные к эксплуатации в соответствии с нормативными требованиями.
Исходя из пункта 3.3 Договора N 3922 учет тепловой энергии и теплоносителя, контроль договорных величин потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя осуществляется приборным методом по допущенным в эксплуатацию приборам учета, указанным в Приложении N 5 к договору.
Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется на основании данных приборов учета тепловой энергии, собранных поставщиком самостоятельно и (или) предоставленных обществом, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к тепловым сетям поставщика и (или) общества, зафиксированных в первичных расчетных документах.
Таким образом, условиями заключенного договора предусмотрено применение в целях учета тепловой энергии, теплоносителя приборов учета и приборный метод учета. Следовательно, величины всех параметров, необходимых для осуществления коммерческого учета, должны подтверждаться соответствующими показателями приборов на узлах учета тепловой энергии, теплоносителя на источниках тепловой энергии, теплоносителя.
В подтверждение фактических потерь обществом представлены акты поданной - принятой тепловой энергии, подписанными ПАО "Т плюс" и обществом, журналы полезного отпуска за апрель-июнь 2015, журнал отпуска тепла с коллекторов и котельной за апрель-июнь 2015 года и акты об обнаружении и устранении повреждений оборудования за апрель-июнь 2015 года.
Кроме этого, обществом представлена справка об обнаружении и устранении недостатков за апрель-июнь 2015 года и баланс количества тепловой энергии за 2 квартал 2015, переданной через тепловые сети, подписанный директором филиала ОАО "Энергосбыт Плюс Пенза".
Все представленные обществом документы не содержат показаний приборов учета, а содержат итоговые данные об объеме тепловой энергии за месяц. Соответствие этих сведений данным приборов учета в ходе проверки обществом не подтверждено.
Согласно приложению N 1 к Договору N 3922 общее количество тепловой энергии в целях компенсации потерь определено в 712803 Гкал, в том числе за март - 66654 Гкал, за апрель - 45177 Гкал, май - 45648 Гкал и за июнь - 38089 Гкал. Общее договорное количество тепловой энергии за март-июнь 2015 года составляет 195568 Гкал.
Фактически по представленным документам количество тепловой энергии, приобретенное в целях компенсации потерь, составило 238913 Гкал, в том числе за март - 73732,948 Гкал, за апрель - 64359,935 Гкал, за май - 58054,428 Гкал и за июнь - 42766,345 Гкал.
Акты поданной-переданной тепловой энергии подписаны со стороны ПАО "Т плюс" Овчаровым П.А., со стороны общества - Шокало Г.В. и Романовым О.К. Документы от имении филиала ОАО "Энергосбыт Плюс Пенза" подписаны Овчаровым П.А.
Между тем Шокало Г.В. и Романов О.К. в проверяемых периодах согласно справкам 2-НДФЛ получали доход как в Пензенском филиале ПАО "Т плюс", так и в обществе. При этом основной доход данными лицами получен в Пензенском филиале ПАО "Т плюс".
Ни Романов О.К., ни Овчаров П.А. не являлись работниками общества и ПАО "Т плюс", от имени которых они подписывали документы, что следует из их показаний и действовали на основании выданных им доверенностей.
Баланс количества тепловой энергии за 2 квартал 2015, переданной через тепловые сети, от имени филиала ОАО "Энергосбыт Плюс Пенза" подписан Овчаровым П.А., представляющим интересы ПАО "Т плюс" по доверенности.
При таких обстоятельствах вывод Инспекции о том, что представленные документы достоверно не подтверждают фактический объем потерь тепловой энергии соответствует материалам дела.
Проверкой установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что общество и ПАО "Т плюс" являются взаимозависимыми лицами.
Общество не имеет в собственности недвижимого имущества, земельных участков и транспортных средств. Среднесписочная численность работников общества на 01.01.15 составила 0 человек.
Между ПАО "Т плюс" и обществом заключены следующие договоры:
- аренды недвижимого имущества от 01.12.14 N 7WOO-FA041/01-005/0005-2015, по которому общество приняло в пользование объекты недвижимости (насосные станции, тепловые сети, центральные тепловые пункты, водопровод горячего водоснабжения, складские помещения, административный корпус, производственный корпус). Размер арендной платы составляет 9414917,45 руб. Оплата коммунальных и эксплуатационных услуг не включена в стоимость арендной платы;
- о возмещении затрат от 01.04.15 N 8200-FA023/06-011/0004-2015 в отношении имущества, переданного от 01.12.14 N7WOO-FA041/01-005/0005-2015, расположенного по адресу: г.Пенза, пр.Строителей, 5. Предметом данного договора является возмещение затрат на охрану объектов; организацию работы бюро пропусков; обеспечение пропускного и внутриобъектного режима на охраняемом объекте; на предоставление в пользование инфраструктуры (пользование локальной вычислительной сетью, программным обеспечением, каналами связи, услугами Интернет, телефонии, передачи данных между площадками). Предельная сумма затрат по договору согласована в размере 3619970,52 руб.;
* о предоставлении услуг по содержанию, эксплуатации и ремонтам от 16.03.15 N 7WOO-FA051/01-013/0026-2015, по условиям которого общество приняло на себя обязанности по оплате услуг, необходимых для содержания и эксплуатации теплосетевого имущества. Стоимость услуг по договору ориентировочно определена в размере 38586000 руб.;
* о передаче полномочий единоличного исполнительного органа и оказание услуг в области управления от 06.04.15 N 7WOO-FA028/01-014/0001-2015, по условиям которого Общества оплачивает услуги в области управления обществом. Стоимость услуг согласована в размере 1062000 руб. в месяц;
* возмездного оказания услуг по ведению бухгалтерского, налогового учета, формированию отчетности и первичных учетных документов от 29.05.15 N 8200-FA028/02-014/0005-2015. Ежемесячная абонентская плата с 01.01.15 составляет 7500 руб., а с 01.04.15 - 249400 руб.;
- холодного водоснабжения и водоотведения от 29.05.15 N 7WOO-FA051/01-013/0041-2015, по которому общество оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды ежемесячно на основании выставленных счетов;
- теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей и теплоносителем) N 3918 от 17.03.15, по условиям которого общество приняло на себя обязательство принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель. Ориентировочная стоимость тепловой энергии (мощности), теплоносителя составляет 5850195,43 руб.;
- теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей и теплоносителем) N 3924 от 17.03.15, по которому общество приняло на себя обязательство принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель. Ориентировочная стоимость тепловой энергии (мощности), теплоносителя составляет 29011195,40 руб.;
- поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь тепловой энергии от 17.03.15 N 3922, согласно которому общество приняло на себя обязательство принять и оплатить тепловую энергию в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии и (или) теплоносителя в тепловых сетях общества.
Таким образом, не имея материальных и трудовых ресурсов для ведения заявленных в ЕГРЮЛ видов деятельности: передача пара и горячей воды, распределение пара и горячей воды, общество фактически принимает в аренду от ПАО "Т плюс" имущество, необходимое для ведения уставной деятельности, одновременно передает ПАО "Т плюс" функции управления своей деятельностью, ведение бухгалтерского и налогового учета, составление первичных учетных документов, и компенсирует все затраты по содержанию и использованию имущества, принадлежащего данной организации, а также возмещает ему потери от передачи тепловой энергии по сетям, переданным в аренду.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.07.01 N 138-О разъяснил, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Это означает, что правовой защитой пользуются налогоплательщики, которые в полном объеме исполняют свои обязанности по правильному исчислению, удержанию, полному и своевременному перечислению в бюджет законно установленных налогов и сборов, а также по соблюдению необходимых условий предоставления налоговых вычетов. Лица, недобросовестно выполняющие свои налоговые обязанности, не могут пользоваться теми же правами, что и законопослушные налогоплательщики.
При этом о недобросовестности налогоплательщиков может свидетельствовать ситуация, когда с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создаются схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств, что может привести к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков. Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели. Заключенные сделки должны не только формально не противоречить законодательству, но и не вступать в противоречие с общими запретами недопустимости недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.04 N 168-О создание схем незаконного обогащения за счет бюджетных средств с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков.
Из материалов дела видно, что выручка от предоставления услуг по передаче тепловой энергиио в адрес ПАО "Т плюс" составляет 89622068 руб. 26 коп., что составляет 96,4% в общей доле доходов от реализации. При этом стоимость приобретенной в целях компенсации потерь тепловой энергии составила 187809124 руб. 97 коп., что значительно превышает доход от основного вида деятельности.
За период с марта по июнь 2015 года выручка от реализации, по данным самого общества, составила 173348231 руб. 31 коп., а стоимость потерь тепловой энергии - 187809124 руб. 97 коп.
Следовательно, заключение перечисленных выше сделок между взаимозависимыми лицами, изначально направленных на отсутствие в течение длительного времени результата в виде получения дохода от их использования в основной деятельности, и отсутствие у общества трудовых и материальных ресурсов, необходимых для ведения уставных видов деятельности, свидетельствует об отсутствии разумной деловой цели их заключения.
По данным налоговых деклараций по НДС обществом исчислено к возмещению из бюджета за 2014 год 5571 руб., в том числе за 3 квартал - 757 руб. и за 4 квартал - 4814 руб. Также обществом исчислено к возмещению за 2 квартал 2015 года 26444898 руб. Общая сумма заявленного к возмещению НДС составила 26450469 руб.
В то же время к уплате обществом исчислено НДС по налоговым декларациям за 2015 год в сумме 6937273 руб., в том числе а 1 квартал - 6901357 руб., за 3 квартал - 18647 руб. и за 4 квартал - 17269 руб., и за 2016 год в сумме 34765 руб., в том числе за 1 квартал - 8342 руб., за 2 квартал - 7633 руб., за 3 квартал - 12199 руб. и за 4 квартал - 14933 руб. Общая сумма, исчисленного к уплате в бюджет, составила 6972038 руб.
Таким образом, сумма НДС, заявленная к возмещению из бюджета, значительно превышает сумму НДС, исчисленную к уплате в бюджет, за весь период деятельности общества.
Из налоговых деклараций общества по налогу на прибыль за 2014-2016 годы следует, что обществом за 2014 год получен убыток в сумме 73857 руб., за 6 месяцев и 9 месяцев 2015 года - убыток соответственно в сумме 124247864 руб. и 247460790 руб. Убытки общества за 2015 год составили 281378811 руб., а за 2016 год - 284168633 руб.
Принимая во внимание наличие взаимозависимости между обществом и ПАО "Т плюс", передачу ПАО "Т плюс" в пользование общества собственного имущества, необходимого для ведения уставной деятельности, отсутствие у общества трудовых и материальных ресурсов, необходимых для ведения реальной деятельности, осуществление ПАО "Т плюс" за плату обслуживание переданного в пользование общества собственного имущества, управление деятельностью налогоплательщика ПАО "Т плюс", ведение ПАО "Т плюс" бухгалтерской и налоговой отчетности общества, а также формирование отчетности и первичных учетных документов общества, компенсацию ПАО "Т плюс" потерь тепловой энергии от использования сетей, принадлежащих ПАО "Т плюс", наличие у общества убытков по результатам хозяйственной деятельности, отсутствие реальной экономической выгоды от заключенных сделок, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у общества намерения получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности и о получении экономической выгоды исключительно за счет налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета. Однако данная цель не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели.
С учетом изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 мая 2017 года по делу N А49-860/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-860/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф06-26658/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Т плюс теплосеть Пенза"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26658/17
07.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9327/17
02.08.2017 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-860/17
18.05.2017 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-860/17