07 августа 2017 г. |
Дело N А83-8708/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.08.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Дьяченко М.С.,
с участием представителей от Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым - Изедин З.Р., главный специалист-эксперт (юрисконсульт) юридического отдела, по доверенности от 17.08.2016 N 48, от Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" - Габенко Н.В., ведущий юрисконсульт отдела юридической и правовой работы, по доверенности от 09.01.2017 N 46,
в отсутствии Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Министерства финансов Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 июня 2017 года по делу N А83-8708/2016 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о взыскании с Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" расходов, связанных с назначением и выплатой пенсий, при участии третьих лиц: Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Министерства финансов Республики Крым,
установил:
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее по тексту - пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением (с учетом измененного в процессе рассмотрения дела размера требований) о взыскании с Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" (далее по тексту - центр занятости) расходов, связанных с назначением и выплатой в 2015 году досрочно пенсий по предложениям органов службы занятости в размере 768597,16 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06 июня 2016 года требования пенсионного фонда удовлетворены. С Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" в пользу Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым взысканы расходы, связанные с назначением и выплатой досрочно в 2015 году пенсий по предложениям органов службы занятости в сумме 768597,16 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр занятости населения" обжаловали его в апелляционном порядке, просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного разбирательства от Министерства финансов Республики Крым поступил отзыв на апелляционные жалобы, согласно которому просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме, а также рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель центра занятости поддержал доводы, изложенные в его апелляционной жалобе.
До начала судебного разбирательства от пенсионного фонда поступили пояснения на апелляционные жалобы, в судебном заседании его представитель возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Министерства финансов Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.09.2016 пенсионный фонд обратился в центр занятости со списком пенсионеров, которым в 2015 году выплачивалась пенсия, назначенная досрочно по предложениям территориальных органов центра занятости (далее по тексту - список) для возмещения центром занятости пенсионному фонду расходов, связанных с назначением досрочных пенсий в сумме 728 069,42 руб. Список сформирован на основании информации, предоставленной территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющими функции по назначению и выплате пенсий.
Поскольку средства возмещены не были, пенсионный фонд обратился в суд с данным заявлением.
В процессе рассмотрения дела пенсионный фонд увеличил требования до 768597,16 руб. в связи с тем, что при подготовке первоначальных требований в расчет суммы иска не были включены расходы, связанные с назначением и выплатой пенсий Севрюковой Н.В. за период с сентября по декабрь 2015 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о занятости), в соответствии с которыми по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 32 Закона о занятости, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом о занятости.
Согласно п.1 ст.32 Закона о занятости гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 11 и 12 указанного Федерального закона. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона о занятости по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, отвечающим условиями для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации, либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе, назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
В свою очередь, п. 4 ст. 32 Закона о занятости предусматривает, что расходы связанные с назначением пенсии, предусмотренной п. 2 настоящей статьи осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.
На основании пункта 2 статьи 7.1. Закона о занятости средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1. Закона о занятости полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Общий объем, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности населения и поправочных коэффициентов, учитывающих уровень безработицы и размеры выплат пособий по безработице.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7.1. Закона о занятости).
Средства на осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 7.1. Закона о занятости).
Пенсионный фонд осуществляет на территории Республики Крым выплату пенсий, назначенных досрочно по предложениям территориальных органов центра занятости.
Пункты 285-288 Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения от 29.06.2012 N 10н, зарегистрированным в Министерстве юстиции России 25.07.2012 N25012, предусмотрено, что работник центра занятости при получении от территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации документов, подтверждающих расходы, связанные с назначением пенсии безработным гражданам по предложению органов службы занятости, оформляет платежное поручение в установленном количестве экземпляров. После подписания платежного поручения директором центра занятости, оно направляется в территориальный орган Федерального казначейства.
Центр занятости, возражая против удовлетворения заявленных требований, ссылается на невозможность погашения задолженности прошлых лет за счет бюджета текущего года, поскольку погашение указанной задолженности не включено в лимит бюджетных обязательств на текущий год. Кроме того, указывает на тот факт, что задолженность за 2015 год истцом не выставлялась в данном году, в связи с чем при формировании бюджетов на 2016-2017 года данные суммы не были учтены.
Суд первой инстанции, отклоняя указанные доводы центра занятости, правомерно исходил из того, что действующие нормы законодательства не предусматривают конкретных сроков обращения Пенсионного фонда с заявлением о возмещении вышеуказанных расходов. Тот факт, что бюджетом текущего года не предусмотрены расходы на возмещение вышеуказанной задолженности, не влияет на законодательно установленную обязанность к их возмещению.
Кроме того, погашение задолженности прошлых лет за счет лимитов текущего года возможно при согласовании с главным распорядителем бюджетных средств.
Закон о занятости прямо устанавливает, что мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные этим Законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).
Следовательно, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что пенсионный фонд, понесший за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 32 Закона о занятости расходы, связанные с назначением и выплатой пенсии лицам, указанных в списках, досрочно, обратился за возмещением этих расходов из федерального бюджета.
Вопрос перераспределения между уровнями бюджета соответствующих сумм является вопросом исполнения обязательств, в то время как суд разрешает вопросы права.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 июня 2017 года по делу N А83-8708/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-8708/2016
Истец: ГУ - ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство Финансов Республики Крым, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"