07 августа 2017 г. |
Дело N А83-8154/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.08.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Дьяченко М.С.,
с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью "Черномор-Инвест" - Завацкая Е.В. по доверенности от 10.01.2017,
в отсутствии Администрации города Ялты Республики Крым, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 мая 2017 года по делу N А83-8154/2016 (судья Осоченко И.К.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Черномор-Инвест" о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Ялты Республики Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Черномор - Инвест" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Администрации города Ялты Республики Крым (далее по тексту - Администрация) от 27.10.2016 N 3982-п "О рассмотрении обращения ООО "Черномор Инвест" о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав, расположенного по адресу: г. Алупка, ул. Ленина, 29" и понуждении Администрации города Ялты выполнить требования ч.14 ст.3 ЗРК от 31.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", заключив с ООО "Черномор Инвест" договор аренды земельных участков общей площадью 10 920 кв.м, с кадастровыми номерами 90:25:090104:179 и 90:25:090104:181, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алупка, ул. Ленина, 29 (р-н санатория "Южнобережный").
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30 мая 2017 года заявленные требования общества удовлетворены. Признано недействительным и отменено полностью постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 27.10.2016 N 3982-п "О рассмотрении обращения ООО "Черномор - Инвест" о предоставлении в аренду земельного участка в порядке переоформления прав по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. Ленина, 29". Суд обязал Администрацию города Ялты Республики Крым выполнить требования ч.14 ст.3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", заключив с ООО "Черномор - Инвест" договор аренды земельных участков общей площадью 10 920 кв.м, с кадастровыми номерами 90:25:090104:179 и 90:25:090104:181, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Алупка, ул. Ленина, 29 (р-н санатория "Южнобережный") в течение месяца с момента вступления решения по данному делу в законную силу, а также взыскал с Администрации города Ялты Республики Крым в пользу общества госпошлину в размере 3000,00 рублей.
Не согласившись с принятым решением в части понуждения Администрации города Ялты Республики Крым к заключению с ООО "Черномор - Инвест" договора аренды земельных участков общей площадью 10 920 кв.м, с кадастровыми номерами 90:25:090104:179 и 90:25:090104:181, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Алупка, ул. Ленина, 29 (р-н санатория "Южнобережный"), Администрация обратилась с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 мая 2017 года, в которой просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного разбирательства от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, общество обратилось с заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым о предоставлении в аренду земельного участка в порядке переоформления прав по адресу Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. Ленина 29.
Рассмотрев письменное обращение общества о переоформлении прав на земельный участок площадью 10920 кв.м, состоящий из двух участков: участок N 1 - 7438 кв.м, участок N 2 - 3482 кв.м, для строительства и обслуживания корпусов санатория-профилактория, по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. Ленина, 29 (район санатория "Южнобережный"), кадастровый паспорт земельного участка N 1 от 01.02.2016 N 90-02/2016-32183, кадастровый паспорт земельного участка N 2 от 01.02.2016 N 90-02/2016-32181, договор аренды земельного участка, зарегистрированный 17.09.2004 N 34, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Крым от 21.08.2014 N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Законом Республики Крым от 15.01.2014 N 66-ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", Законом Республики Крым от 11.09.2014 N 68-ЗРК "Об объектах культурного наследия в Республике Крым", Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории республики Крым", Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", Правилами предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым, утвержденными решением 4-ойсессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 30.03.2015 N 37, Администрация города Ялты Республики Крым 27 октября 2016 года приняла Постановление N 3982-п об отказе обществу в предоставлении в аренду в порядке переоформления прав земельного участка площадью 10920 кв.м в связи с принятием постановления Администрацией города Ялты Республики Крым от 27.05.2016 N 1540-п "Об отмене решения 25-й сессии Алупкинского городского совета 24 созыва от 17.09.2004 N 1: "О передаче земельного участка ООО "ЧЕРНОМОР-ИНВЕСТ" в аренду для строительства и обслуживания корпусов санатория-профилактория по адресу г. Алупка, ул. Ленина, 29 (район санатория "Южнобережный")".
Полагая, что постановление от 27.10.2016 N 3982-п является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что в ходе судебного разбирательства установлено отсутствие у Администрации правовых оснований для отказа в предоставлении ООО "Черномор - Инвест" земельного участка в порядке переоформления прав, в связи с чем суд пришел к выводу, что нарушенные права и интересы заявителя должны быть восстановлены путем принятия судебного решения об обязании Администрации города Ялты заключить с обществом договор аренды земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Сторонами ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений не заявлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Крым от 30 мая 2017 года по настоящему делу в обжалуемой части, т.е. в части понуждения Администрации города Ялты Республики Крым к заключению с ООО "Черномор - Инвест" договора аренды земельных участков общей площадью 10 920 кв.м.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок, в отношении которого было подано заявление о предоставлении в аренду в порядке переоформления прав, находится в долгосрочной аренде ООО "Черномор - Инвест". Земельный участок передан для целей застройки и коммерческого использования. На земельном участке находятся законно возведенные нежилые объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для извлечения прибыли.
Суд так же отметил, что договор аренды земельного участка, заключенный 17.09.2004 между Алупкинским городским советом, правопреемником которого является Администрация города Ялты Республики Крым, и ООО "Черномор - Инвест", является действующим, такой договор недействительным не признавался, в судебном порядке либо по соглашению сторон не расторгался, в связи с чем суд пришел к выводу, что у заявителя имеются все необходимые и достаточные законные основания для переоформления права аренды на земельный участок, площадью 10920 м2, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алупка, ул. Ленина, 29.
Установив, что законные основания для отказа в переоформлении права аренды на земельный участок, площадью 10920 м2, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алупка, ул. Ленина, 29 и вынесения обжалуемого постановления у Администрации г. Ялты Республики Крым отсутствовали, суд первой инстанции пришел к выводу, что при принятии обжалуемого постановления Администрация города Ялты грубо нарушила принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества поскольку на земельном участке, в отношении которого было подано заявление о его предоставлении в порядке переоформления права аренды, находится объект недвижимого имущества: построенное и введенное в эксплуатацию ООО "Черномор - Инвест" здание санатория-профилактория, которое, в том числе, используется заявителем для осуществления предпринимательской деятельности путем оказания санаторно-курортных и оздоровительных услуг.
На основании изложенного суд первой инстанции признал недействительным и отменил постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 27.10.2016 N 3982-п "О рассмотрении обращения ООО "Черномор - Инвест" о предоставлении в аренду земельного участка в порядке переоформления прав по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. Ленина, 29" как принятое с нарушением норм закона, прав и законных интересов общества в сфере его предпринимательской деятельности.
Частью 14 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального Конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом договор аренды.
Согласно статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в частности, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как способ восстановления нарушенного права, суд, отметив, что в соответствии с действующим законодательством по результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав по результатам поданного заинтересованным лицом (субъектом, с которым до 18.03.2014 был заключен договор аренды земельного участка) уполномоченный орган местного самоуправления вправе в соответствии с ч.14 ст.3 Закона 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений в Республике Крым", постановление Совета министров Республики Крым от' 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" осуществить лишь одно из двух предусмотренных законом действий: а) заключить договор аренды земельного участка, при этом принятие/вынесение каких-либо постановлений/решений законодательством не предусмотрено; б) отказать в предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав, путем принятия постановления об отказе в предоставлении земельного участка в порядке переоформления, обязал Администрацию заключить с обществом договор аренды земельного участка.
Суд отмечает, что заключение договора аренды по результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду, в том числе в порядке переоформления прав основано на положениях ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа местного самоуправления - в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора с органом местного самоуправления - в случаях предоставления земельного участка в собственность за плату; предоставления земельного участка в аренду; предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
При этом особенности переоформления прав на земельные участки, ранее сформированные и переданные в соответствии с законодательством Украины, предусмотрены законодательством Республики Крым.
Таким образом, суд первой инстанции, установив в ходе судебного разбирательства отсутствие у Администрации правовых оснований для отказа в предоставлении обществу земельного участка в порядке переоформления прав, пришел к правомерному выводу, что нарушенные права и интересы заявителя могут быть восстановлены путем принятия судебного решения о понуждении Администрации города Ялты к заключению с обществом договора аренды земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о выходе судом первой инстанции за пределы его компетенции поскольку вопрос предварительного согласования предоставления земельного участка относится исключительно к полномочиям органов местного самоуправления отклоняются апелляционной коллегией ввиду следующего.
Из материалов дела следует и судом установлено, что общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке переоформления права на земельный участок, ранее находящейся в пользовании на условиях договора аренды от 17.09.2004, в соответствии с требованиями ч.14 ст.3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", а не предварительного согласования предоставления земельного участка, в связи с чем суд первой инстанции в пределах своей компетенции правомерно обязал Администрацию выполнить требования вышеуказанного закона путем заключения договора аренды земельного участка.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 мая 2017 года по делу N А83-8154/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-8154/2016
Истец: ООО "ЧЕРНОМОР-ИНВЕСТ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ